Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины. Экология и устойчивое развитие

Экология и устойчивое развитие.

Количество студентов:

(Э-102,103, М-101, УиА-102, УиА-103, ФС-102, ФС-103, ФССП-102, ФССП-103, ФССП-104, УиАСП-102

ПХ,С-102-СР-102, Т-102, Т-103) – студентов.

Книгообеспеченность – на 2011-2012г.

Автор Наименование     Год изд. Экз.
  Учебники. Учебные пособия.        
Акимова Т.А. и др. Экология    
Акимова Т.А. и др. Экология. Человек - экономика    
Алишева К.А. Экология: Учебник 304с. Алм.
Алишева К.А. Экология: Учебник    
Асанов Қ.Ә Жайылым және экология: оқулық    
Асқарова Ұ.Б. Экология және қоршаған ортаны қорғау: Оқу құралы 90б. Алм.
Асқарова Ұ.Б. Экология және қоршаған ортаны қорғау: Оқу құралы 90б. Алм.
Асқарова Ұ.Б. Экология және қоршаған ортаны қорғау/ Оқу құралы (СД-диск)    
Бейсенова Э.С. и др. Экология    
Баешев А. Экология және таза су проблемалары    
Бродский А.К. Жалпы экологияның қысқаша курсы 192б. Алм.
Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. пособие 164с. Спб.
Вавилов А. Экология последствий гонки вооружения    
Горелов А.А. Экология    
Горелов А.А. Экология: курс лекций    
Горелов А.А. Экология    
Гирусов Э.В.и др. Экология и экономика природопользования    
Глухов В.В. и др. Экономические основы экологии    
Валова (Копылова) В.Д. Экология: учебник    
Давыдова С.Л. и др. Нефть как топливный ресурс и загрязнитель окружающей среды. Учеб. Пособие.    
Дәрібаев Ж.Е. Экология: оқулық    
  Естествознание и основы экологии    
Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие 384с. М.
Коробкин В.И. и др. Экология    
Коробкин В.И. и др. Экология. Вопросы и ответы    
Коробкин В.И. и др. Экология в вопросах и ответах    
Коробкин В.И. и др. Экология    
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник 608с. Р/нД
Коробкин В.И. Экология. Учебник    
Коробкин В.И. Экология: конспект лекций    
Лиходед В.М. Экология: учебное пособие    
Лось В.А. Экология: учебник    
Маринченко А.В. Экология. Уч. пособие 328с. М.
Миркин Б.М. и др. Основы общей экологии    
Новиков Ю.В Экология, окружающая среда и человек    
Оспанова Г.С., Бозшатаева Г.Т. Экология: Оқулық 405б. Алм.
Петров К.М. Общая экология: учебник    
Петросова Р.А. и др. Естествознание и основы экологии    
Парахонский Э.В. и др. Экология: конспект лекций    
Розанов С. Общая экология    
Сергеева Т.В. Экологический аудит: Уч. пособие    
Степановских А.С. Общая экология: учебник    
Тонкопий М.С. Экология и экономика природопользования    
Үпәшева Е.М. Табиғатты пайдалану және қоршаған ортаны қорғау    
Федорова А.И. и др. Практика по экологии и охране окр. среды    
Хван Т.А. Промышленная экология: учеб. пособие 320с. Р.н/Д
Шамилева И.А. Экология 144с. М.
  Экологическая экспертиза / Питулько В.М.    
  Экология/В.В. Денисова    
  Экология / Л.В. Передельский и др.: учебник    
  Экология: учебн. программа/ А.В. Егорина 123с. Алм.
  Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/Под ред. Л.А. Муравья 447с. М.
  Дополнительная литература. словари        
Акимова Т.А. и др. Экономика природы и человека    
Вронский В.А. Экология. словарь-справочник    
  Естествознание / энциклопедический словарь / В.Д.Шолле    
  Охрана окружающей среды. Сборник норм. актов    
Иващенко А.А. Қазақстанның қорықтары мен ұлттық бақтару / альбом    
  Климаттың өзгеруі және адамның дамуы тұрғысынан оның Қазақстанның дамуына әсері: адам дамуы туралы есеп 136б Аст.
  Красная книга СССР: Редкие и наход. под угрозой исчезновения    
  Красная книга СССР: Редкие и наход. под угрозой исчезновения    
Қилыбаева Б.Қ. Қазақстанның экологиялық дағдарыс аймақтарындағы мәдени процесс/Автореферат 27б. Алм.

