Тема: Экологическая этика
МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Преподаватель: Ильюшина Лилия Леонидовна
Кабинет: 506.
Тема: Биоэтика. Понятие и основные проблемы.
Биоэтика – направление, которое объединяет этику, медицину, юриспруденцию, экологию и др., задачей которого является выработка принципов нравственного отношения к Живому вообще и к вопросам, связанным с определением жизни и смерти (биоэтика в широком смысле).
Иногда от биоэтики отличают биомедицинскую этику, задачей которой является нравственное отношение общества к проблемам жизни и смерти человека (биоэтика в узком смысле).
Медицинская этика изучает вопросы, возникающие между врачами, а так же между врачами и пациентами.
Круг проблем биоэтики:
· Определение философских принципов биоэтики:
o Что такое жизнь.
o Что такое смерть.
o Что такое качество жизни.
o Что такое человек.
· Вопросы, связанные с определением частных случаев биоэтики:
o Проблемы демографии человека (аборт, суррогатное материнство, евгеника).
o Вмешательство в человеческую телесность:
§ Генная инженерия.
§ Пластическая хирургия.
§ Проекты создания искусственного тела.
o Обеспечение качества смерти:
§ Эвтаназия.
§ Смертная казнь.
§ Транспланталогия и реаниматология.
§ Хосписы.
Принципы биоэтики (Авторы: Бичамп, Чилдерс):
· Автономия личности.
· Информированное согласие.
· Добровольность.
· Конфиденциальность.
Вопрос: Эвтаназия.
Сам термин появился в 17 веке. Изначально понимался как «хорошая, лёгкая» смерть.
Сейчас эвтаназия – это намеренное прекращение жизни человека по медицинским показаниям, путём отказа от лечения и поддерживающей терапии или путём введения специальных препаратов, прекращающих жизнь.
Виды эвтаназии:
· По способу проведения:
o Активная (введение ЙАДА).
o Пассивная (отключение от препарата).
· По способу принятия решения:
o Добровольная (сознательное согласие).
o Не добровольная (отключение от препарата).
1986 год – снятие запрета на эвтаназию в Голландии. Сейчас легализовано в: Голландии, Бельгии, Люксембурге, Швейцарии, 2 штата США, и 2 провинции Австралии (но и в Пендосии и в Австралии введён мораторий на этот закон).
Основные аргументы:
· Против эвтаназии:
o Люди могут отказаться от борьбы за свою жизнь.
o Жизнь человека бесценна.
o Отсутствие объективных критериев оценки состояния человека, а так же спорность статуса добровольности.
o Возможность врачебной ошибки при диагностике и лечении.
o Возможность сговора.
o Религиозный аргумент.
o Подрыв доверия к медицине.
o Вопрос о том, кто и по какому праву будет проводит эвтаназию.
· За эвтаназию:
o Уменьшение статистики самоубийств.
o Демократическая поправка к свободе жизни и смерти.
o Облегчение мучений.
o Финансовый аргумент.
o Отсутствие «фактической» пользы от жизни человека в ситуации «годной» к эвтаназии.
Вопрос: Суррогатное материнство.
Суррогатным материнством называют случаи:
· Когда суррогатная мать является и биологической и генетической матерью, но после рождения ребёнка передаёт все права на него биологическому и генетическому отцу и/или приёмным родителям.
· Когда суррогатная мать является только биологической матерью, она генетически чужая ребёнку, после рождения ребёнка отказывается от своих прав в пользу генетических родителей.
Аргументы за суррогатное материнство:
· Бездетные пары получают возможность «генетически своих детей».
· В результате появляется новая жизнь.
Аргументы против суррогатного материнства:
· Это скрытая форма торговли детьми.
· Сведение женщины только к её детородной функции.
· Криминализация.
· Большое количество детей-сирот, которые нуждаются в усыновлении.
Тема: Экологическая этика.
Возникает поздно. Появляется в 20ом веке, 50ые года. Спорная дисциплина. «Чем это вообще занимается?».
Экологическая этика – междисциплинарное направление, предметом которого являются отношения между человеком и природой, а так же ценности, регулирующие эти отношения. Возникла на стыке этики, экологии, юриспруденции, медицины.
Основатель: Тейяр де Шарден, Леопольд, Шлейцер.
Изначально стояла проблема соотношения прибыли и «испорченности ареала обитания».
Первые подобия «экологических законов» появились в Италии около 13(?) столетия.
В рамках экологической этики выделяются несколько направлений:
· Антропоцентризм: важнейшими являются интересы человека, природа нуждается в защите от чрезмерного потребления. Но это нужно только для того, что бы сохранить естественную среду обитания человека.
· Патоцентризм (пассиоцентризм): это направление полагает что этические/моральные отношения должны быть распространены на все живые существа, которые могут испытывать боль/страдать.
· Биоцентризм: важнее всего обеспечить равные права всем живым существам. Жизнь бесценна и не важно, кому она принадлежит. Не должно быть никаких иерархий, должно быть равенство. Выдвигаются 2 основных принципа:
o Принцип благоговения перед жизью.
o Принцип Ноя.
· Экоцентризм: человек является лишь одним из живых существ, и должен занимать только определённую нишу в экосистеме. Его задачей является обеспечение наибольшего баланса между всеми живыми существами, и этот баланс позволит сохранить основные свойства экосистемы. В центре внимания этого направления находятся не отдельные виды или их представители, а биогеоценозы, популяции и связи между ними. В основании экоцентризма лежит концепция «коэволюции» - т.е. «совместной эволюции» (Никита Моисеев). Основные положения концепции коэволюции:
o Исследования генома человека показали что люди имеют общую генетическую природу со всеми другими живыми существами.
o Химическая основа жизни – общая для всех живых существ.
o Кроме человека есть целый ряд других живых существ, имеющих высокоразвитую нервную систему, а так же способы передачи информации.
o На сегодняшний день люди имеют достаточно ресурсов, для того что бы существенным образом менять природные ландшафты; значит мы должны контролировать нашу деятельность и не ставить собственные интересы выше интересов других живых существ, кроме тех случаев, когда речь идёт о жизненно важных интересах человека. –
Практическим выводом из концепции коэволюции стала «концепция устойчивого развития», принятая в Рио Де Жанейро в 1998 году. Человечество может использовать любые ресурсы для своего развития, но при этом нужно передавать потомкам представления о том, как «мы жили».