В аспекте саморегуляции агроэкосистем
1. Общие требования к проектированию мест обитания и условий для диких животных в агроландшафтах.
2. Кормовые поля для диких животных.
3.Агроландшафт как средство энтомологической саморегуляции.
1. Общие требования к проектированию мест обитания и условий для диких животных в агроландшафтах
Дикая фауна является обязательным компонентом систем земледелия. Полезные экологические функции в агроландшафтах выполняют птицы, насекомые опылители, различные млекопитающие и даже земноводные и рептилии. Однако, в процессе создания агроэкосистем естественный животный мир подвергается коренной перестройке. Жизненная среда здесь крайне благоприятна для одних и совершенно не приемлема для других животных. Важным направлением в решении задачи является создание локальных микроразмерных объектов – участков, используемых по режиму заказников (далее МЗ – микрозаказники). Назовем требования, которые надо учитывать при проектировании.
1). Снижение и полное устранение фактора беспокойства и неразумного преследования животных. Исключать шумовое загрязнение вблизи МЗ.
2). Чем больше фрагмент естественного ландшафта выделен в качестве МЗ, тем более разнообразныусловия жизненной среды, емкость ландшафта, видовое разнообразие и плотность (количество животных на единицу площади) различных видов диких животных. Размеры МЗмогут быть рекомендованы от нескольких десятков соток до нескольких десятков гектаров.
3). При организации МЗследует руководствоваться принципом равномерности их размещения в пределах хозяйства. Только в этом случае достигается эффект тотальной защиты от вредителей по всей территории агроландшафта. Сущность принципа заключается в равномерном распределении объектов на единицу площади. В качестве ориентира можно использовать следующие расчеты. При среднем размере хозяйства 5-6 тыс. га и выделении под МЗ1% земель (ближе к оптимуму 2-3%) общая их площадь составит 50-60 га. При таком варианте принцип равномерности предполагает создание 50-60 объектов площадью 1 га/1 км2 или 25-30 объектов площадью 2 га/2 км2. При определении варианта плотности необходимо исходить из оценки общей оптимальности организации агроландшафта и наличия в его структуре остатков естественных ландшафтов (лесных, степных, луговых, водных и т.д.) и их качественного состояния.
4) Оптимальным местом для организации МРОО в условиях исключительного преобладания лесополосно-полевых агроландшафтов являются глухие (без дорог) перекрестки лесных полос. В случае необходимости сохранения дорог, их следует проложить в объезд, т.е. по краям МЗ.
5) Важное значение имеет соблюдение принципа максимального ландшафтного разнообразия и мозаичности. Выполняемые в качестве МЗ территории должны содержать в своей структуре тесно сопряженные контрастные ландшафты. Например, фрагмент леса на склоне речной долины, балки или на водоразделе должен быть обязательно выделен в сопряжении со степным фоном, лесная западина с прилегающей степью, пойменный ольшаник или озеро с прилегающим лугом, ивняком и т.д. Благодаря тесному соседству резко контрастных ландшафтов возникают опушечные эффекты, формируются экотонные (переходные) зоны, повышается разнообразие жизненных сред, емкость ландшафта, стабильная плотность и разнообразие дикой фауны.
6) В ландшафтах с неоптимизированной сетью лесных полос и полным отсутствием островков естественных ландшафтов создание МЗ следует проектировать за счет облесения и залужения распахиваемых западин, ложбин стока, курганов, склоновых деградированных участков пашни.
7) Границы МЗ должны быть четко обозначены на картах землепользователей. В пределах этих границ необходимо ограничить пастбищные нагрузки, а также целесообразно рекомендовать нерегулярное, раз в 2-3 года, или «шахматное» кошение, т.е. с частичным сохранением степных и луговых растений некошеными. Это способствует сохранению полезных насекомых и повышению плотности птиц. Охота в пределах МЗ категорически воспрещается. Не проводить специальные поджоги сухих трав.
8) В качестве самостоятельных объектов могут выступать старичные озера и болота, фрагменты пойменных ивняков, ольшаников, тополевников, пойменных дубрав, сухих и заливных лугов.
9) В тех случаях, когда вследствие интенсивной контрастности ландшафтов, необходима их реставрация за счет перевода прилегающей к объекту пашни в залежь. Искусственная изоляция леса от степи и, наоборот, в процессе распашки сопряжена с исчезновением краевых, опушечных экотонных эффектов, что делает их менее устойчивыми, менее населенными животным миром.
10) Для повышения плотности дикой фауны необходима постоянная (всесезонная) забота – создание искусственных жилищ (скворечных, шмелиных и др. городков), дуплянок, синичников, а также внедрение в агроландшафты и плодово-ягодных, древесно-кустарниковых видов для подкормки животных, сенных кормушек, солонок и т.д.
11) В целях сохранения молодняка диких животных следует применять экологически безопасные (щадящие) приемы кошения зерновых культур и сенокошения. Более экологичным является прием кошения «в разгон», т.е. от центра объекта, кошения к окраинам. При обратном приеме кошения гибель некоторых видов молодняка – зайчат, косуль может достигать 40-45%. Под строжайший контроль должны быть взяты места хранения и рационально применяться минудобрения и, особенно, ядохимикаты.
2. Кормовые поля для диких животных
Кормовые поля расширяют кормовую базу для диких животных и являются эффективной мерой для концентрации дичи в нужных местах.
Лучше всего под кормовые поля отводить участки вблизи мест обитания животных. Это – лесные поляны в глубине лесного массива, земли,примыкающие к крупным и байрачным лесам, балкам и водоемам, на пойменных землях с соблюдением водоохранных зон и полос. Чем дальше отводятся участки от населенных пунктов и магистральных дорог, тем лучше.
