Аналитический отчет по результатам I вузовского тура
Омский государственный технический университет
Открытая международная студенческая
Интернет-олимпиада
по дисциплине «Экология»
Аналитический отчет по результатам I вузовского тура
Оглавление
1. Количественные показатели участия студентов в Открытой международной Интернет-олимпиаде по дисциплине «Экология»..................................................................................................................... 6
2. Классификация олимпиадных заданий по дисциплине «Экология»....................................... 9
2.1. Уровни компетентности............................................................................................................ 9
2.2. Перечень предметных компетенций по дисциплине «Экология»....................................... 9
2.3. Методика расчета баллов для участников первого тура Открытой международной Интернет-олимпиады............................................................................................................................................ 9
2.4. Карты элементов содержания олимпиадных заданий по дисциплине «Экология»........ 10
2.4.1. Направления «Гуманитарное и юридическое», «Лесохозяйственное и сельскохозяйственное», «Технико-технологическое»............................................................................................................. 10
3. Результаты Открытой международной Интернет-олимпиады по дисциплине «Экология» 20
3.1. Направление «Технико-технологическое»........................................................................... 20
Приложение А. Задания.................................................................................................................... 28
Направления: «Гуманитарное и юридическое», «Лесохозяйственное и сельскохозяйственное», «Технико-технологическое»............................................................................................................................... 28
Приложение Б. Рейтинг-листы......................................................................................................... 32
Направление «Технико-технологическое»..................................................................................... 32
Приложение В. Список вузов – участников Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по дисциплине «Экология».............................................................................................................. 33
Одной из основных задач вузовского олимпиадного движения является выявление талантливой, ярко мыслящей и проявляющей творческие способности молодежи. Возможности современных Интернет-технологий лежат в основе организации Интернет-олимпиады и позволяют значительному числу студентов независимо от территориального расположения и материальных возможностей заявить о себе, продемонстрировать свои знания, умения и владение предметными компетенциями.
Интернет-олимпиада дает возможность оценить умение творчески мыслить, способствует саморазвитию молодежи, повышает инфокоммуникационную культуру студентов и преподавателей. Участие в олимпиадах воодушевляет студентов на более глубокое изучение дисциплин и применение полученных знаний на практике.
Тематическое наполнение олимпиадных заданий реализует различные уровни компетентности, что дает возможность судить о способности студента решать практико-ориентированные экологические задачи с использованием системного подхода, выявлять связи между компонентами экосистемы и биосферы, анализировать биосистемы разного уровня, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
По дисциплине «Экология» для направлений «Гуманитарное и юридическое», «Лесохозяйственное и сельскохозяйственное» и «Технико-технологическое» участникам было предложено 20 заданий, и для направления «Специализированное (с углубленным изучением дисциплины)» было предложено 23 задания.
На I тур были представлены задания по следующим разделам:
· организм и среда;
· экосистемы;
· биосфера и человек;
· охрана окружающей среды.
В представленном отчете олимпиадные задания по дисциплине приведены в соответствии с определенным уровнем компетентности, предложен перечень предметных компетенций и методика расчета баллов по каждому заданию.
Анализ результатов вузовского тура по дисциплине проведен для каждого направления, при этом использованы следующие формы представления результатов:
· диаграмма распределения результатов участников;
· карта коэффициентов решаемости заданий;
· диаграмма ранжирования результатов студентов вузов-участников по проценту набранных баллов,
· диаграмма ранжирования студентов вуза по проценту набранных баллов;
· рейтинг-листы.
Результаты первого тура Открытой международной Интернет-олимпиады по дисциплине «Экология» подведены для каждого вуза-участника отдельно и недоступны для других образовательных учреждений, принимавших участие в тестировании.
Результаты Открытой международной Интернет-олимпиады выложены на именных страницах вузов-участников в виде кратких и подробных
рейтинг-листов.
В предлагаемом аналитическом отчете дается анализ результатов студентов первого вузовского тура Открытой международной
Интернет-олимпиады для образовательного учреждения – участника
Интернет-олимпиады.
1. Количественные показатели участия студентов в Открытой международной Интернет-олимпиаде по дисциплине «Экология»
В первом туре по дисциплине «Экология» принял участие 1581 студент из 82 вузов из 4 стран.
Диаграмма участников Открытой международной
Интернет-олимпиады
по дисциплине «Экология»
№ п/п | Название страны-участника | Количество вузов-участников | Количество участников |
Россия | |||
Казахстан | |||
Туркменистан | |||
Узбекистан |
Для более объективной оценки выделено четыре направления: «Гуманитарное и юридическое» (ГиЮ), «Технико-технологическое» (ТТ), «Специализированное (с углубленным изучением дисциплины)» (Сп), «Лесохозяйственное и сельскохозяйственное» (ЛХиС). Для каждого направления сформирован тематический набор заданий (Приложение А).
В разделе приводятся количественные показатели участия в Интернет-олимпиаде как по вузам, так и по студентам по выделенным направлениям.
Распределение вузов-участников Интернет-олимпиады по направлениям
Дисциплина «Экология»
Распределение студентов-участников Интернет-олимпиады по направлениям
Дисциплина «Экология»
2. Классификация олимпиадных заданий по дисциплине «Экология»
В рамках первого тура Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады задания по дисциплине «Экология» классифицированы по трем уровням компетентности, сформулированы требования к каждому уровню компетентности и предложен перечень предметных компетенций для оценки их сформированности.
В данном разделе приводятся карты элементов содержания олимпиадных заданий по направлениям.
2.1. Уровни компетентности
Уровни компетентности | Код | Требования к уровню компетентности |
Базовый | воспроизведение экологических понятий, законов, фактов, методов | |
Повышенный | установление связей и интеграция материала из разных экологических тем, необходимых для выполнения задания; системный подход к решению экологических проблем | |
Высокий | экологические размышления, требующие обобщения и интуиции |
2.2. Перечень предметных компетенций по дисциплине «Экология»
Код предметной компетенции | Предметные компетенции |
способность формулировать практико-ориентированные экологические задачи | |
способность решать экологические задачи с использованием системного подхода | |
способность к системному анализу и выявлению связей между компонентами экосистемы и биосферы, анализировать биосистемы разного уровня |
2.3. Методика расчета баллов для участников первого тура
Открытой международной Интернет-олимпиады
При подсчете набранных студентом баллов учитывается коэффициент решаемости задания.
Балл за верно выполненное j-ое задание Вj зависит от коэффициента решаемости этого задания.
Весовой коэффициент Вj равен:
где kj – коэффициент решаемости j-ого задания, равный отношению числа студентов, верно решивших задание, к общему числу студентов, решавших задание.
Таким образом, набранный балл i-ого студента
,
где , если i-ый студент верно решил j-ое задание, и
в противном случае.
Максимально возможный результат .
Отсюда индивидуальный результат студента в процентах равен:
.
2.4. Карты элементов содержания олимпиадных заданий по дисциплине «Экология»
2.4.1. Направления «Гуманитарное и юридическое», «Лесохозяйственное и сельскохозяйственное», «Технико-технологическое»
Номер задания | Уровень компетентности | Код предметной компетенции | Элементы содержания дисциплины, необходимые для формирования соответствующей компетенции | В соответствии с заявленным уровнем компетентности студент должен… |
Базовый | 1,2 | Организм и среда | знать: основные понятия экологи, экологические факторы и закономерности их влияния на организм, среды жизни, адаптации организмов к изменениям факторов среды уметь: выявлять закономерности влияния экологических факторов на организм; указывать характерные адаптации организмов к специфическим свойствам среды обитания | |
Базовый | 1,2 | Экосистемы | знать: понятие экосистемы, ее свойства; понятие биологической продуктивности; продуктивность экосистем и биосферы; факторы, влияющие на продуктивность экосистем уметь: указывать характерные признаки процессов и явлений; выделять и характеризовать факторы, обусловливающие изменчивость продуктивности экосистем | |
Базовый | 1,2 | Биосфера и человек | знать: понятие биосферы, ее свойства, состав, структуру, компоненты; круговороты веществ; антропогенное воздействие на биосферу и ее компоненты, последствия для человека уметь: определять важнейшие компоненты биосферы и устанавливать связи между ними; устанавливать связи между видами антропогенного воздействия на компоненты биосферы и последствиями для человека и биосферы в целом | |
Базовый | 1,2 | Охрана окружающей среды | знать: цель, задачи, направления охраны окружающей среды; основы природоохранного законодательства; экозащитную технику и технологии; экологический мониторинг; экологическое нормирование и экологические нормативы; ООПТ уметь: выбирать адекватные направления и методы охраны окружающей среды; оценивать качество окружающей среды | |
Повышенный | 1,2,3 | Организм и среда | знать: основные понятия экологи, экологические факторы и закономерности их влияния на организм, среды жизни, адаптации организмов к изменениям факторов среды уметь: использовать системный подход при анализе связей между организмом и средой обитания; выявлять закономерности влияния экологических факторов на организм; указывать характерные адаптации организмов к специфическим свойствам среды обитания | |
Повышенный | 1,2,3 | Организм и среда | знать: основные понятия экологи, экологические факторы и закономерности их влияния на организм, среды жизни, адаптации организмов к изменениям факторов среды уметь: использовать системный подход при анализе связей между организмом и средой обитания; выявлять закономерности влияния экологических факторов на организм; указывать характерные адаптации организмов к специфическим свойствам среды обитания | |
