Антропогенные воздействия на биосферу
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЭКОЛОГИИ
Работа выполняется в печатном варианте шрифтом TIMES NEW ROMANS, 14 шрифт, полуторный интервал, выравнивание по ширине, с соблюдением правил орфографии и синтаксиса на стандартных листах форматом А4 (210х297 мм). Работа должна быть аккуратно оформлена и сброшюрована.
Вне зависимости от способа выполнения работы текст, иллюстрации, таблицы должны быть хорошо и четко читаемы. Текст располагается с полями: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.
Сокращение русских слов и словосочетаний в работе допускается в соответствии с правилами русского языка.
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами (1,2,3 …), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Оформление работы
Первый лист – титульный. Содержит реквизиты учебного заведения, кафедры, дисциплины, контрольной работы №, фамилию, имя, отчество автора работы с указанием факультета, курса, группы и домашнего адреса, графы для даты, оценки и подписи преподавателя.
Пример оформления титульного листа приведен в приложении 1. На втором листе с заголовком «Содержание» перечисляются задания контрольной работы в той последовательности, в которой они представлены в таблице. На третьем и последующих листах излагается основной текст работы. В конце основного текста ставится дата и подпись студента.
В задание включено пять вопросов из пятнадцати тем, охватывающих программу дисциплины. Для правильного ответа на поставленный вопрос к каждой теме приведен список литературы, который является отправным при подготовке к написанию работы. В указанной литературе в свою очередь имеются ссылки на другие источники, касающиеся рассматриваемой темы.
Номер задания выбирается в соответствии с приведенной таблицей.
Как расшифровать задание:
Ваш номер варианта 10.
Номера вопросов, относящихся к данному заданию:
1.10. Тема 1. Основные понятия экологии.
Вопрос 10. Что понимается под экологической сукцессией?
5.8. Тема 5. Проблемы атмосферы.
Вопрос 8. Каковы тенденции изменения качества атмосферного воздуха в России, проявившиеся за последние десятилетия?
9.4. Тема 9. Влияние экологических факторов на здоровье населения.
Вопрос 4. Какая служба осуществляет в РФ оценку влияния состояния окружающей среды на здоровье населения?
11.6. Тема 11. Нормирование качества окружающей природной среды.
Вопрос 6. Сформулируйте принципы нормирования вредных веществ в почве. В чем их особенность?
14.7. Тема 14. Защита литосферы.
Вопрос 7. Опишите стратегическую линию защиты и рационального использования оползневых, селевых и других массивов горных пород?
Домашнее задание выполняется одновременно с изучением материала по дисциплине. Выполняя работу, необходимо помнить, что сама работа – это не самоцель, а средство закрепления и обобщения полученных знаний, приобретения умения и навыков, поэтому нужно анализировать конкретные ситуации, делать обобщения и выводы на основе полученных знаний, а не переписывать бездумно учебный материал.
Домашнее задание должно быть сдано на проверку не позднее, чем за 2 недели до окончания текущего семестра.
Выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачета по предмету. Объем работы – не более 15 страниц с текстом на одной стороне листа, но не менее 10 страниц.
Варианты контрольных заданий
Номер варианта | Номера вопросов, относящихся к данному заданию | ||||
1.1 | 4.1 | 5.2 | 11.1 | 14.10 | |
1.2 | 3.3 | 5.5 | 7.6 | 12.1 | |
