Механизм реализации государственной природоохранной политики

Государственное управление природоохранными мероприятиями

Государственное управление природоохранными мероприятиями входит в систему управления всем народным хозяйством. Оно организуется в соответствии с Конституцией РФ и основывается на Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.

В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов

Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:

· Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз).

· Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем);

· Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);

· Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

· Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);

· Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);

· Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);

· Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.

Механизм реализации государственной природоохранной политики

Основы механизма реализации государственной природоохранной политики определены Законом РФ «Об охране окружающей природной среды».

Одной из составных частей механизма организации рационального природопользования является нормирование качества окружающей среды. Оно позволяет устанавливать предельно допустимые нормы воздействия на окружающую среду, способствует сохранению генетического фонда флоры и фауны, обеспечивает экологическую безопасность людей, экологическое использование природных ресурсов.

Государственные органы охраны природы, санитарного и эпидемиологического надзора утверждают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При этом для некоторых наиболее ценных природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников, курортов и рекреационных зон) устанавливаются более строгие нормативы ПДК.

Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Одним из элементов механизма реализации государственной политики в области природопользования является создание особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), учреждение памятников природы для сохранения уникальных природных объектов.

Экономический механизм реализации государственной политики в области природопользования включает:

  • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  • установление эколого-экономических нормативов; платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с концепцией государственной экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься: за право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, а также на воспроизводство и охрану природные ресурсов.

Таким образом, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.

Каждый вид платежа за природные ресурсы включается в состав себестоимости и является устойчивым источником финансирования методов комплексного использования минерально-сырьевой базы, функционирования водного хозяйства, лесовосстановительных работ, восстановления земельных ресурсов и т.п.

По всей территории России введена плата за загрязнение окружающей среды: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс в водные объекты загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через систему коммунальной канализации; размещение различных отходов.

В настоящее время законодательными актами практически введены:

  • платежи за загрязнение окружающей среды;
  • платежи за землепользование;
  • платежи за водопользование;
  • платежи за пользование недрами;
  • платежи за пользование лесными ресурсами.

Условия, порядок экономического страхования, механизмы формирования и использования фондов экологического страхования разрабатываются Правительством РФ.

Наши рекомендации