Органы и элементы, составляющие государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Построение ГСЧС осуществляется по административно-территориальному и отраслевому принципам.
ГСЧС образуют:
- Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров;
- республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям (Министерство по чрезвычайным ситуациям);
- территориальные подсистемы и входящие в них звенья;
- отраслевые подсистемы и входящие в них звенья;
- другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров.
Территориальные подсистемы ГСЧС создаются местными исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в Республике Беларусь административно-территориальному делению.
Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, для организации и осуществления работы по защите подчиненных организаций от чрезвычайных ситуаций и участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Перечень государственных органов, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС, разрабатывается республиканским органом государственного управления по чрезвычайным ситуациям и утверждается Советом Министров.
ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.
Каждый уровень ГСЧС имеет:
- координирующие органы;
- органы управления по чрезвычайным ситуациям;
- силы и средства;
- информационно-управляющую систему;
- резервы материальных ресурсов.
Координирующими органами ГСЧС являются:
на республиканском уровне - Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по чрезвычайным ситуациям республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров;
на территориальном уровне, охватывающем территорию области и г. Минска, - комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);
на объектовом уровне, охватывающем территорию конкретной организации, - комиссия по чрезвычайным ситуациям организации.
Органами управления по чрезвычайным ситуациям являются:
на республиканском уровне - республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям, структурное подразделение (сектор, отдел), созданное для выполнения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, в пределах ассигнований, выделенных на их содержание, и штатной численности;
на территориальном уровне - областные и Минское городское управления Министерства по чрезвычайным ситуациям;
на местном уровне - районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям областных и Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям;
на объектовом уровне - структурное подразделение (отдел, сектор) или специально назначенный работник для выполнения задачи в области защиты организаций от чрезвычайных ситуаций.
В республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Совету Министров, создается сектор (отдел), а в иных организациях назначаются (с учетом дочерних организаций) штатные работники в зависимости от количества работников: при количестве работников от 600 до 3 тысяч человек - 1, от 3 тысяч до 10 тысяч - 2 - 3 (сектор), свыше 10 тысяч человек - 3 - 4 (сектор или отдел).
В состав сил и средств ГСЧС входят:
- силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:
подразделений по чрезвычайным ситуациям;
территориальных и объектовых гражданских формирований гражданской обороны;
организаций здравоохранения и медицинских формирований, предназначенных для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях;
организаций ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
аварийно-спасательных служб республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;
территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб;
специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.
Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные службы должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.
По плану взаимодействия для ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
К средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, информационные базы данных и иные средства.
Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляет собой совокупность систем наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения выявленных и потенциальных источников чрезвычайных ситуаций и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, влияющих на безопасность населения, организаций и окружающей среды, в целях разработки и реализации мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации их социально-экономических и экологических последствий.
Информационно-управляющая система осуществляет оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС. В ее состав входят:
Государственное учреждение "Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь";
центры оперативного управления областных и Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям;
центры оперативного управления районных и городских отделов по чрезвычайным ситуациям;
информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных СМ;
дежурно-диспетчерские службы районов, городов и организаций.
Резервы материальных ресурсов (республиканский, отраслевые, территориальные, местные и объектовые) для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями.
Порядок создания и использования указанных резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 1998 г. № 1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций».