Тест для самоконтроля к разделу 14.2
1. Государственная экологическая экспертиза проводится:
А) для всех проектов новых предприятий;
Б) для тех проектов, реализация которых может принести вред;
В) по требованию общественности;
Г) по желанию авторов проекта.
2. Возможно проведение экологического мониторинга за состоянием:
А) почв; Б) атмосферы; В) животного мира; Г) верны все ответы.
Экологическое право
В преамбуле Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (1992 г.) сказано: “Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека. Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации”.
С учетом перехода к рыночной экономике Закон выделяет три уровня экологических требований: к хозяйствующим субъектам, к стадиям хозяйственного процесса (планирование, проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация объектов) и к видам хозяйственного воздействия (сельское хозяйство, мелиорация, энергетика, строительство городов и т.д.). В этом проявился общеэкологический характер требований вне зависимости от профиля предприятий и особенностей их воздействия на природу. В Законе впервые выделен особый раздел, в котором характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. В 2001 г в Государственной Думе рассматривался новый вариант этого закона, учитывающий современные реалии в области экономики и охраны окружающей среды.
Роль формирования законодательной базы подчеркивается и в “Концепции перехода РФ к устойчивому развитию”, которая подробно рассматривается далее. В разделе 3 “Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию” подчеркивается первостепенная роль правовой основы, регламентирующей воздействие человека на окружающую среду с целью сохранения ресурсов, уменьшения загрязнения и создания на этой основе экологически комфортных условий для настоящего и будущих поколений россиян.
Все экологические правонарушения подразделяются на две группы: экологические проступки и экологические преступления. Соответственно, в составе экологического права различают административное законодательство, при котором экологический правонарушитель наказывается штрафами в административном порядке, и уголовное законодательство.
Административное законодательство позволяет наиболее оперативно реагировать на нарушения через аппарат природоохранительных ведомств. В административном порядке в большинстве случаев караются браконьеры и физические и юридические лица, допустившие локальные загрязнения среды, то есть экологические проступки. Уголовное законодательство используется для пресечения экологических преступлений – противоправных действий, которые нанесли природе существенный ущерб.
Составы экологических преступлений сосредоточены в Уголовном Кодексе РФ (УК РФ). Регламенты административных мер наказания за экологические проступки сконцентрированы в Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и в текущем законодательстве. К примеру, для Республики Башкортостан законодательной основой для привлечения к административной ответственности является ряд Законов, подписанных Президентом РБ – экологический, лесной, водный, земельный кодексы, кодекс о недрах и др. (табл. 16).
Таблица 16
Принятые нормативно-правовые акты по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Наименование документа | Дата принятия | Сфера действия |
Земельный кодекс Башкирской ССР | Принят Верховным Советом БССР 22.03.91 г. | Регулирование земельных отношений |
Лесной кодекс Республики Башкортостан | Принят Верховным Советом БССР 18.06.91 г. | Регулирование функций управления гослесфондом РБ |
Кодекс о недрах Республики Башкортостан | Принят Верховным Советом БССР 28.10.92 г. | Регулирование отношений в области управления недрами |
Экологический кодекс Республики Башкортостан | Принят Верховным Советом РБ 28.10.92 г. | Регулирование отношений в области охраны природы и природных ресурсов |
Водный кодекс Республики Башкортостан | Принят Верховным Советом РБ 13.07.93 г. | Регулирование водных отношений |
Порядок платы за загрязнение окружающей природной среды | Принято Советом Министров РБ 11.02.93 г. | Регулирование экономических методов управления природоохранной деятельностью |
Закон Республики Башкортостан “Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в РБ” | Принят Верховным Советом РБ 21.06.94 г. | Регулирует отношения в области управления охотничьим хозяйством |
Положение о Республиканском Экологическом Фонде РБ и Типовое Положение о местных экологических фондах РБ | Распоряжение Кабинета Министров РБ от 11.01.94 г. | Регулирует порядок формирования и использования экологического фонда РБ |
Закон РБ “Об особо охраняемых природных территориях РБ” | Принят Госсобра-нием РБ 29.06.95 г. | Регулирует отношения в области охраны природных территорий |
Закон РБ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в РБ” | Принят Госсобра-нием РБ 31.07.95 г. | Регулирует отношения в области управления природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами |
Постановление “О лицензировании отдельных видов деятельности” | Утверждено Кабинетом Министров РБ 28.08.95 г. | Регулирует порядок лицензирования отдельных видов деятельности |
Закон “Об охране животного мира” | Принят Госсобра-нием РБ 29.04.96 г. | Регулирует отношения в области охраны животного мира |
Закон РБ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” | Принят Госсобра-нием РБ 14.03.96 г. | Определяет организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций |
Закон РБ “Об экологической экспертизе” | Принят Госсобра-нием РБ 22.04. 97 г. | Определяет организационно-правовые нормы проведения экологической экспертизы |
Закон РБ “Об экологической безопасности в РБ” | Принят Госсобра-нием РБ 2.06. 97 г. | Регулирует механизмы управления экологической безопасностью на территории РБ |
Закон РБ “О государственной политике в области экологического образования в Республике Башкортостан” | Принят Госсобра-нием РБ 14.01. 97 г. | Определяет порядок ведения экологического образования |
Закон РБ “Об охране атмосферного воздуха” | Принят Госсобра-нием РБ 3.02. 98 г. | Регулирует отношения в области охраны атмосферного воздуха |
Закон РБ “Об отходах производства и потребления” | Принят Госсобра-нием РБ 30.11. 98 г. | Определяет правовые основы обращения с отходами |
Закон РБ “О промышленной безопасности” | Принят Госсобра-нием РБ 12.01. 99 г. | Определяет основы промышленной безопасности |
Закон РБ «Об экологическом мониторинге» | Принят Госсобра-нием РБ 24.05.00 г. | Определяет правовые основы в области экологического мониторинга |
Уголовное законодательство, которое используется при судебном делопроизводстве, позволяет наказывать нарушителей более суровыми мерами, вплоть до лишения свободы.
Уголовное законодательство периодически пересматривается. С 1922 г. и вплоть до наших дней оно пересматривалось, по крайней мере, пять раз. Количество статей экологической направленности за это время увеличилось с одной до 16, а правовое пространство, которое в 1922 г. включало только охрану леса, фауны и недр, в 1960 г. дополнилось охраной от загрязнения водоемов и атмосферы, охраной редких видов животных. В 1995 г. в правовое поле уголовного экологического законодательства были включены континентальный шельф, особо охраняемые территории, производство и транспортировка биологических агентов и токсинов.
Более того, если в 1960 г. экологические преступления рассматривались в главе 6 “Хозяйственные преступления”, то в проекте УК РФ 1995 г. появилась специальная глава 26 “Экологические преступления”.
В РБ в 2003 г. органами ГУПР было наложено 1640 административных штрафов на сумму около 3 млн. руб. (взыскано 2 млн. руб.), в различные суды подано 9 исков на сумму около 200 тыс. руб. Очевидно, что эти юридические санкции недостаточны.