Административно-управленческого аппарата
Показатель | Балл | |||
Степень ответственности в работе: | |||
ответственность за выполнение собственных функциональных обязанностей | |||
ответственность за выполнение работы небольшой группы лиц (до 5 человек) | |||
организационное и (или) техническое руководство деятельностью подразделения (отдел, сектор, лаборатория) | |||
организационное руководство основными направлениями деятельности коллектива, отрасли. Разработка долгосрочных планов, прогнозов, программ, концепций в масштабах отрасли | |||
Необходимость принятия решений: | |||
решение простых вопросов по четкой инструкции | |||
решение сложных вопросов по серии инструкций, пособий и т.п. | 2-3 | ||
эвристическая (творческая) деятельность в редко повторяющихся ситуациях | |||
Степень загрузки: | |||
недогружен периодически | |||
загружен полностью | |||
перегружен периодически | |||
перегружен постоянно | |||
Сверхурочная работа: | |||
отсутствует | |||
Степень ответственности в работе: | |||
реже одного раза в неделю | |||
один-два раза в неделю | |||
ежедневно | |||
Ритмичность загрузки: | |||
равномерная загрузка | |||
бывает неритмичная в течение дня, недели, месяца, года | |||
систематическая неритмичная работа | |||
4.1. Системы мониторинга | |||
Окончание табл. 4.1 | |||
Показатель | | Балл | ||
Дефицит времени: | |||
работа по индивидуальному графику | |||
работа по точному графику с возможностью корректировки по ходу деятельности | |||
работа периодически в условиях дефицита времени | |||
работа в условиях постоянного дефицита времени и недостаточной информации для принятия срочного решения | |||
Организация труда: | |||
характер и организация труда соответствуют должностным обязанностям | |||
периодически (не полностью) не соответствует | |||
не соответствует | |||
Частота стрессовых ситуаций: | |||
отсутствует | |||
реже одного раза в неделю | |||
один-два раза в неделю | |||
ежедневно | |||
Длительность стрессовых ситуаций: | |||
до 10 мин | |||
до 30 мин | |||
свыше 30 мин | |||
Дефицит двигательной активности на работе (неподвижная работа): | |||
до 5 ч | |||
6ч | |||
7ч | |||
8ч | |||
Определение категории напряженности труда производится после расчета суммарного показателя по всем критериям в баллах. Если сумма баллов не превышает 16, работу следует относить к первой категории - мало напряженный труд, если она составляет 17-22 балла - ко второй категории - напряженный труд и 22 балла и выше - к третьей категории - очень напряженный труд.
Значительные профессиональные нагрузки работников аппарата приводят к повышению рабочего напряжения и утомлению, критериями которых являются качественные и количественные сдвиги в состоянии функциональных систем организма.
Количественные критерии, характеризующие высокую степень риска:
• сердечный ритм - 100 уд./ мин;
• артериальное давление: систолическое - 160 мм рт. ст.; диастолическое 105 мм рт. ст.
Физиологическими критериями утомления наряду с ощущением усталости и снижением работоспособности являются: уменьшение функциональной активности физиологических систем к концу рабочего дня и недели, увеличение периода рефлекторных реакций, нарушение реакции на звук и свет, ухудшение функции внимания, памяти, нарушение мозгового кровообращения и др.
Мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружающей среды - это система регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружающей среды и отслеживанию изменений в ее состоянии.
Основные задачи мониторинга можно определить как:
• систематические наблюдения за состоянием среды и источниками, воздействующими на окружающую среду;
• оценка фактического состояния природной среды;
• прогноз состояния окружающей среды.
Глобальный мониторинг. В 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы построения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить постоянные наблюдения и контроль. В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти основные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Программа ООН по проблемам окружающей среды) в 1973-1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). При создании ГСМОС было рекомендовано опираться на существующие национальные системы.
На совещании в Найроби (1974 г.) определены следующие задачи ГСМОС:
• организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
• оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
• оценка количества и распределения загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;
• оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;
• оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;
• оценка загрязнения океана и его влияния на морские экосистемы;
• создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
При этом были определены конечные цели ГСМОС:
• установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределения в пространстве и времени;
• знание скоростей и величин потоков выбрасываемых
загрязнителей и вредных продуктов их превращений;
• обеспечение сравнения методик пробоотбора и анализов, принятых в различных странах, обмен опытом организации мониторинга;
• обеспечение информацией о загрязнителях в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению при борьбе с загрязнениями.
Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению:
1) в воздухе - взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды;
2) в атмосферных осадках - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния
и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы);
3) в пресных водах, в донных отложениях и почве - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бенз(а)пирен ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);
4) в биоте - свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды.
Государственный мониторинг окружающей среды (далее - экологический мониторинг, ЭМ) проводится в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.
ЭМ включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, озеро Байкал, территориальные моря).
Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений компонент окружающей среды в регионах и городах различными ингредиентами, а также фоновые загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы.
Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основном за счет распространения загрязняющих веществ в атмосфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в процессе дальнего переноса претерпевают физико-химические изменения, осаждаются на земную поверхность и включаются в природные процессы миграции. В районах, удаленных от мест интенсивной деятельности, происходит накопление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг проводится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изменений биосферы на фоновом уровне загрязнения.
ЭМ осуществляют в пределах своей компетенции Минприроды России, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды России координирует деятельность федеральных органов по организации и осуществлению ЭМ.
Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ведет следующие работы.
Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации на 623 стационарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют концентрации от 5 до 25 веществ.
Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в 6 гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.
Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобранных пробах определяются до 24 ингредиентов.
Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.
Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пестицидов 21 наименования выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышленного происхождения проводился на территории 41 города. Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определением гидрологических показателей проводился на 1716 пунктах.
Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим составом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.
Система контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы.
Система фонового мониторинга ориентирована на получение информации о состоянии природной среды на территории Российской Федерации, на ее основании проводятся оценки и прогноз изменения этого состояния под влиянием техногенных факторов. На территории России находятся пять станций комплексного фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.
Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунктах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб проводится в специальных радиометрических лабораториях.
Региональный мониторинг. На территории больших городов крупных государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п., организуется региональный мониторинг. Он не только является частью государственного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга - получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воздействии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государственного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.
Локальный мониторинг. При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приоритетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источников загрязнения или от создаваемых производств.
По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия временные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.
Контроль уровней энергетических воздействий (вибраций, акустических воздействий, ЭМП и ЭМИ, радиоактивных излучений и т.п.) в жилых помещениях, на открытой территории проводится с помощью инструментальных измерений по утвержденным методикам.
Органами муниципального уровня при проведении измерений параметров ЭМП в помещениях жилых и общественных зданий (внешнее излучение, включая вторичное) измерения проводятся в центре помещений, у окон, у батарей отопления и других коммуникаций, а также, при необходимости, в других точках. Измерения внешнего излучения при отсутствии кондиционирования воздуха проводятся при открытой форточке, фрамуге или узкой створке окна.
На открытой территории измерения проводятся на высоте 2 м от поверхности земли, далее на высотах 3, 6, 9 м и т.д. в зависимости от этажности застройки. Измерения в каждой точке проводятся на высоте 0,5,1,0 и 1,7 м от опорной поверхности. Определяющим в данной точке является максимальное измеренное значение интенсивности ЭМП.
Измерения интенсивности ЭМП от антенн с вращающейся или сканирующей диаграммой направленности должны проводиться при неподвижной диаграмме направленности при всех возможных углах наклона антенны.
Измерения интенсивности ЭМП должны проводиться не реже одного раза в год в порядке текущего контроля; а также при внесении в условия и режимы работы источников ЭМП изменений, влияющих на уровни излучения (замена генераторных и излучающих элементов, изменение технологического процесса, изменение экранировки и средств защиты, увеличение мощности, изменение расположения элементов и т.д.); после ремонта источников ЭМП.
Контрольные вопросы
1. Назовите виды мониторинга источников опасностей объектов экономики.
2.Что такое глобальный и фоновый мониторинг окружающей среды?
3. Какие задачи решает аттестация рабочих мест?
4.Как проводится мониторинг здоровья работающих и неработающего населения России?
Глава 5
ОЦЕНКА УЩЕРБА