Тема: Экологическая этика

МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Преподаватель: Ильюшина Лилия Леонидовна

Кабинет: 506.

Тема: Биоэтика. Понятие и основные проблемы.

Биоэтика – направление, которое объединяет этику, медицину, юриспруденцию, экологию и др., задачей которого является выработка принципов нравственного отношения к Живому вообще и к вопросам, связанным с определением жизни и смерти (биоэтика в широком смысле).

Иногда от биоэтики отличают биомедицинскую этику, задачей которой является нравственное отношение общества к проблемам жизни и смерти человека (биоэтика в узком смысле).

Медицинская этика изучает вопросы, возникающие между врачами, а так же между врачами и пациентами.

Круг проблем биоэтики:

· Определение философских принципов биоэтики:

o Что такое жизнь.

o Что такое смерть.

o Что такое качество жизни.

o Что такое человек.

· Вопросы, связанные с определением частных случаев биоэтики:

o Проблемы демографии человека (аборт, суррогатное материнство, евгеника).

o Вмешательство в человеческую телесность:

§ Генная инженерия.

§ Пластическая хирургия.

§ Проекты создания искусственного тела.

o Обеспечение качества смерти:

§ Эвтаназия.

§ Смертная казнь.

§ Транспланталогия и реаниматология.

§ Хосписы.

Принципы биоэтики (Авторы: Бичамп, Чилдерс):

· Автономия личности.

· Информированное согласие.

· Добровольность.

· Конфиденциальность.

Вопрос: Эвтаназия.

Сам термин появился в 17 веке. Изначально понимался как «хорошая, лёгкая» смерть.

Сейчас эвтаназия – это намеренное прекращение жизни человека по медицинским показаниям, путём отказа от лечения и поддерживающей терапии или путём введения специальных препаратов, прекращающих жизнь.

Виды эвтаназии:

· По способу проведения:

o Активная (введение ЙАДА).

o Пассивная (отключение от препарата).

· По способу принятия решения:

o Добровольная (сознательное согласие).

o Не добровольная (отключение от препарата).

1986 год – снятие запрета на эвтаназию в Голландии. Сейчас легализовано в: Голландии, Бельгии, Люксембурге, Швейцарии, 2 штата США, и 2 провинции Австралии (но и в Пендосии и в Австралии введён мораторий на этот закон).


Основные аргументы:

· Против эвтаназии:

o Люди могут отказаться от борьбы за свою жизнь.

o Жизнь человека бесценна.

o Отсутствие объективных критериев оценки состояния человека, а так же спорность статуса добровольности.

o Возможность врачебной ошибки при диагностике и лечении.

o Возможность сговора.

o Религиозный аргумент.

o Подрыв доверия к медицине.

o Вопрос о том, кто и по какому праву будет проводит эвтаназию.

· За эвтаназию:

o Уменьшение статистики самоубийств.

o Демократическая поправка к свободе жизни и смерти.

o Облегчение мучений.

o Финансовый аргумент.

o Отсутствие «фактической» пользы от жизни человека в ситуации «годной» к эвтаназии.

Вопрос: Суррогатное материнство.

Суррогатным материнством называют случаи:

· Когда суррогатная мать является и биологической и генетической матерью, но после рождения ребёнка передаёт все права на него биологическому и генетическому отцу и/или приёмным родителям.

· Когда суррогатная мать является только биологической матерью, она генетически чужая ребёнку, после рождения ребёнка отказывается от своих прав в пользу генетических родителей.

Аргументы за суррогатное материнство:

· Бездетные пары получают возможность «генетически своих детей».

· В результате появляется новая жизнь.

Аргументы против суррогатного материнства:

· Это скрытая форма торговли детьми.

· Сведение женщины только к её детородной функции.

· Криминализация.

· Большое количество детей-сирот, которые нуждаются в усыновлении.

Тема: Экологическая этика.

Возникает поздно. Появляется в 20ом веке, 50ые года. Спорная дисциплина. «Чем это вообще занимается?».

Экологическая этика – междисциплинарное направление, предметом которого являются отношения между человеком и природой, а так же ценности, регулирующие эти отношения. Возникла на стыке этики, экологии, юриспруденции, медицины.

Основатель: Тейяр де Шарден, Леопольд, Шлейцер.

Изначально стояла проблема соотношения прибыли и «испорченности ареала обитания».

Первые подобия «экологических законов» появились в Италии около 13(?) столетия.

В рамках экологической этики выделяются несколько направлений:

· Антропоцентризм: важнейшими являются интересы человека, природа нуждается в защите от чрезмерного потребления. Но это нужно только для того, что бы сохранить естественную среду обитания человека.

· Патоцентризм (пассиоцентризм): это направление полагает что этические/моральные отношения должны быть распространены на все живые существа, которые могут испытывать боль/страдать.

· Биоцентризм: важнее всего обеспечить равные права всем живым существам. Жизнь бесценна и не важно, кому она принадлежит. Не должно быть никаких иерархий, должно быть равенство. Выдвигаются 2 основных принципа:

o Принцип благоговения перед жизью.

o Принцип Ноя.

· Экоцентризм: человек является лишь одним из живых существ, и должен занимать только определённую нишу в экосистеме. Его задачей является обеспечение наибольшего баланса между всеми живыми существами, и этот баланс позволит сохранить основные свойства экосистемы. В центре внимания этого направления находятся не отдельные виды или их представители, а биогеоценозы, популяции и связи между ними. В основании экоцентризма лежит концепция «коэволюции» - т.е. «совместной эволюции» (Никита Моисеев). Основные положения концепции коэволюции:

o Исследования генома человека показали что люди имеют общую генетическую природу со всеми другими живыми существами.

o Химическая основа жизни – общая для всех живых существ.

o Кроме человека есть целый ряд других живых существ, имеющих высокоразвитую нервную систему, а так же способы передачи информации.

o На сегодняшний день люди имеют достаточно ресурсов, для того что бы существенным образом менять природные ландшафты; значит мы должны контролировать нашу деятельность и не ставить собственные интересы выше интересов других живых существ, кроме тех случаев, когда речь идёт о жизненно важных интересах человека. –

Практическим выводом из концепции коэволюции стала «концепция устойчивого развития», принятая в Рио Де Жанейро в 1998 году. Человечество может использовать любые ресурсы для своего развития, но при этом нужно передавать потомкам представления о том, как «мы жили».

Наши рекомендации