Принцип мониторинга и свободного доступа к информации в отношении природной среды
Принцип мониторинга и свободного доступа к информации в отношении природной среды означает, что государства должны предоставлять информацию, касающуюся реального состояния окружающей природной среды, а также проводить постоянные и систематизированные наблюдения, как за отдельными компонентами природной среды, так и за ее состоянием в целом.
Термин мониторинг следует понимать не только как постоянное наблюдение и сбор информации в отношении различных параметров окружающей среды, но также и как анализ, обработка и систематизация полученных данных и прогнозирование возможных изменений природной среды. В ФЗ РФ об охране окружающей среды от 10.01.2002г. мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) определен как «комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов» (ст.1).
Надо отметить, что мониторинг должен осуществляться постоянно и комплексно, а не представлять собой разовые мероприятия. В настоящее время системы мониторинга природной среды существуют во многих государствах и основной становится задача объединения деятельности государств в единую глобальную систему наблюдения с единым центром обработки информации и прогнозирования. Владение всесторонней, объективной и достоверной информацией позволит своевременно реагировать на различные изменения состояния природной среды, а также разрабатывать долгосрочные международные программы предотвращения экологических катастроф, сохранения безопасности и международного мира, основанных на данных, являющихся результатом обработки и анализа информации, полученной при мониторинге окружающей среды и основанных на них научных исследованиях.
Всемирная хартия природы подчеркивает необходимость «вести наблюдение за состоянием природных процессов, экосистем и видов, с тем, чтобы как можно раньше обнаруживать все случаи их деградации или угрозы им, обеспечивать своевременное вмешательство и способствовать правильной оценке политики и методов охраны природы» (п.19).
Соответствующая научно-техническая, социально-экономическая, коммерческая и юридическая информация в настоящее время является необходимым условием для осуществления международных согласованных действий в целях предотвращения или смягчения экологического ущерба, возникающего в результате глобальных экологических изменений. Охрусская конвенция о доступе подтверждает, что «совершенствование доступа к информации … повышает качество принимаемых решений и процесса их осуществления, способствует улучшению информированности общественности об экологических проблемах».
Безусловно, говоря в данном случае об информации, предполагается, что речь идет именно об «экологической информации», которая означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически изменённые организмы, и взаимодействие между этими элементами;
b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;
с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше.
Вопрос предоставления точной и полной информации в отношении уже случившихся или возможных инцидентах загрязнения окружающей среды рассматривается во многих международных документах. В частности в ст. 13 Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (1992 г.) обязывает договаривающиеся стороны безотлагательно уведомлять о случаях загрязнения или возможного загрязнения морской среды. Более эффективной передаче и обмену информации способствует созданный для реализации целей Конвенции административный орган, именуемый Комиссией по защите морской среды Балтийского моря. Предоставление информации касается не только органов государственной власти и заинтересованных сторон, но и общественности, которая обеспечивается информацией «о состоянии Балтийского моря и водных объектов, расположенных на его водосборном бассейне, принимаемых или планируемых мерах по предотвращению и ликвидации загрязнения и эффективности таких мер» (п.1 ст.17).
Во Всемирной хартии природы ООН 1982г. указывается, что для осуществления природоохранной деятельности «необходимо разрабатывать стратегию охраны природы, составлять атласы экосистем и определять воздействие планируемой политики и деятельности на природу». Кроме того, информацию, касающуюся вышеперечисленных действий государств «следует соответствующим образом и своевременно доводить до сведения общественности, чтобы она могла эффективно высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений» (п.16).
Налаживание партнерских отношений и применение усилий по обеспечению освещения экологических вопросов международными средствами информации, доступ к информации об окружающей среде и поощрение более активного участия общественности в регулировании природопользования за счет проведения информационно-просветительских кампаний по вопросам охраны окружающей среды. Данные меры позволят повысить степень общественного понимания на всех уровнях экологических вопросов, имеющих исключительно важное значение, что, безусловно, будет служить залогом успеха в деле обеспечения осуществления природоохранной политики.
Кроме этого в международно-правовых актах отмечется важная «роль использования средств массовой информации и электронных или других средств связи, которые появятся в будущем»,
The Parties to international instruments cooperate both individually and jointly to exchange such information through international institutions; in fact, information can be more easily exchanged and disseminated to all the Parties if they are supplied to international bodies.
Обмен информацией можно осуществлять как на основе заключения международных соглашений конкретными государствами и таким образом закрепления обязательства распространения информации среди участников договора, но также возможно распространение информации через международные организации, что представляется более целесообразным. В современной международной практике принято различать два способа обмена информацией: обмен информацией по запросу государств и периодически распространяемая информация
Есть два вида обмена информацией: обмен информацией по просьбе государств, и периодического распространения информации в международных органов (причем другая сторона медали периодических информации, в международные органы).
Стоит отметить, что обмен информацией и ее распространение связано с таким аспектом как конфиденциальность. Возможно ли предоставление конфиденциальной информации и если да, то в каких случаях и при каких условиях? Положения некоторых международно-правовых актов направлены на их определение. В частности, например, в просьбе о предоставлении экологической информации может быть отказано, если разглашение такой информации отрицательно повлияет на:
a) конфиденциальность работы государственных органов в тех случаях, когда такая конфиденциальность предусматривается национальным законодательством;
b) международные отношения, национальную оборону или государственную безопасность;
c) отправление правосудия, возможность для лиц подвергаться справедливому судебному разбирательству или способность государственных органов проводить расследование уголовного или дисциплинарного характера;
d) конфиденциальность коммерческой и промышленной информации в тех случаях, когда такая конфиденциальность охраняется законом в целях защиты законных экономических интересов. В этих рамках информация о выбросах, относящаяся к охране окружающей среды, подлежит раскрытию;
e) права интеллектуальной собственности;
f) конфиденциальность личных данных и/или архивов, касающихся физического лица, когда соответствующее лицо не дало согласия на предоставление такой информации общественности в соответствии с положениями национального законодательства.
Таким образом, автор хотел бы подчеркнуть, что при осуществлении деятельности, направленной на охрану и защиту окружающей среды, особое место занимает именно экологическая информация. Кроме того, что касается свободного доступа к подобной информации, то в практике существует ряд условий, при которых в нем может быть отказано. В тоже время конкретные субъекты международного права, участвующие в природоохранной деятельности, для которых она необходима для полного учёта экологических соображений при принятии решений, будут иметь возможность располагать точной, всеобъемлющей и новейшей экологической информацией.