Тезисы лекций дисциплины модуля: «Охрана здоровья и окружающей среды»

Тема 1. Определение понятия «Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития (1 час)

План:

Определение экологии как науки, ее цели, задачи и взаимосвязь с другими науками.

Экологические проблемы, их место и роль в современных экономических и политическихтенденциях.

Определениепонятия«Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции Устойчивого развития.

Цели и задачи занятия

Ознакомить с задачей экологии, с какими науками она связана, разделы экологии аутэкология демэкология синэкология глобальная экология.

ЛИТЕРАТУРА:

Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.

Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006

Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.

Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006

Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.

На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками.

Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление – экологическая физиология. Экологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки.

Произошло сближение экологии и морфологии. Такие понятия, как

«экологическая морфология», «экологическая эмбриология», стали уже привычными.

Экология связана с систематикой. Последняя не может обойтись без

экологического критерия, как и экология без объективной системы организмов для точного определения изучаемых видов.

Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов.

На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных), палеоэкология и т.д.

Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях.

Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos –

наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д.

Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть.

Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.

Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования.

Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её

исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.

Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими. Однако между ними имеется принципиальная разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов. Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.

Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на

вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.

Основные понятия по теме:

Экология (от лат. «oikos» - дом, «logos» - учение) – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.

Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.

Глобальный (от греч. «globus» - шар) – охватывающий всю Землю.

Гуманизм (от греч. «humanus» человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.

Этика (от греч. «etos» - обучай, нрав) – одна из философских дисциплин, изучающая поведение людей.

Тестовые задания:

1.Кто ввел в науку термин «экология»

А)В.Вернадский.

В)Э.Геккель

С) Зюсс.

Д)Э.Тенсли.

Е)Ч.Дарвин.

2.Что сделано на первом этапе развития экологии?

А) Собрано много видов животных

В) Накоплен и систематизирован фактический материал об условиях жизни

живых организмов.

С) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия.

Д) Научились использовать огонь и орудия труда.

Е) Изучен круговорот веществ.

3.Предметом исследования в экологии является:

А)Видовой состав.

В) объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического, биогеоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой

С)Газовый состав

Д)Микросистемы

Е)Микроорганизмы

4.С какой науки берет начало развития наука экология

А)Физика

В)Биология

С)Психология

Д)Химия

Е)Генетика

5.Кем впервые было предложено разделить рас­тения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы.

А)Аристотель

В)Теофраст Эрезийский

С)Сократ

Д)Э.Геккель

Е)Ч.Дарвин

6.Сколько этапов выделяют в истории развития науки экология

А) 1

В) 3

С) 5

Д) 6

Е) 4

7.Кто создал учение о почве

А) Э.Тенсли

В) В.Докучаев

С) В.Вернадский

Д) В.Сукачев

Е) Ч.Дарвин

8.Создатель учения об естественном отборе организмов:

А) Вернадский В.

В) Дарвин Ч.

С) Геккель Э.

Д) Тенсли Э.

Е) Линдеман Р.

9.Три основных направления экологии:

А) Зооэкология, фитоэкология, антропоэкология

В) Аутэкология, синэкология, демэкология

С) Физическое, химическое, биологическое.

Д) Биоэкология, гидроэкология, демэкология.

Е) Гидроэкология, атмоэкология, литоэкология.

10.Что происходит на втором этапе развития науки экология

А) Открываютя новые земли

В) экология оформляется в самостоятельную отрасль знаний

С) Собрано много видов животных

Д) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия.

Е) Научились использовать огонь и орудия труда.

Наши рекомендации