Установление контакта с бессознательным
Наведение транса через перечисление слов.
Ситуации.
Клиент усаживается поудобней. Гипнотизер подстраивается к позе и дыханию и произносит что-то вроде:
– Разрешите мне сейчас спросить Вас, в каких конкретно ситуациях Вы чувствуете себя удобно, безопасно и комфортно? Попробуйте их просто перечислить.
¨ Список ситуаций:
1. Отдых на пляже в теплый день.
2. Принятие теплой ванны.
3. Пикник на лужайке.
4. Отдых в теплой постели, когда на улице дует сильный холодный ветер.
Список слов.
– А сейчас скажите те слова, с помощью которых вы могли бы описать Ваши чувства в этих ситуациях?
¨ Например, это может быть:
1. спокойно;
2. мирный;
3. расслабленность
4. безопасность;
5. удобство;
6. комфорт;
7. свобода.
Использовать слова необходимо именно в той форме, в которой они были сказаны. Если человек сказал "свобода", то так и стоит говорить, не переводя в другие формы: свободно, свободе, свободен.
Погружение.
Для того, чтобы погрузить человека в транс достаточно просто начать перечислять ему слова из того списка, который он вам предоставил. Но только не подряд, а в разбивку, то есть в не просто перечитываете список несколько раз а делаете произвольную выборку из него. По поводу слов – они сами введут его в нужное состояние – ведь слова не более чем обозначения, в данном случае – обозначение состояния. Если вам кажется скучным просто зачитывать слова из списка можно попробовать их связать между собой, чтобы речь была более плавной.
– Мне бы хотелось, чтобы ты представил себе ситуацию, когда тебе спокойно, ты чувствуешь расслабленность и безопасность, ... ты мирный, вокруг тебя комфорт, свобода и удобство, ... безопасность, расслабленность, удобство, свобода, ... тебе спокойно, мирно, комфортно,... ты осознаешь безопасность, расслабленность иудобство...
И так далее, пока вы не обнаружите, что ваш Клиент уже в трансе.
Возвращение.
Сделайте так, чтобы ваш партнер вернулся в комфортном состоянии. Для этого можно сказать, например, следующую фразу:
¾ А теперь начинай возвращаться в эту комнату. И по мере того, как ты будешь делать это, твое настроение будет улучшаться, ты будешь становиться более энергичным и бодрым. И именно в тот момент, когда ты откроешь глаза, ты осознаешь, насколько изменилось твое самочувствие.
“4-3-2-1”.
Наведение транса.
Клиент садится в удобную позу, а Гипнотизер делает следующее. Сначала он произносит четыре утверждения, полностью соответствующие внутреннему миру клиента, делая при этом естественные переходы. Например:
– Вы сидите на стуле и можете услышать свое дыхание, и почувствовать тяжесть вашей правой руки, и ощутить стул под вами.
Здесь вы говорите в основном о том, что можно легко проверить. И эти четыре предложения служат для подстройки. А потом вы добавляете пятое, которое проверить сложнее. “И поэтому вам становится более уютно.”. Это утверждение проверить труднее, и оно служит для ведения человека в нужном вам направлении. Сейчас я предлагаю, чтобы смысл этих утверждений сводился к тому, что человеку становится более спокойно, расслаблено, приятно и удобно. В результате, например, получается:
– Вы сидите на стуле и можете услышать свое дыхание, и почувствовать тяжесть вашей правой руки, и ощутить стул под вами,и поэтому вам становится более уютно.
¨ Иногда удобно это описать таким образом. При подстройке вы говорите о сенсорном опыте – то есть о том, что можно видеть, слышать и чувствовать. А вот когда ведете, употребляете слова неопределенные:удобно, уютно, приятно...Они не относятся ни к одной сенсорной системе, и человек сам наполняет их подходящим смыслом. Ваша задача – просто дать направление этому движению, ограничить область поиска.