1.3 | 2.5 | 4.7 | 9.8 | 12.10 | |
1.4 | 3.1 | 5.4 | 7.8 | 10.10 | |
1.5 | 4.3 | 8.1 | 9.7 | 11.8 | |
1.6 | 3.2 | 4.10 | 7.1 | 8.8 | |
1.7 | 3.6 | 6.8 | 8.3 | 10.4 | |
1.8 | 3.4 | 6.2 | 7.4. | 9.5 | |
1.9 | 4.4 | 6.1 | 8.6 | 13.9 | |
1.10 | 5.8 | 9.4 | 11.6 | 14.7 | |
2.1 | 4.2 | 6.5 | 10.2 | 15.9 | |
2.2 | 8.9. | 12.3 | 14.5 | 15.1 | |
2.3 | 4.8 | 7.2 | 9.9 | 11.4 | |
2.4 | 5.6 | 6.10 | 9.1 | 12.2 | |
2.6 | 4.5 | 7.3 | 10.9 | 12.5 | |
2.7 | 4.9 | 5.3 | 8.10 | 11.5 | |
2.8 | 4.6 | 7.5 | 13.6 | 14.1 | |
2.9 | 5.1 | 7.7 | 13.2 | 14.8 | |
2.10 | 6.3 | 9.6 | 11.3 | 12.9 | |
3.5 | 5.7 | 8.2 | 10.8 | 13.3 | |
3.7 | 5.9 | 12.4 | 13.8 | 14.9 | |
3.8. | 5.10 | 6.4 | 9.2 | 13.7 | |
3.9 | 6.6 | 8.4 | 11.2 | 14.3 | |
3.10 | 6.7 | 8.5 | 12.6 | 15.10 | |
6.9 | 8.7 | 11.7 | 13.4 | 15.2 | |
7.9 | 9.3 | 10.5 | 13.10 | 14.2 | |
7.10 | 10.1 | 11.9 | 12.8 | 15.5 | |
9.10 | 10.3 | 11.10 | 13.1 | 15.4 | |
10.6 | 12.7 | 13.5 | 14.1 | 15.2 | |
1.1 | 6.4 | 10.2 | 14.6 | 15.6 | |
1.2 | 7.1 | 12.4 | 14.8 | 15.7 | |
1.3 | 7.4 | 10.8 | 13.5 | 15.3 | |
1.4 | 4.6 | 9.5 | 12.7 | 15.8 | |
1.5 | 5.4 | 7.6 | 9.7 | 15.9 | |
1.6 | 6.1 | 9.8 | 12.5 | 14.10 | |
1.7 | 5.5 | 8.6 | 11.3 | 15.3 | |
1.8 | 8.2 | 10.5 | 12.9 | 14.9 | |
1.9 | 5.7 | 9.6 | 13.8 | 15.10 | |
1.10 | 5.1 | 7.8 | 9.9 | 13.6 | |
2.1 | 6.3 | 7.5 | 10.4 | 15.6 | |
2.2 | 5.2 | 8.4 | 10.7 | 13.10 | |
2.3 | 6.2 | 7.7 | 9.10 | 15.7 | |
2.4 | 7.2 | 10.9 | 11.5 | 15.5 | |
2.5 | 8.8 | 10.7 | 13.9 | 15.8 | |
2.6 | 5.9 | 11.8 | 12.8 | 14.7 | |
2.7 | 5.3 | 8.3 | 11.6 | 15.4 | |
2.8 | 6.7 | 9.4 | 13.7 | 14.5 | |
2.9 | 6.5 | 8.5 | 11.7 | 15.2 | |
2.10 | 5.10 | 8.1 | 10.6 | 14.4 | |
3.1 | 5.6 | 8.7 | 9.3 | 14.1 | |
3.2 | 6.6 | 9.1 | 11.9 | 15.1 | |
3.3 | 5.8 | 6.8 | 10.10 | 13.4 | |
3.4 | 6.9 | 9.2 | 12.6 | 14.3 | |
3.5 | 6.10 | 10.1 | 13.3 | 14.2 | |
3.6 | 7.3 | 8.9 | 11.1 | 15.2 | |
3.7 | 7.9 | 8.10 | 10.3 | 14.1 | |
3.8 | 10.3 | 12.1 | 14.4 | 15.1 | |
3.9 | 4.3 | 8.2 | 10.5 | 14.9 | |
3.10 | 4.9 | 6.7 | 9.5 | 13.10 | |
4.1 | 7.4 | 10.7 | 13.9 | 15.8 | |
4.2 | 8.6 | 11.8 | 14.7 | 15.6 | |
4.3 | 6.5 | 10.6 | 12.7 | 14.8 | |
4.4 | 5.7 | 8.5 | 11.6 | 14.10 | |
4.5 | 6.4 | 9.8 | 12.9 | 15.10 | |
4.6 | 5.8 | 8.7 | 11.9 | 15.5 | |
4.7 | 6.9 | 8.1 | 10.8 | 13.6 | |
4.8 | 5.9 | 7.6 | 10.9 | 14.5 | |
4.9 | 6.10 | 8.3 | 11.7 | 12.10 | |
4.10 | 5.6 | 9.9 | 10.4 | 12.8 | |
5.1 | 2.4 | 6.8 | 7.10 | 15.4 | |
5.2 | 7.5 | 9.6 | 13.3 | 15.7 | |
1.1 | 3.3 | 7.7 | 13.7 | 15.3 | |
1.2 | 4.5 | 7.8 | 11.5 | 13.4 | |
1.3 | 3.6 | 5.10 | 11.4 | 14.6 | |
1.4 | 5.5 | 8.8 | 10.3 | 12.6 | |
1.5 | 3.10 | 8.4 | 11.10 | 13.5 | |
1.6 | 4.8 | 6.3 | 10.10 | 13.8 | |
1.7 | 7.9 | 8.10 | 9.4 | 14.4 | |
1.8 | 4.10 | 7.3 | 9.1 | 12.5 | |
1.9 | 6.2 | 8.9 | 9.3 | 12.4 | |
1.10 | 3.9 | 4.4 | 9.2 | 15.2 | |
2.1 | 3.5 | 6.1 | 10.2 | 14.3 | |
2.2 | 3.8 | 7.1 | 11.3 | 14.2 | |
2.3 | 5.3 | 6.5 | 11.1 | 15.1 | |
2.4 | 4.3 | 7.2 | 10.1 | 14.1 | |
2.5 | 3.4 | 5.4 | 9.7 | 13.2 | |
2.6 | 3.2 | 9.10 | 11.2 | 15.9 | |
2.7 | 3.1 | 6.5 | 9.6 | 12.3 | |
2.8 | 4.2 | 5.9 | 12.2 | 15.4 | |
2.9 | 4.1 | 7.4 | 12.1 | 14.10 | |
2.10 | 3.5 | 5.2 | 8.7 | 13.6 | |
3.1 | 4.5 | 10.6 | 12.8 | 15.7 | |
3.2 | 4.9 | 8.5 | 10.3 | 15.5 | |
3.3 | 5.7 | 8.3 | 10.7 | 12.10 | |
3.4 | 7.5 | 11.6 | 13.5 | 15.9 | |
3.7 | 4.4 | 7.7 | 10.9 | 13.10 | |
3.9 | 5.4 | 9.8 | 12.4 | 14.8 | |
3.10 | 4.3 | 6.6 | 8.9 | 10.10 | |
4.1 | 8.5 | 11.8 | 13.3 | 15.3 | |
6.2 | 7.8 | 8.6 | 11.2 | 14.6 |
I. Основные понятия экологии
1. Что такое экология? Какие вопросы она изучает? Назовите автора термина.