Повышенный | 1,2,3 | Экосистемы | знать: понятие экосистемы; состав, структуру, свойства экосистемы; экологическую роль разных групп организмов в сообществе экосистемы уметь: соотносить единичные факты и общие явления; проводить анализ экологической роли разных групп живых организмов в сообществе экосистемы; устанавливать соответствие между живыми организмами и функциями, которые они выполняют в экосистеме | |
Повышенный | 1,2,3 | Экосистемы | знать: понятие экосистемы; состав, структуру, свойства экосистемы; экологическую роль разных групп организмов в сообществе экосистемы уметь: соотносить единичные факты и общие явления; проводить анализ экологической роли разных групп живых организмов в сообществе экосистемы; устанавливать соответствие между живыми организмами и функциями, которые они выполняют в экосистеме | |
Повышенный | 1,2,3 | Биосфера и человек | знать: круговороты веществ; антропогенное воздействие на биосферу и ее компоненты, последствия для человека; закон биогенной миграции элементов; биогеохимические функции разных групп организмов уметь: указывать характерные признаки глобальных процессов и явлений в биосфере; применять закон биогенной миграции атомов для характеристики процессов в биосфере; использовать информацию, представленную в виде рисунка при выполнении задания | |
Повышенный | 1,2,3 | Биосфера и человек | знать: круговороты веществ; антропогенное воздействие на биосферу и ее компоненты, последствия для человека; закон биогенной миграции элементов; биогеохимические функции разных групп организмов уметь: указывать характерные признаки глобальных процессов и явлений в биосфере; применять закон биогенной миграции атомов для характеристики процессов в биосфере; использовать информацию, представленную в виде рисунка при выполнении задания | |
Повышенный | Охрана окружающей среды | знать: цель, задачи, направления охраны окружающей среды; основы природоохранного законодательства; экозащитную технику и технологии; экологический мониторинг; экологическое нормирование и экологические нормативы; ООПТ уметь: устанавливать связь между техникой и технологиями охраны окружающей среды и ее нарушением; анализировать экологическую ситуацию; использовать информацию, представленную в виде рисунка при выполнении задания | ||
Повышенный | 1,3 | Охрана окружающей среды | знать: цель, задачи, направления охраны окружающей среды; основы природоохранного законодательства; экозащитную технику и технологии; экологический мониторинг; экологическое нормирование и экологические нормативы; ООПТ уметь: устанавливать связь между техникой и технологиями охраны окружающей среды и ее нарушением; анализировать экологическую ситуацию; использовать информацию, представленную в виде рисунка при выполнении задания | |
Высокий | 2,3 | Организм и среда | знать: основные понятия экологи, экологические факторы и закономерности их влияния на организм, среды жизни, адаптации организмов к изменениям факторов среды уметь: использовать системный подход при анализе связей между организмом и средой обитания; выявлять закономерности влияния экологических факторов на организм; указывать характерные адаптации организмов к специфическим свойствам среды обитания владеть: навыками системного анализа и выявления связей между организмом и средой | |
Высокий | 2,3 | Организм и среда | знать: основные понятия экологи, экологические факторы и закономерности их влияния на организм, среды жизни, адаптации организмов к изменениям факторов среды уметь: использовать системный подход при анализе связей между организмом и средой обитания; выявлять закономерности влияния экологических факторов на организм; указывать характерные адаптации организмов к специфическим свойствам среды обитания владеть: навыками системного анализа и выявления связей между организмом и средой | |
Высокий | 2,3 | Экосистемы | знать: понятие экосистемы; состав, структуру, свойства экосистемы; экологическую роль разных групп организмов в сообществе экосистемы уметь: соотносить единичные факты и общие явления; проводить анализ экологической роли разных групп живых организмов в сообществе экосистемы; устанавливать соответствие между живыми организмами и функциями, которые они выполняют в экосистеме владеть: навыками системного анализа и выявления связей между компонентами биосистем | |
Высокий | 2,3 | Экосистемы | знать: понятие экосистемы; состав, структуру, свойства экосистемы; экологическую роль разных групп организмов в сообществе экосистемы уметь: соотносить единичные факты и общие явления; проводить анализ экологической роли разных групп живых организмов в сообществе экосистемы; устанавливать соответствие между живыми организмами и функциями, которые они выполняют в экосистеме владеть: навыками системного анализа и выявления связей между компонентами биосистем | |
Высокий | 2,3 | Биосфера и человек | знать: круговороты веществ; антропогенное воздействие на биосферу и ее компоненты, последствия для человека; закон биогенной миграции элементов; биогеохимические функции разных групп организмов уметь: указывать характерные признаки глобальных процессов и явлений в биосфере; устанавливать соответствие между функциями живого вещества и их проявлением; соотносить функцию и характер ее проявления в биосфере владеть: навыками биосферного подхода к анализу глобальных явлений; навыками системного анализа и выявления связей между видами антропогенного воздействия и их последствиями | |
Высокий | 2,3 | Биосфера и человек | знать: круговороты веществ; антропогенное воздействие на биосферу и ее компоненты, последствия для человека; закон биогенной миграции элементов; биогеохимические функции разных групп организмов уметь: указывать характерные признаки глобальных процессов и явлений в биосфере; устанавливать соответствие между функциями живого вещества и их проявлением; соотносить функцию и характер ее проявления в биосфере владеть: навыками биосферного подхода к анализу глобальных явлений; навыками системного анализа и выявления связей между видами антропогенного воздействия и их последствиями | |
Высокий | 2,3 | Охрана окружающей среды | знать: цель, задачи, направления охраны окружающей среды; основы природоохранного законодательства; экозащитную технику и технологии; экологический мониторинг; экологическое нормирование и экологические нормативы; ООПТ уметь: устанавливать связь между техникой и технологиями охраны окружающей среды и ее нарушением; анализировать экологическую ситуацию; использовать информацию, представленную в виде рисунка при выполнении задания владеть: навыками системного анализа и выявления связей между изменениями в окружающей среде и путями ее охраны | |
Высокий | 2,3 | Охрана окружающей среды | знать: цель, задачи, направления охраны окружающей среды; основы природоохранного законодательства; экозащитную технику и технологии; экологический мониторинг; экологическое нормирование и экологические нормативы; ООПТ уметь: устанавливать связь между техникой и технологиями охраны окружающей среды и ее нарушением; анализировать экологическую ситуацию; использовать информацию, представленную в виде рисунка при выполнении задания владеть: навыками системного анализа и выявления связей между изменениями в окружающей среде и путями ее охраны |
3. Результаты Открытой международной Интернет-олимпиады
по дисциплине «Экология»
Для анализа результатов первого (вузовского) тура Открытой международной студенческой Интернет-олимпиады по дисциплине «Экология» использованы следующие формы: диаграмма распределения результатов студентов-участников; карта коэффициентов решаемости заданий; диаграмма ранжирования результатов студентов вузов-участников по проценту набранных баллов; диаграммы выполнения студентами заданий различного уровня компетентности; рейтинг-листы; диаграмма ранжирования студентов вуза по проценту набранных баллов.
На основании значений коэффициентов решаемости заданий установлены весовые коэффициенты каждого задания.
Проведено сравнение результатов студентов образовательного учреждения «Омский государственный технический университет» по показателям выполнения заданий каждого из выделенных уровней компетентности с результатами студентов всех вузов-участников Интернет-олимпиады.
3.1. Направление «Технико-технологическое»
В данном разделе показан общий результат образовательного учреждения «Омский государственный технический университет» в рамках I тура Интернет-олимпиады по дисциплине «Экология» с наложением на общий результат вузов-участников в данном направлении.
Диаграмма распределения результатов студентов-участников
Дисциплина «Экология»
Направление «Технико-технологическое»
На диаграмме представлено распределение результатов по проценту набранных баллов 541 студента из 38 вузов, участвовавших в Интернет-олимпиаде. Результаты студентов образовательного учреждения «Омский государственный технический университет» выделены темным тоном.
Карта коэффициентов решаемости заданий
Дисциплина «Экология»
Направление «Технико-технологическое»
Для установления значения весового коэффициента отдельного задания карта коэффициентов решаемости разделена на 4 зоны: от 0 до 0,4; от 0,4 до 0,6; от 0,6 до 0,8; от 0,8 до 1, что позволяет согласно разработанной методике расчета баллов присвоить каждому заданию весовой коэффициент в зависимости от попадания в выделенные зоны.
Таблица соответствия заданий установленным весовым коэффициентам
№ задания | ||||||||||||||||
Весовой коэффициент |
№ задания | ||||
Весовой коэффициент |
Диаграмма ранжирования
результатов студентов вузов-участников по проценту набранных баллов
Дисциплина «Экология»
Направление «Технико-технологическое»
На диаграмме представлены результаты участников по проценту набранных баллов для 541 студента из 38 вузов, участвовавших в Интернет-олимпиаде по дисциплине «Экология» в направлении «Технико-технологическое». Максимальный результат участника из образовательного учреждения «Омский государственный технический университет» выделен темным цветом.