Среди госслужащих управляющих структур
ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ г. МОСКВЫ НА ПЕРИОД 2003 - 2005 г.г.
Снижение негативного воздействия автотранспорта на атмосферу;
Реставрация водных объектов;
Переработка твердых бытовых и промышленных отходов;
Увеличение площади природного комплекса, развитие системы ООПТ;
Повышение уровня экологического образования;
Создание системы экологического мониторинга по всем элементам ОС.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ
ПРИРОДООХРАННАЯ БАЗА Г. МОСКВЫ
(за 2000-2001 г.)
Всего принято 52 документа природоохранного направления, в т.ч.:
Законодательных акта г. Москвы;
Постановлений Правительства Москвы;
Распоряжений Мэра Москвы и Правительства Москвы
Проект Закона г. Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве» от 26.09.01г. № 48;
Разработан Закон г. Москвы «Об экологическом мониторинге»;
Одобрена Концепция Закона г. Москвы «Об экологическом контроле»;
Постановление Правительства г. Москвы № 339 от 30.05.2000г.(Постановление о родниках г. Москвы);
Постановление Правительства Москвы
№ 634-ПП от 10.07.01 г. (О Положении
«О Красной книге г. Москвы).
ГЛАВНЫЕ ПРОЕКТИРУЕМЫЕ ИТОГИ
ВЫПОЛНЕНИЯ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ Г.МОСКВЫ
(2003 - 2005 г.г.)
(Объем инвестиций на реализацию Программы - 8970,6 млн.руб.)
Сокращение числа жителей в СЗЗ на 100 тыс. человек.;
Уменьшение объемов выбросов ЗВ в атмосферу на 64тыс.тонн;
Уменьшение объема сточных вод, сбрасываемых в водоемы на 220 тыс. тонн;
Увеличение доли перерабатываемых ТБО на 40%, производственных - на 17%;
Очистка и благоустройство 50 прудов;
Устройство шумозащитных зеленых полос вдоль 3-го кольца длиной 15 тыс. м., шумозащитных экранов - более 10 тыс. м.;
Уменьшение площади загрязненных почв на 2,8 тыс. га;
Увеличение площади ООПТ на 8,9 тыс. га, увеличение площади зеленых насаждений до 23,0 м2/чел;
Создание новых озелененных объектов на пл. 2800 га;
Реконструкция почвенного и растительного покрова на площади более 500 га;
Предупреждение развития негативных геологических процессов на площади более 680 га.
Ежегодный предотвращенный ущерб составит около 10 млрд. руб.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ В г. МОСКВЕ
- Положение о лицензировании экологической деятельности
(Постановление Правительства г. Москвы от 29.11.94г. № 1078)
Стандарт об экологическом аудите - ГОСТ Р ИСО 14001
Назначение экологического аудита
Разработка природоохранной стратегии предприятия;
Инструмент анализа существующего состояния ОС;
Оценка всех аспектов хозяйственной деятельности в увязке с
ООС;
Определение привлекательности инвестиций в решение задач
в области ООС;
Привлечение общественности к решению природоохранных
задач.
- Основные задачи:
Оценить репутацию предприятия в области ООС;
Определить значимость природоохранной деятельности и ее
связь с финансовым положением предприятия;
Оценить экологический риск деятельности предприятия;
Учет экологических мотиваций при принятии хозяйственных
решений;
Внедрение эколого-экономических оценок результатов
хозяйственной деятельности;
Анализ действующих экологических ограничений и
регламентации хозяйственной деятельности.
Природные ресурсы в экономике России
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Классификация ПР.
Структура экономики России.
Темпы добычи и использования ПР, экстенсивная, самоедская экономика.
Безудержное потребление ПР – одна из причин экологического кризиса.
Низкая комплексность переработки – проблема отходов – вторичные ресурсы.
Проблема ресурсосбережения. Конверсия.
Ухудшение горно-геологических условий, резкий
рост себестоимости.
Ведомственность в использовании ПР.
Земельные ресурсы.
Водные ресурсы.
Лесные ресурсы.
Минеральные ресурсы.
ПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ НА ЕДИНИЦУ
НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА В СССР
(1990 г.)
(показатели США приняты за 1)
ПРОИЗВОДСТВО ПЛАСТМАСС, МЛН.Т.
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
По состоянию на 01.01.2003 г. в Российской Федерации было:
с/х - 211 млн.га, пашня - 130 млн.га.
В СССР получали 24 млн. т удобрений, сейчас – 9 млн.т, из них – 85 % экспорт.
Ф.М.Достоевский: «Весь порядок в каждой стране... связан с почвой, с характером земледелия... И если есть в чем у нас в России наиболее теперь беспорядок, так это во владении землею».
История земельных отношений в России.
XVII век - писцовые межевания, закрепление земель за землевладельцами и закрепление крестьян за землевладельцами.
1861 год - земельная реформа, освобождающая крестьян от крепостной зависимости (Манифест об отмене крепостного права).
1906 год - столыпинская реформа, разрушение остатков феодализма, разрушение общины и утверждение капиталистических отношений.
1917 год - отмена частной собственности на землю.
1922 год - земельный кодекс РСФСР, регламентация новых земельных отношений.
90е годы - проект Нового Земельного Кодекса, земельная реформа.
1993 год - Конституция РФ, - 3 формы собственности на землю:
частная, государственная, муниципальная
федеральная собственность субъекта РФ
2001 год – Земельный кодекс РФ
Элементы рынка: пожизненное наследуемое владение и аренда земли.
Земельные ресурсы (З.Р.) - средство производства и объект производственных отношений: