Основные направления охраны атмосферы и регламентация качества воздушной среды
Основные нормативы: ПДК(предельно допустимый концентрат)- устанавливается на таком уровне, при кот. Вредное в-во даже при ежедневном воздействии на протяжении длительного времени не вызывает потологических изменений в организме. ПДК измеряется для воздуха, воды, почвы. Используются разные виды ПДК: максимально разовая, среднеразовая, для жилой зоны, для рабочей зоны, для зоны отдыха.Степень токсичности в-ва: чрезвычайно опасный, высокоопасный, среднеопасный, малоопасный. Оценки кач-ва воздуха:с1/ПДК1+ с2/ПДК2ит.д.≤1. где с-концентрация загрязнения. Для стационарных источников использ. ПДВ(предельно допустимый выброс)- устанавливается исходя из условий, что выброс от данного источника загрязнений не создают предельную концентрацию превышающую ПДК. ОБУВ-ориентировочно безопасные уровни воздействия: норматив воздействия на окружающую среду, временный, устанавливается расчетным путем. ИЗА-комплексный индекс загрязнения атмосферы: учитывается класс опасности загрязняющего в-ва.Мероприятия по охране атмосферы: 1) санитарно-технические мероприятия: устанавливаются газопылевые очистители, герметизация технического и транспортного оборудования, сооружение сверхвысоких дымовых труб; 2) технологические мероп. улучшение технологии производства и сжигания топлива; создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, при которых исключаются выбросы вредных веществ в атмосферу3) планировочные мероприятия: оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом “розы ветров”, создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов. Регулирование состояния воздушной среды в нашей стране осуществляется в соответствии с Конституцией РБ, Законом РБ “Об охране атмосферного воздуха” (1997).
33.Состав и структура особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь.
Особо охраняемые природные территории ООПТ- это участки земли или водного пространства, кот имеют особое экологическое, научное, эстетическое, историко-культурное и другое значение.Виды: Заповедник (2- Березинский, Полесский), национ. Парки (4- браславские озера, Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский), заказники (395), памятники природы (более 900). Цель объявления ООПТ: сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, охрана и стабильность биологического разнообразия. Структура ООПТ Бел.: заповедник и нац парки-2,3% плщ.РБ, 100-заказников республик. Значения, 295- местного значен., более 900- памятников природы.
34. Экологич. аудит и страхование. Экологический аудит - инструмент управления, состоящий в систематизированной, документально подтвержденной, объективной оценке соответствия организационной системы управления и функционирования производственных процессов экологич. требованиям. Объектом выступают действующие и строящиеся предприятия, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на окруж. среду. Экологич. аудит нацелен на определение существующих или потенциальных проблем, связанных с воздействием хозяйствующих субъектов на окруж. среду, и выработку мер по их решению. Может быть добровольным и обязательным. Обязательный аудит проводится для организаций и видов деятельности, перечень которых утверждается специально уполномоченным органом по экологич. аудиту, а также может инициироваться специально полномоченными органами при урегулировании исков к нарушителям природоохранного законодательства. Добровольный экоаудит проводится исключительно по инициативе хозяйствующего субъекта в процессе создания и внедрения системы управления окруж. средой, контроле за эффективностью ее функционирования. Различают внутренний (проводится аудиторами из числа работников предприятия) и внешний аудит (проводится независимой командой аудиторов). В процедуре участвуют три стороны - инициатор (клиент, заказчик), аудитор (аудиторская фирма) и проверяемый объект. Экологич. страхование - это совокупность различных видов страхования экологич. рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окруж. среды. Виды: страхование ответственности юридических лиц, имущественное страхование;личное страхование граждан.
35 . Государственная экологическая экспертиза и контроль.
Важной организационно-правовой формой контроля в области природопользования и охраны окружающей среды является государственная экологическая экспертиза. Ей предшествовало введение обязательной процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной деятельности в индустриально развитых странах мира. Конечной задачей оценки воздействия является составление Заключения о влиянии на окружающую среду, на основании которого делается вывод об экологической безопасности и целесообразности реализации проекта. Одна из главных целей проведения соответствующих исследований состоит в том, чтобы сделать анализ состояния окружающей среды составной и неотъемлемой частью технико-экономического обоснования проекта. Оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной деятельности и их экологическая экспертиза тесно взаимосвязаны. Разница в том, что ОВОС проводится проектировщиком инвестиционного решения, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными соответствующей области. Специально созданная экспертная комиссия либо подтверждает полноту учета в проекте природоохранных требований законодательства, либо не соглашается с этими мерами и оценками экологической безопасности проекта.
Госуд. экологич. экспертиза в странах СНГ введена с целью определения экологич. обоснованности концепций, схем развития и размещения производительных сил, намечаемой хозяйственной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения заказчиком оценки воздействия этой деятельности на окруж. среду, прир. ресурсы и здоровье населения. Определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, а также экологич. безопасность новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа. Проведение экспертизы возложено на органы Министерства прир. ресурсов и охраны окруж. среды, в его системе функционирует специализированная инспекция по госуд. экологич. экспертизе проектов. Система мер по контролю и надзору за состоянием окруж. прир. среды получила название экологич. контроля. Основные задачи заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окруж. среды. Подразделяется: на государственный; ведомственный; производственный; общественный. Госуд. контроль имеет своей задачей обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов и эффективность проведения работ по изучению, рациональному использованию и охране всеми пользователями прир. ресурсов. Его функции возложены на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы госуд. управления по прир. ресурсам и охране окруж. среды.
36. источники и виды загрязнения водных ресурсов, способы борьбы с ними.Основными источниками загрязнения водных ресурсов являются коммунальнобытовое и сельское хозяйства, тепловые электростанции, промышленность, в том числе нефтяная и химическая. Загрязнение водоемов может быть хим. (увеличение содержания органических и неорганических примесей растворенных в воде), физическим (изменение физ. свойств: тепловое, радиоактивное и др.) и биологическим (изменение количественного и качественного состава живых организмов). Рациональное использование водных ресурсов связано с реализацией различных планировочных, технологических и санитарно-технических мер. Планировочные меры заключаются в правильной организации сброса сточных вод, рациональном использовании ресурсов водоема с учетом его ресурса самовосстановления. Технологические меры направлены на внедрение маловодных и безводных технологий, водооборотного водоснабжения. Санитарно-технические меры связаны с очисткой сточных вод. Выделяют механические, хим. и биологические методы очистки. Средства механической очистки предназначены для удаления нерастворимых примесей посредством фильтров, песколовок, отстойников, гидроциклонов, центрифуг, установок флотации. Хим. методы очистки заключаются в использовании реагентов, вступающих в реакцию с загрязнителями, с образованием соединений легко извлекаемых с механическим путем. Биологическая очистка основана на способности отдельных живых организмов использовать в процессе своей жизнедеятельности соединения, присутствующие в стоках в качестве загрязнителей.