Не забывайте делать связки между утверждениями. Связывание – великая вещь. Если вы говорите: “Вы чувствуете свою правую руку и расслабляетесь”, то это связывается между собой, и получается, что если вы ощутите свою руку, то расслабитесь. Самое забавное в том, что даже если Клиент осознает эту манипуляцию, она все равно будет работать!
Вы также можете еще усилить этот способ наведения, говоря подстроечные фразы относительно того, что находится снаружи, а фразы ведения – относительно того, что происходит внутри. Иногда Милтон Эриксон описывал гипноз, как “состояние, когда внимание обращено внутрь”. Вот вы и начинаете обращать внимание человека все глубже внутрь.
Итак, вы начали с четырех утверждений, которые соответствуют внутреннему миру Клиента, и одного – которое погружает его в транс. Потом вы уже делаете три утверждения, соответствующие внутреннему миру Клиента, и два на погружение в транс:
¾ И если вы прислушаетесь к интонациям моего голоса, а также обратите внимание на тиканье часов и шум трамвая за окном, то вы погрузитесь в это состояние еще глубже и начнете чувствовать себя еще комфортнее.
¨ Про трамвай, естественно, стоит говорить, если он действительно проехал за окном. Это называется включением (инкорпорацией) – вы просто вводите в свою речь информацию о том, что в данный момент происходит вокруг. Даже если вашего Клиента внезапно разобрал смех, вы можете вставить:
– Чем больше ты смеешься, тем глубже ты погружаешься в транс.
Или:
– Если ты смеешься, то это означает, что ты уже начал погружаться в транс.
На следующем шаге – соответственно 2 и 3, потом 1 и 4, и в самом конце все 5 утверждений для погружения в транс.
Как вы помните, все это говорит Гипнотизер. Помните, что он должен при этом подстраиваться еще и невербально: под дыхание, позу и движения.
Наблюдатель же наблюдает как за Клиентом, так и за Гипнотизером, и следит за временем.
Установление контакта с бессознательным.
После того, как вы погрузили Клиента в транс, вы можете использовать это состояние достаточно интересным способом. Но для этого требуется быть очень внимательными и чувствительными. Когда вы решите, что Клиент уже достаточно глубоко погрузился в транс, вы можете сказать, например, следующее:
А теперь мне бы хотелось установить контакт с вашим бессознательным. Для этого нам необходимо выработать сигналы “Да” и “Нет”. Это может быть изменение дыхания, подрагивание век, движение пальцев, головы или ног. Мне бы хотелось, чтобы ваше бессознательное нашло способ общения, наиболее подходящий для него, но при этом достаточно заметный для меня. Этот способ может быть как доступен вашему сознанию, так и недоступен, по выбору бессознательного.
А теперь будьте очень внимательны:
¾ Как будет “Да”?
¾ А как будет “Нет”?
Сигналы могут быть совершенно различными – подрагивание век, замедление и ускорение дыхания, поднятие плеч, подрагивание уголков губ, кивки головой... При этом обычно присутствуют сразу несколько сигналов, поэтому существует возможность сравнить их между собой и выбрать наиболее удобный для работы. Можно сказать, что таких сигналов намного больше, чем мы в состоянии отследить, ведь в процессе участвует все тело. Одни более заметны, другие менее, но они присутствуют всегда, просто нужно быть максимально чуткими и внимательными.
Нахождение проблем.
Получив канал общения с бессознательным, минуя сознание, вы можете это использовать самыми фантастическим образом. Я дам вам сейчас весьма забавный способ работы, который, несмотря на некую неопределенность, хорошо может продемонстрировать возможности трансового состояния.
А теперь мне бы хотелось, чтобы твое бессознательное нашло три твои какие-либо проблемы на данный момент или сообщило об их отсутствии. Когда оно это сделает, мне бы хотелось, чтобы оно выдало сигнал “Да”, если проблемы найдены, и “Нет”, если они отсутствуют.
Вы можете просить найти три проблемы, можете просить найти одну или семь – принципа это не меняет. Правда, иногда удобнее получать “Да” после нахождения каждой проблемы.
Но помните о том, что ваш Клиент имеет право не иметь проблем вообще.
Способы решения.
¨ Если проблем нет, то этот шаг, естественно, делать не надо.
А теперь начинается самое интересное:
После того, как бессознательное нашло три ваши проблемы, мне бы хотелось, чтобы оно нашло способы их решения и решило их. После окончания работы я прошу выдать сигнал “Да”.
Здесь все зависит только от доверия Клиента процессу – то есть от бессознательного доверия лично вам, как Гипнотизеру. Чем оно выше, тем больше вероятность, что этот фокус удастся. Хотя он удается в большинстве случаев.
Выход из транса.
После этого можно предложить клиенту выйти из транса:
А теперь, когда вы все это сделали, мне бы хотелось, чтобы вы вернулись в эту комнату в тот момент, когда сочтете нужным. И то, что вы открыли глаза, будет обозначать, что работа завершена.
Обратите внимание, я связал факт выхода из транса с завершением работы – чем бы она не была. Клиент вправе интерпретировать эту фразу так, как сочтет нужным, но работать она будет в любом случае.
Обратная связь.
После этого хорошо бы получить обратную связь по поводу того, что произошло, и что изменилось за время работы. И здесь вы опять должны быть весьма внимательны и отследить внешниепризнаки изменения: голос, поза, движения и так далее. Будет просто великолепно, если вы обратите внимание Клиента на эти изменения – это еще больше укрепит его веру в то, что с ним произошло что-то важное и интересное. После этого попросите его рассказать о том, что с ним произошло, и что в нем изменилось. Если он будет не в состоянии осознать это, вы можете сказать, например, следующее:
¾ Взгляни, пожалуйста, в свое будущее и скажи, что там изменилось?
Как вы понимаете, это совершенно откровенная манипуляция, но она работает. Еще раз напоминаю, что гипноз – это искусство манипуляций. В манипуляциях нет ничего плохого, весь вопрос только в том, для чего вы их используете. И я надеюсь, что вы сможете направить все свое мастерство на то, чтобы сделать другого человека более счастливым и гармоничным.
Как он этого хочет.
А не как вы хотите или считаете правильным. Каждый человек имеет право быть таким, каким он хочет и считает более правильным, и единственное, что вы можете и вправе сделать – помочь ему на этом пути.
Смена ролей.
Соответственно, потом вы меняетесь ролями. И мне бы хотелось, чтобы вы все побывали во всех трех ролях.
Перекрывание каналов.
Основной канал.
Задайте своему партнеру вопрос:
– Опиши пожалуйста то место, которое тебе нравится.
– Это берег моря. Встает солнце, видно очень далеко, море голубое и спокойное. Кругом желтый песок, серые камни. А вдали скалы в дымке.
Здесь явно визуальный канал. И вы просто начинаете развивать картину.
Подстройка.
¾ Представь себе этот берег моря. Ты стоишь и можешь оглянуться по сторонам. Вдали ты можешь разглядеть скалы в дымке, песок под ногами желтый, неровный. И ты можешь пройтись по нему, поглядывая по сторонам.
Это все подстройка. Вы просто возвращаете ему сказанную им же самим информацию и начинаете ее развивать, следя на сколько хорошо вы к нему подстроены.
Перекрывание реальностей.
Если вы уверены, что подстроены хорошо, то вы делаете следующий шаг.
– И ты можешь посмотреть на море и услышать, как волны накатываются на песок.
И здесь вы делаете собственно перекрывание реальностей. Если есть море, то обычно есть волны, хотя бы и мелкие. И естественно они издают звук. Вот здесь вы и совершаете переход от визуальной системы в аудиальную. Можно было перевести и в кинестетику:
– И ты можешь посмотреть на море, взглянуть на песок под ногами и почувствовать, как ты наступаешь на него.