2. Почему возрос общественный интерес к экологии в конце ХХ века?
3. Что такое популяция? Какова структура популяции?
4. Сформулируйте понятие сообщества.
5. Что такое экосистема? Назовите основные типы природных экосистем.
6. Что такое экологический фактор? Классификация экологических факторов.
7. Биогеоценоз. Границы биогеоценоза и ее основные характеристики.
8. Сформулируйте понятия «Лимитирующий фактор среды», «Ограничивающий фактор среды», «Экологическая ниша».
9. Изобразите и проанализируйте график иллюстрирующий зависимость выживания организма от интенсивности воздействия фактора среды.
10. Что понимается под экологической сукцессией?
Список рекомендуемой литературы
1. Шилов И.А. Экология: Учеб. -2-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 2000, -512 с.
2. Пехов А. Биология с основами экологии. Сер. «Учеб. для вузов» СПб.: Лань, 2000. -672 с.
3. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.
4. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. –М.: Высш. шк., 2000. -317 с.
5. Скрипко Т.В. Основные закономерности функционирования природных систем различного ранга: Курс лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. -26 с.
6. Скрипко Т.В. Свойства экологических систем и закономерности их функционирования: Тексты лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -27 с.
7. Скрипко Т.В. Основные понятия определения «экология». Ее системность: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. -116 с.
Учение о биосфере
1. Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав и границы биосферы.
2. Круговорот веществ в природе (геологический).
3. Круговорот воды.
4. Разнородные части биосферы.
5. Живое вещество. Функции живого вещества.
6. Важная особенность биотического круговорота - фотосинтез. Представьте химическую реакцию фотосинтеза.
7. Рассмотрите схему биотического круговорота веществ. Что такое цепи питания?
8. Дайте понятие экологической пирамиды. Правило экологической пирамиды.
9. Опишите биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ (углерода, азота, кислорода).
10. Представьте схемы биогеохимических циклов фосфора и серы.
Список рекомендуемой литературы
1. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.
2. Степановских А.С. Общая экология. -Курган: ГИПП «Зауралье», 1999. -512 с.
3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998. -455 с.
4. Безуглова О.С., Орлов Д.С. Биогеохимия: Учебник для студентов высших учебных заведений. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. -320 с.
5. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -480 с.
6. Скрипко Т.В. Свойства экологических систем и закономерности их функционирования: Тексты лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -27 с.
7. Скрипко Т.В. Основные понятия определения «экология». Ее системность: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. -116 с.
Антропогенные воздействия на биосферу
1. Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?
2. Назовите основные виды вмешательства человека в экологические процессы.
3. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.
4. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человеческой популяции и природных биотических сообществ?
5. Дайте описание опасного загрязняющего вещества – диоксина.
6. Опишите химическое загрязнение, представляющее собой совокупность веществ, чуждых естественным биогеоценозам.
7. Детализируйте физическое загрязнение, связанное с изменением качественных параметров окружающей среды.
8. Что вызывает биологическое загрязнение? Как биологическое загрязнение воздействует на состав и структуру популяции.
9. Опишите загрязнение околоземного космического пространства.
10. Перечислите положительные воздействия человека на биосферу.
Список рекомендуемой литературы
1. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пособие. -М.: Приор, 2001.
2. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. -384 с.
3. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.-576 с.
4. Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер.«Учебный курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.
5. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учеб. /Рук.авт.кол. Э.А.Арустамов. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. -280 с.
6. Куртеев В.В. Авиация и охрана природы // Экология и жизнь. 1999. № 3.
7. Куклев Ю.И. Физическая экология: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2001. -357 с.