Тема 1. Экологическая ситуация в мире и России

ЭКОЛОГИЯ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Специальность 100800.62 Товароведение

Казань 2011

ПАСПОРТ

Наименование пункта Значение
1. Кафедра Инженерно – технические дисциплины и сервис
2. Автор – разработчик Тамбовский М.А., к.б.н., доц.
3. Наименование дисциплины Экология
4. Общая трудоемкость по учебному плану
5. Вид контроля (нужное подчеркнуть) Предварительный (входной), текущий, промежуточный
6. Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки 100800.62 Товароведение
7. Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них
8. Количество заданий при тестировании студента
9. Из них правильных ответов (в %):  
10. для оценки «отлично» -
11. для оценки «хорошо» -
12. для оценки «удовлетворительно» -
  или для получения оценки «зачет» не менее
13. Время тестирования (в минутах)

Паспорт составлен: _________________ М.А. Тамбовский

14 октября 2011 г.

Содержание

Тема 1. Экологическая ситуация в мире и России. 4

Тема 2. Биосфера и человек. 10

Тема 3. Глобальные проблеммы окружающей среды.. 36

Тема 4. Источники и виды загрязнений. 40

Тема 5. Экозащитная техника и технологии (водные ресурсы) 45

Тема 6. Экозащитная техника и технологии (атмосфера) 50

Тема 7. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.. 56

Тема 8. Значение почвы.. 58

Тема 9. Основы экономики природопользования, основы экологического права, профессиональная ответственность. 61

Ответы на задания. 70

Тема 1. Экологическая ситуация в мире и России

1. ____________ - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой

a. экология

b. биология

c. ботаника

d. география

2. ____________ - раздел палеонтологии, изучающий образ жизни и условия обитания организмов геологического прошлого, взаимоотношения между организмами и средой их обитания (неорганическая и органическая) и их изменения в процессе исторического развития жизни на Земле

a. палеоэкология

b. демэкология

c. политология

d. геология

3. ____________ - наука на стыке экологии, геологии и географии

a. биоэкология

b. геоэкология

c. соцэкология

d. природоведение

4. ____________ - раздел экологии, изучающий взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов

a. биоэкология

b. синэкология

c. антропоэкология

5. ____________ - раздел экологии, изучающий действие различных факторов среды на отд. популяции и виды

a. биоэкология

b. синэкология

c. аутэкология

6. ____________ - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека

a. реакция

b. терапия

c. востановление

d. рекреация

7. Изучением условий существования и взаимосвязь организмов в прошлые эпохи изучает …

a. аутэкология

b. синэкология

c. палеоэкология

d. геоэкология

8. __________________ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

a. природные территории

b. рекреационные зоны

c. особо охраняемые природные территории

d. парки

9. Основные экологические проблемы человечества связаны

a. с нерациональным использованием природных ресурсов

b. с загрязнением окружающей среды

c. с экологическим кризисом

d. с ростом численности населения, истощением и деградацией природных ресурсов и загрязнением окружающей среды

10. Синэкология изучает:

a. экологию сообществ

b. экологию видов

c. глобальные процессы на Земле

d. экологию микроорганизмов

11. К главным экологическим проблемам РТ НЕ относится

a. Сброс загрязненных сточных вод

b. Деградация земель

c. Загрязнение и истощение подземных вод

d. Дефицит воды

12. Полное наименование Волжско-Камского заповедника:

a. Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник

b. Волжский заповедник

c. Волжско-Камский государственный заповедник

d. Волжский природный заповедник

13. __________________ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны

a. природные территории

b. рекреационные зоны

c. особо охраняемые природные территории

d. парки

14. ____________ - одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных

a. заказник

b. заповедник

c. парк

15. ____________ - особо охраняемая природная территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека

a. парк

b. заказник

c. заповедник

d. национальный парк

16. ____________ - охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты

a. заповедник

b. заказник

c. парк

d. лес

17. ____________ - территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются и изучаются растения разных частей света и различных климатических зон

a. ботанический сад

b. заказник

c. заповедник

d. парк

18. ____________ - охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении

a. парк

b. луг

c. памятник природы

d. лес

19. Создание коллекций деревьев и кустарников с целью сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира - это задача…

a. парков культуры и отдыха

b. природных национальных парков

c. ботанических садов и дендрологических парков

d. заповедников и заказников

20. Исследовательские работы по интродукции и акклиматизации новых для конкретного региона растений проводятся в …

a. дендрологических парках и ботанических садах

b. тепличных хозяйствах

c. государственных природных заповедниках

d. плодовых садах

21. Для поддержания экологического баланса, сохранения биоразнообразия, изучения эволюции экосистем и их изменений под влиянием антропогенных факторов создаются…

a. санитарно-защитные зоны

b. особо охраняемые природные территории

c. антропогенные ландшафты

d. Красные Книги

22. Заполните пропуск. __________ используются в качестве фонового заповедно-эталонного объекта.

a. ботанические сады

b. биосферные заповедники

c. промышленные зоны

d. памятники природы

23. Из скольких невзаимосвязанных, частей состоит Волжско-Камский Государственный природный биосферный заповедник?

a. 2

b. 3

c. 4

d. 5

24. Как называется национальный парк на территории РТ?

a. Верхний Услон

b. Мари Чодра

c. Нижняя Кама

d. Верхняя Кама

25. В каком году был образован Волжско-Камский заповедник?

a. 1978

b. 1924

c. 1960

d. 1995

26. Безусловная зависимость человека и общества от состояния живой природы, необходимость подчинения законам природы – это суть экологического (ой)…

a. пессимизма

b. императива

c. оптимизма

d. экспертизы

27. Раздел экологии, изучающий отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и окружающей средой, называется …

a. прикладной экологией

b. социальной экологией

c. биоэкологией

d. эйдэкологией

28. Раздел экологии, в котором рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром, называется …

a. синэкологией

b. аутэкологией

c. биогеоценологией

d. антропоэкологией

29. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука

a. систематика

b. зоология

c. ботаника

d. экология

30. Термин «экология» в 1866 году предложил

a. Ю. Сакс

b. Э. Геккель

c. И. Сеченов

d. Ф. Мюллер

31. Ограничивающий фактор в биоценозе

a. свет

b. воздух

c. пища

d. почва

32. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют

a. биоценоз

b. биогеоценоз

c. экосистему

d. фитоценоз

33. Продуценты в экосистеме дубравы

a. поглощают готовые органические вещества

b. образуют органические вещества

c. разлагают органические вещества

d. выполняют все перечисленные функции

34. Самая высокая продуктивность

a. смешанные леса

b. лиственные леса

c. хвойные леса

d. тропические леса

35. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется

a. сукцессией

b. флуктуацией

c. климаксом

d. интеграцией

36. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

a. антропогенные и абиотические

b. антропогенные и биотические

c. абиотические и биотические

d. нет верного ответа

37. Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется

a. экологической борьбой

b. экологическими последствиями

c. экологической ситуацией

d. экологическим мониторингом

38. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)

a. возникающий вид

b. развивающий вид

c. исчезающий вид

d. эндемический вид

39. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года

a. зимний покой

b. зимняя спячка

c. остановка физиологических процессов

d. анабиоз

40. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории

a. флора

b. фауна

c. экосистема

d. сообщество

41. Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе

a. антропогенные и абиотические

b. антропогенные и биотические

c. абиотические и биотические

d. антропогенные, биотические, абиотические

42. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости

a. особи разных видов не связаны между собой

b. большое число видов ослабляют конкуренцию

c. особи разных видов используют разную пищу

d. в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом

43. В биогеоценозе в отличие от агроценоза

a. круговорот не замкнутый

b. цепи питания короткие

c. поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются

d. поглощенные растениями элементы из почвы, не все в нее снова возвращаются

44. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

a. привлечение плотоядных животных

b. привлечение животных – редуцентов

c. внесение органических удобрений

45. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)

a. заказник

b. заповедник

c. национальный парк

d. памятник природы

Наши рекомендации