Состояние экологического образования в россии и мировые тенденции его развития

Раздел I

В России проблемы экологического просвещения начали под­ниматься еще в начале XX в. Экологическое образование получи­ло развитие в конце 60-х годов, при этом последовательно осуще­ствлялся переход от просвещения в области проблем окружаю­щей среды к природоохранной деятельности, шло интенсивное накопление опыта.

В 90-е годы в Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых документов по охране окружающей среды и обеспече­нию устойчивого развития, в которых в качестве одного из при­оритетных направлений решения экологических проблем опре­делены экологическое образование, просвещение и воспитание населения.

Разработаны комплексные программы экологического обра­зования населения почти в половине республик, краев, областей и других территорий России. В Республике Алтай, Республике Калмыкия, Удмуртской Республике, Свердловской, Магаданской областях, Агинском Бурятском, Коми-Пермяцком, Эвенкийском, Ханты-Мансийском автономных округах на экологическое обра­зование и просвещение расходуется свыше 10% средств от общих расходов экологических фондов. Ведутся научные исследования в области экологического образования.

Появились разнообразные авторские программы, создаются базовые (экспериментальные) образовательные учреждения с эко­логической специализацией.

Увеличиваются объемы подготовки специалистов-экологов с высшим и средним профессиональным образованием, растет чис­ло организаций, получивших лицензию на повышение квалифи­кации и профессиональную подготовку кадров природоохранных органов, предприятий и организаций.

Вместе с тем состояние экологического образования в стране не соответствует требованиям времени. Полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. В связи с этим низка степень их участия в поиске решений проблем сохранения природы. Государство все еще не обеспечило нормативно-правовую базу в области экологического образования.

В Российской Федерации в целом (в большинстве ее террито­рий) финансирование экологического образования крайне недос­таточно и, как правило, не имеет адресной направленности. От­сутствует должная взаимосвязь в деятельности государственных структур и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием на­селения.

В результате декларированная свыше десяти лет назад задача создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения до сих пор не реализована. Развитие экологического образования в стране осуществляется в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном порядке. Отсут­ствуют государственные стандарты для различных уровней эко­логического образования, недостаточно его кадровое и научно-методическое обеспечение. В школе, в отличие от дошкольных учреждений, наметилась стагнация в решении проблем экологи­ческого образования. Введенный ранее соответствующий предмет исключен из федерального компонента этого уровня образования. Объемы подготовки и переподготовки управленческих и произ­водственных экологических кадров незначительны, не выполня­ются требования Закона Российской Федерации «Об охране ок­ружающей природной среды» в части обучения этой категории кадров. Недостаточно используется зарубежный опыт экологиче­ского образования.

Все это свидетельствует о том, что требуется новый подход к экологическому образованию населения России всех возрастов, осознанию его приоритетной роли в решении вопросов охраны окружающей среды.

Наши рекомендации