Законодательное и нормативно-правовое регулирование охраны озера Байкал
Нормы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», на практике не применялись ввиду отсутствия утвержденных в установленном порядке границ БПТ и ее экологических зон.
Основанием для изменения, утвержденного ранее Перечня является утверждение границ БПТ и ее экологических зон распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, а также необходимость приведения данного Перечня в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Актуальность изменения Перечня основана также на необходимости соблюдения основных принципов охраны Байкальской природной территории, определенных статьей 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал», одним из которых является сбалансированность решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития.
Выбор видов экономической деятельности для включения в Перечень осуществлен по следующим критериям:
1) виды деятельности, связанные с крупномасштабным изъятием природных ресурсов, приводящие к необратимому разрушению природных объектов;
2) виды деятельности, представляющие риск возникновения ситуаций крупномасштабного негативного воздействия на экологическую систему озера Байкал;
3) природно-климатические особенности центральной экологической зоны БПТ;
4) экономико-географическое положение, социально-экономическое и геополитическое значение территории;
5) современный характер размещения и территориальной организации производительных сил.
Проект Перечня не отменяет режимы:
- водоохранных зон и защитных полос, установленные Водным Кодексом Российской Федерации (пп. 15–17 статьи 65);
- особой охраны особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, установленные Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статьи 9, 15, 21, 24, 27, 29, 32).
Проектом Перечня предусматривается применение более строго режима для участков центральной экологической зоны Байкальской природной территории, на которых в соответствии с различными нормативными правовыми актами установлено несколько режимов хозяйственной и иной деятельности.
Перечень предполагается использовать органами государственной власти и местного самоуправления при:
· регистрации предпринимательской деятельности (органами ФНС России и РосОЭЗ при регистрации организаций и регистрации изменений в их учредительных документах (коды и наименование ОКВЭД предусмотрены в формах соответствующих заявок на регистрацию и приводятся в выписках из реестров государственной регистрации);
· проведении контрольно-надзорных мероприятий (органами Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Ространснадзора, Россельхознадзора, Роснедвижимости, МВД России, Прокуратуры Российской Федерации при выявлении нарушений, связанных с осуществлением запрещенных видов деятельности)
· разработке и утверждении схем территориального планирования, генеральных планов и правил землепользования и застройки;
· лицензировании недропользования и других видов деятельности.
Для однозначной идентификации объектов правоотношений Перечень доработан с указанием кодов и наименований Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденного постановлением Госстандарта России 06 ноября 2001 г. № 454-ст, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах техникоэкономической и социальной информации в социально-экономической области».
Виды деятельности, предложенные к запрещению в центральной экологической зоне имеют исключения, в том числе для нужд местного населения.
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об изменении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» направлен 14.05.2007 на согласование в федеральные органы исполнительной власти. До конца 2007 года Проект находился в стадии согласования.
Нормативно-правовое регулирование в области охраны озера Байкал в 2007 году состояло в подготовке и реализации следующих мер:
· для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в области охраны озера Байкал в 2007 году образована Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал;
· с целью приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности рекомендовано внести изменения в Федеральный зазон от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал». МПР России подготовило предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 01.05.1999 «Об охране озера Байкал», которые были рассмотрены на первом заседании межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал 23.10.2007;
· в связи с утверждением границ БПТ и ее экологических зон МПР России подготовило проект постановления Правительства Российской Федерации «Об изменении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»;
· для обеспечения информирования населения в целях информирования населения о границах Байкальской природной территории и ее экологических зон МПР России утверждены единые образцы знаков для обозначения границ экологических зон Байкальской природной территории на местности;
· в целях территориального планирования Байкальской природной территории решением заседания Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал утвержден комплексный план мероприятий по территориальному планированию центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
В 2007 году не удалось завершить согласования законопроекта, устанавливающего размер и границы водоохраной зоны озера Байкал, а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал.