Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Цепь стратегии экологического образования -определениеориентиров общественно-государственной политики в этой облас­ти, идеологии общественных организаций и деятельности учреж­дений культуры, образования и просвещения, направленной на формирование нового мировоззрения, экологической культуры и образа жизни российского общества, преодоление кризисного со­стояния окружающей среды, достижение гармоничного сосуще­ствования человека с окружающим миром, создание благоприят­ных условий жизни и перехода России на модель устойчивого развития.

Включить в концепции развития и охраны окружающей среды, в том числе концепции, касающиеся населения, во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы. Особое внимание следует обратить на подготовку будущих руководителей.

Программа действий - Повестка дня на 21 век, Рио-де-Жанейро, 1992 г.

Основными принципами стратегии экологического образо­вания являются:

- гуманистический принцип экологического образования ис­ходит из права человека на благоприятную среду жизни, выра­жает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с уста­новкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;

- эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования;

- гарантированность приобретения каждым гражданином об­щих экологических знаний;

- обязательность экологических знаний в системе образования;

- включение вопросов экологического образования во все це­левые, федеральные, отраслевые и региональные государственные программы;

- участие граждан на всех этапах принятия решений по реа­лизации любых проектов, затрагивающих использование природ­ных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье населения;

- приоритетность экологического образования как гуманитар­ной и социоестественной компоненты общего и профессионально­го образования; всеобщность экологического образования: обес­печение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения;

- непрерывность экологического образования, обусловленная:

1) поэтапным освоением разнообразными знаниями, форми­рованием устойчивых убеждений и интеллектуального рос­та в процессе экологического образования и развития лич­ности,

2) необходимостью постоянного овладения новыми сведе­ниями по мере быстрого научно-технического развития че­ловечества,

3) необходимостью обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурных систем: дошкольные учреждения, школы, внешкольные организации, вузы, музеи, библиотеки, при­родные заповедники и парки, средства массовой информа­ции и научные учреждения;

- единство и взаимосвязь:

• экологического образования и воспитания,

• просвещения,

•информированности и общественной активности населе­ния;

- комплексность и междисциплинарность экологического об­разования, учитываемая в форме параллельного развития как са­мостоятельных и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, так и рассмотрением экологических проблем в каж­дой науке (учебной дисциплине);

- принцип раскрытия глобальных, национальных, региональ­ных и локальных экологических проблем, реализующий на практи­ке международный девиз «Мысли глобально, а действуй локально!»;

- реализация приобретаемых знаний в повседневной жизни и выработка соответствующих навыков и стереотипов природоохран­ного поведения;

- регионализация прикладной компоненты получаемых зна­ний в области охраны окружающей среды и рационального при­родопользования, облегчающая быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических осо­бенностей;

- социальность экологических знаний, затрагивающих сферу личного поведения, противоречивые интересы различных групп населения и регионов, а также ответственность нынешнего поко­ления перед будущими.

Для реализации стратегической цели экологического образо­вания необходимо создание и развитие системы экологического образования.

Наши рекомендации