Вопрос маркировка товара
Различают маркировку производственную и торговую.
Производственная – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителями на товар или упаковку.
Носители производственной упаковки:
1. Этикетка – самостоятельный носитель информации, который наносится на товар или упаковку. Указывается: наименование изделия, ТЗ, штрих-код, срок годности, краткая характеристика изделия, способ применения.
2. Кольеретки – разновидность этикеток, наклеиваются на горлышко бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пиво. Самостоятельного значения без основной этикетки не имеют. Содержат: наименование напитка, изготовителя, год, а иногда – ничего.
3. Вкладыши– разновидность этикеток. Содержат краткие сведения о товаре и изготовителе. (инструкции по пользованию электротоварами, лекарственными препаратами, рецепты по приготовлению блюд в микроволновой печи, купоны на предоставление скидок).
4. Ярлыки и бирки– носители маркировки, которые подвешиваются или прикладываются к товару. Бирки – содержат меньше информации, чем ярлыки. На них указывается: наименование товара или ТЗ, название фирмы. Ярлыки – содержат наименование товара, изготовителя, адрес, цена, дата выпуска, сорт, размер (колбасные изделия, одежда) На ярлыках, которые подвешиваются к одежде указывается: артикул, номер модели, размер, дата выпуска.
5. Контрольная лента – носитель краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений в случае утраты этикетки, бирки, ярлыка (чаще применяется для одежды и обуви)
6. Клейма и штампы– носители информации, предназначенные для нанесения условных обозначений на товары, упаковку с помощью специальных приспособлений (яйца, консервы, меха, ткани, детали)
Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунки, нанесенные на товарные или кассовые чеки. Информация характеризует продавца, а не товар. Носители: ценники, товарные и кассовые чеки.
Маркировка включает 3 элемента:
- Текст– наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировки.
- Рисунок– не всегда присутствует в маркировке и наиболее присущ производственной.
- Информационные знаки– для которых свойственна краткость, наглядность, выразительность и быстрая узнаваемость.
Информационные знаки включают:
- Товарные знаки
- Наименование места происхождения (Сделано в Беларуси)
- Знаки соответствия или качества (Россия – РСТ, РБ- СТБ, Польша – В или лучшая продукция, брэнд года)
- Эксплуатационные знаки – информируют потребителя, как эксплуатировать, ухаживать за изделием.
- Манипуляционные знаки – предназначены для информирования о способах обращения с товарами. (Рюмка – «Осторожно Хрупкое», Зонтик – «Беречь от влаги»)
- Предупредительные знаки – (Е - взрывоопасно, Т – токсично, С- едко, F – огнеопасно)
- Экологические знаки –
- Штриховое кодирование – знаки, содержащие закодированную в виде цифр и штрихов информацию о товаре и предназначенные для автоматизированной ее идентификации и учета.
Наибольшее распространение получила разработанная Европейской ассоциацией товарной нумерации система кодирования EAN. Маркируется практически любой товар. Созданный EAN штриховой код может быть: 13-разрядным, т.е. содержит 13 цифр (EAN-13) и 8-разрядным (EAN-8).
Первые три цифры указывают страну происхождения товара, их выдает ассоциация EAN.
Код фирмы изготовителя присваивает в РБ – Торгово-промышленная палат РБ.
Код товара присваивает сам производитель.
В 1998г. РБ получила свой штрих-код – 481.
1. Код страны (префикс)
2. Код фирмы
3. Код ассортиментной группы
4. Код ассортиментной позиции
5. Контрольная цифра.