Входной модуль. экология и профессиональное обучение
КоучБук
По дисциплине
ЭКОЛОГИЯ
Выполнил:
Студент группы ___________________
__________________________________
Проверил: ________________________
Волжский 2016
УДК 006
КоучБук по дисциплине «Экология» для специальности «Наземные транспортно-технологические средства», направлений «Металлургия» и «Строительство» очной и заочной форм подготовки / сост.Н.В. Байдакова,– Волжский: ВПИ (филиал) ВолгГГТУ, 2016 - ___ с.
КоучБук предназначен для самостоятельной работы и рубежного контроля в течение семестра в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, определяющего важное место экологических компетенций в подготовке специалистов и бакалавров.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………… | |||||
ВХОДНОЙ МОДУЛЬ. | ЭКОЛОГИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ….. | ||||
Тема 1.Экологический кругозор ……………………………………………………………... | |||||
Работа 1. Входной тест ……………………………………………………………... | |||||
Работа 2. Карточка каталога «Экология в лицах»………………………………… | |||||
Тема 2. Основные законы, принципы и правила экологии…………………………………………. | |||||
Работа 3. Законы Коммонера, Шелфорда, Либиха………………………………... | |||||
Работа 4. Принципы экологии……………………………………………………… | |||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ I. | ОРГАНИЗМЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА…….……...….. | ||||
Тема 3.Биотический компонент экосистемы……………………………………………….. | |||||
Работа 5. Пищевые цепи и экологические пирамиды …………………………… | |||||
Тема 4.Абиотический компонент экосистемы…………………………………………….... | |||||
Работа 6. Горизонты почвенного профиля………………………………………… | |||||
Работа 7. Связь абиотических и биотических компонентов экосистемы……… | |||||
Тема 5.Экология сообществ и популяций………………………………………………. | |||||
Работа 8. Формы биотических взаимоотношений………………………………. | |||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ II. | природа и общество ………………………………….... | ||||
Тема 6.Человек в биосфере……………………………………………….……………….…. | |||||
Работа 9. Антропогенное воздействие на биоту………………………………… | |||||
Тема 7.Антропогенное загрязнение биосферы…………………………………………….... | |||||
Работа 10. Ресурсный цикл………………………………………………………… | |||||
Работа 11. Способы защиты от экотоксикантов……………….……………….… | |||||
Работа 12. Пути и методы сохранения современной биосферы……………….… | |||||
Тема 8. Экотехнологии будущего……………………………...………….………….……. | |||||
Работа 13. «Умный дом» …………….……………….……..……………….…….. | |||||
ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ. | ………….……………………..... | ||||
Подготовка к интернет-тестированию…………………………………………. | |||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………………………………. | |||||
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………... | |||||
ВВЕДЕНИЕ
КоучБук (рабочая тетрадь) предназначен для организации самостоятельной подготовки студентов по дисциплине «Экология». Материал КоучБука не дублирует содержание лекций, а дополняет и расширяет границы дисциплины для практического приложения знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и самоподготовки.
Материал КоучБука соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлениям:
08.03.01 (аб) Строительство
22.03.2002 (аб) Металлургия
23.05.2001 Наземные транспортно-технологические средства.
В соответствии с этими требованиями бакалавр(специалист), должен обладать владением правовыми и нравственными нормами экологического поведения , для чего ему необходимо:
знать принципы функционирования и свойства биосферы как среды обитания человека; экологические принципы природопользования, способы защиты и нормирования качества окружающей среды; экологические проблемы и пути их преодоления;
уметь: проявлять экологическую грамотность и культуру в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности; оценивать экологические последствия деятельности человека, в том числе в профессиональной области; использовать принципы охраны природы и рационального природопользования в бытовых, производственных и социальных ситуациях;
владеть: навыками практического использования знаний и методов экологии; технологиями приобретения и обновления экологических знаний; готовностью использовать полученные экологические знания в профессионально-педагогической деятельности.
Объектдисциплины: человек как индивид (биологический объект) и личность (социальный объект) в системе окружающей среды
Предметдисциплины: закономерности динамичного и постоянно усложняющегося взаимодействия человека и окружающей среды.
Цельдисциплины: обеспечение информации, необходимой для оптимизации процессов жизнеобеспечения и профессиональной деятельности
Задачидисциплины: формирование профессионально значимых знаний и умений для создания экологически безопасной и социально комфортной среды обитания и деятельности человека.
Содержание КоучБука исходит из основного экологического императива, в соответствии с которым воздействие на окружающую среду должно рассматриваться только через призму понятий общности и сообщества. Цель экологического образования – широкое распространение научного знания и осознание реальной экологической ситуации в локальном и глобальном масштабах. Практическим приложением полученных экологических знаний является определение тактики действий будущего работника системы профессионального обучения для оздоровления окружающей человека среды исходя из всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных систем. Поэтому материал КоучБука включает три базовых модуля, в которых рассматриваются вопросы биоэкологи (модуль I), социальной экологии (модуль II) и экологического образования (модуль III).
В целом материал КоучБука направлен на формирование таких качеств выпускника, как образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации. Эти компетенции становятся значительными ценностями для человека не только в его профессии, но и на протяжении всей жизни. Эти ценности имеют высокую значимость для личности, социума и государства, поскольку высшей целью обучения являются грамотный образ мышления, построенный на научном фундаменте, и нравственное воспитание.
Для получения допуска к зачёту или экзамену студент предъявляет преподавателю заполненный КоучБука в качестве отчёта о выполненной самостоятельной работе.
ВХОДНОЙ МОДУЛЬ. ЭКОЛОГИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