На этом этапе старайтесь употреблять максимально общие слова. Это потом, когда вы начнете вести вы можете конкретизировать. А пока пусть человек сам решает, что конкретно он слышит или чувствует. Ваша задача просто направить, задать область поиска.
Это немного напоминает 5-4-3-2-1, только там вы работали с переживаниями, которые происходят с человеком в данный момент, а здесь – с переживаниями, которые могли бы происходить в его внутреннем опыте.
Развитие транса.
После этого вы уже можете его вести, конкретизируя и переводя из системы в систему, но проверяя при этом невербальные признаки транса. То есть вы следите, насколько хорошо вы его ведете, принимает ли он предложенную вами реальность.
Использование.
Использовать можно самыми различными способами, но сейчас я предложу более творческий подход.
– Ты идешь по берегу по тропе, чувствуешь на лице сырость воздуха и ощущаешь запах гниющих водорослей, и сейчас на тропе тебе встретится предмет. Это что-то очень важное, что поможет тебе решить давно волнующую тебя проблему. Возможно это будет некий символ, некая метафора, а может тебе повезет, и ты найдешь конкретное решение. Просто когда ты наконец встретишь его и поймешь, что это именно то, что тебе нужно, дай мне какой-нибудь знак – кивни головой или подними большой палец, чтобы я был уверен, что ты нашел то, что тебе необходимо. После этого ты сможешь вернуться сюда.
Предложите вашему партнеру пофантазировать и самостоятельно выбрать, с чем и как ему работать. Пусть он поищет некую метафору, некий намек на решение собственной проблемы.
Только обязательно сделайте связку между нахождением необходимого предмета и сигналом. При желании его можно продержать в этом состоянии достаточно долго, пока он хоть что-то не найдет. Если же вы видите. что поиск слишком затянулся, можно слегка сманипулировать, и вернуть его уверяя, что сигнал был послан, но он это не отследил. Так как его возвращение связано с нахождением “чего-то”, то он это что-то обязательно найдет.
Возвращение.
– А теперь пришла пора вернутся. Ты можешь взять с собой этот предмет, и то знание, понимание которое он тебе дает. Возьми это сюда, в эту комнату, в свою жизнь.
Чтобы человек не оставил это решение там, в его внутренней неосознанной реальности, можно предложить взять это “понимание” с собой сюда, чтобы он мог им пользоваться и в этой жизни.
Комментарий.
После всего этого вы можете попросить вашего партнера рассказать о том, что он пережил, и особенно о том, что он понял. Чтобы он проговорил и вывел это на осознание.
¨ Если Клиент утверждает, что он ничего пока не понял, можно предложить ему фразу типа:
– Но это понимание может прийти не сразу. Просто в какой-то момент ты осознаешь. зачем тебе это было нужно.
Ключ Алиева.
Поднятие рук.
¾ Ты можешь встать прямо и вытянуть руки перед собой. После этого ты можешь закрыть глаза и просто удерживать руки. Если им не мешать, то они сами начнут расходиться в стороны. Просто такое устройство плеч.
Углубление состояния.
Для углубления состояния вы можете использовать следующие вещи:
1. Свести руки: – А теперь перед тобой моя ладонь, и твои руки начинают сходится к ней.
2. Наклоны: – Перед тобой моя ладонь. Сейчас я ее начну отводить, и тебя потянет за ней. Будь спокоен, в этом состоянии ты можешь твердо стоять на ногах.
3. Прогиб назад: – А сейчас тебя потянет назад, и ты станешь выгибаться. Если ты слишком наклонишься назад, то я тебя поддержу.
4. Быть деревом: – Ты высокая стройная сосна, твои руки – это ветви. Ты твердо вросла в землю, и только ветер тебя немного колышет...