Площадь одного кормового поля среди леса должна быть не менее 1 га, а в других случаях – до 2-3 га. Число полей зависит от числа мест обитания дичи.
На кормовых полях следует высевать определенные виды сельскохозяйственных культур: для оленей и косуль – озимые, горохово-овсяную смесь, желтый люпин, кормовую капусту; для кабанов – топинамбур, картофель, горохоовес; для зайцев – топинамбур, кормовую капусту, озимые, люпин; для птиц (тетеревов, отчисти глухарей) – смесь зерновых культур.
Каждое кормовое поле должно явиться центром, вокруг которого концентрируют все другие биотехнические мероприятия и строят биотехнические сооружения.
Кормовое поле среди лесных угодий, место зимней подкормки возле него, наличие солонцов и водопоев – основные биотехнические мероприятия, которые позволяют концентрироваться диким животным в определенных местах и в значительном количестве. Поэтому биотехнические сооружения (сараи для хранения снопов и веников, навесы для хранения сена, кормушки для подкормки оленей, косуль) следует строить в основном у кормовых полей.
3. Агроландшафт как средство энтомологической саморегуляции
Назрела необходимость совершенствования сложившейся практики защиты растений.
Исследования показывают возможность создания таких агробиоценозов, при которых массовое размножение вредных насекомых сокращается.
Для расширения экологических ниш почвенной и наземной полезной фауны и флоры в полевых экосистемах сельскохозяйственных культур важно, чтобы 15% периметра их площадей граничило с естественными экосистемами (лес, луг, залежь). Считается, что естественные экосистемы, где произрастают нектароносные растения, стабилизирующие численность энтомофагов, должны занимать примерно 10-15% от всей площади возделываемых культур (В.И. Танский, 1988).
С целью изучения энтомологической саморегуляции посредством ландшафтов в 1999-2001 гг. профессором Воронежского педагогического университета А.И. Лахидовым проводились научные исследования на территории СХА «Дружба» Кантемировского района Воронежской области. Объектом эколого-фаунистической оценки служили лесные полосы различного возраста, кустарниковые кулисы, облесенные балки, экотоны (опушки из многолетних трав у лесополос), поля сельскохозяйственных культур, прилегающие к лесным полосам, энтомологический заказник. Результаты исследований позволили профессору А.И. Лахидову сделать вывод, что пораженность посевов сельскохозяйственных культур была ниже, чем на посевах в открытой степи соседних хозяйств. Такой вывод является следствием внедрения эколого-ландшафтной системы земледелия. Благотворное влияние на биологическую саморегуляцию, в том числе и фитосанитарное состояние, оказали конструктивные особенности построения и использования агроландшафтов. Назовем эти особенности.
1). Улучшено соотношение «леса-луга-воды-пашни»; создано мозаичное их размещение, способствующее симбиозу антропогенного комплекса и естественных биогеоценозов, появлению в рамках единого агроландшафта экологических регуляторных и компенсационных механизмов; улучшился микроклимат (доведение лесистости до 17%, создание большого количества мелких водоемов, консервация деградированных угодий и т.д.).
2). Увеличенное видовое разнообразие естественных и антропогенных ценозов за счет мероприятий прямого (устройство заказников, охрана целинных участков) и косвенного воздействия (ликвидация эрозии, зарегулированность стока путем посадки прибалочных лесных полос, создания земляных валов, плотин-перемычек и прочих мероприятий, оптимизирующих, в первую очередь, водный режим ландшафта) создает предпосылки для формирования имитационных естественных сообществ с характерным для них флористическим и фаунистическим разнообразием насекомых, птиц и млекопитающих, поддерживающим биологический статус прилегающих агроценозов.
3). Увеличены лесистость пашни (размещение лесных насаждений, кустарниковых кулис), посев многолетних трав на экотонах и ложбинах, что способствует накоплению энтомофагов за счет улучшения условий перезимовки, наличия дополнительных хозяев (для энтомопаразитов) и дополнительного питания (для всех полезных насекомых) на цветущей лесной и травянистой растительности.
4). Создано, наряду со структурным, функциональное разнообразие путем чередования естественных фаций с агроценозами различной степени интенсивности использования (земли ограниченного, умеренного и интенсивного использования).
5). Видовое и генетическое разнообразие сельскохозяйственных культур (возделывание различных культур, сортов и гибридов), оптимальное и мозаичное размещение их усиливает невосприимчивость агробиоценозов к неблагоприятным воздействиям (в том числе со стороны насекомых-вредителей) путем использования адаптивного потенциала культурных растений.
6). Осуществляется постепенный переход к ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а это способствует сокращению применения пестицидов.
Кроме перечисленных выше мероприятий, большую роль могут играть энтомологические микрозаказники.
В стране есть опыт земледелия с ограниченным применением ядохимикатов (колхоз «Ленинская Искра» Ядринского района в Чувашии и др.).
В свете экологических законов и мнений ученых, а также по литературным сведениям об опыте и материалам наблюдений влияния ландшафт
ной системы земледелия на фитосанитарную ситуацию, считается реальным уменьшение численности вредителей в агроэкосистемах путем совершенствования структуры и архитектоники агроландшафтов(А.И. Лахидов, А.И. Яблоков и др.).
В агроландшафтоведении есть еще одна задача энтомологического характера. Речь идет об улучшении дела семеноводства многолетних трав. Как известно, ряд сельскохозяйственных культур дают урожай семян при опылении их дикими пчелами-опылителями и шмелями. (Д.И. Щедрина, 1999 и др.).
Создание микрозаказников поможет решить в хозяйствах одну из сложных задач – получение высоких урожаев семян люцерны, клевера, эспарцета и других энтомофильных культур.
Лекция №12.