Критерии и показатели степени экологической воспитанности детей
Критерии оценки | Уровни экологической воспитанности | ||
высокий | средний | низкий | |
Наличие интереса к природным объектам | Действенный, устойчивый интерес | Ситуативный интерес | Ситуативный фрагментарный, с быстрым пе- |
(проявление внимания, вопросы | реключением, слабым удержа- | ||
познавательного | нием | ||
характера, жела- | |||
ние узнать новое и др.) | |||
Характер отношения к природным объектам (понимание необходимости бережного отношения, проявление готовности оказать помощь и | Мотивы деятельности связаны с необходимостью ухода за растениями и животными как за живыми существами; эмоционально-положительное, | Не всегда понятна необходимость выполнения заданий по уходу, отсутствие беспокойства за состояние порученного объекта; склон- | Отношение эмоционально-положительное, плакатное («не рвать», «не шуметь», «ухаживать»); наблюдалось и безответственное отно- |
ответственность | ответствен- | ность к оказанию | шение к живым |
за хорошее состояние) | ное отношение | действенной помощи на фоне действий из лич- | существам |
ных интересов; | |||
положительное | |||
отношение | |||
Элементарные | Наличие эколо- | Неполный объем | Называют отдель- |
экологические | гических знаний | знаний, не уста- | ных представи- |
представления (достоверность, | о связях и зависимостях (заме- | навливали связи и зависимости в | телей, знакомы с условиями их |
полнота, умение выделять суще- | чали изменение состояния, оп- | жизни природных объектов | жизни, некоторыми правилами |
ственные признаки, устанав- | ределяли его причину) | ухода | |
ливать связи и | |||
зависимости, | |||
определять условия, благопри- | |||
ятные для живого организма) | |||
Умения и навыки по созданию оптимальных ус- | Наличие некоторых умений и навыков по соз- | Не доводили начатое дело до конца, ограни- | Из-за отсутствия необходимых умений не могли |
Критерии оценки | Уровни экологической воспитанности | ||
высокий | средний | НИЗКИЙ | |
лови и для организмов (обусловленность отбора способов ухода потребностями последних), качество работы, | данию условий для жизни и удовлетворению потребностей | чиваясь выполнением необычно, ярко представленных заданий | создать благоприятные условия для разных групп организмов |
внимание к сос- | |||
тоянию объекта, | |||
желание участ- | |||
вовать в экологи- | |||
чески ориентированной дея- | |||
тельности |
Примечание. Данные критерии выявления уровня экологической воспитанности приемлемы для детей дошкольного и младшего школьного возраста (М.Ю.Попова). Необходимо учитывать, что на современном этапе существует множество подходов к отбору системы критериев.
Методика определения степени сформированности экологической культуры у младших школьников (тест)
Характер методики: письменный опрос (10 вопросов). Инструкция. Выберите нужный ответ на вопрос.
1. «Человек должен знать все об окружающем мире!» Согласны ли вы
с этим утверждением?
а) да; б) нет.
2. Что такое «экология»?
а) «наука о доме»; б) название игры.
3. Какой поступок вы считаете аморальным?
а) вырубка лесов; б) забота о бездомных животных.
4. Как следует поступать, если, гуляя по лесу, вы увидите тлеющие угли?
а) потушить; б) пройти мимо.
5. Следует ли истреблять таких насекомых, как комары и мухи?
а) нет; б) да.
6. Надо ли заботиться об окружающей среде?
а) нет, не надо; б) надо, но изредка; в) надо, всегда и постоянно.
7. Как вы поступите, если найдете гнездо с птенцами?
а) отнесу домой; б) оставлю на месте;
в) подержу, покачаю (чтобы успокоились) и положу обратно.
8. Если вы увидите на дороге ползущую гусеницу, то:
а) попытаюсь наступить; б) пройду мимо, обойдя ее.
9. Как вы относитесь к истреблению животных браконьерами?
а) все равно: меня это не касается; б) отрицательно; в) положительно.
10. Гуляя по лесу, роще, можно ли шуметь?
а) не знаю; б) почему бы и нет; в) нельзя.
Обработка:за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный — 0 баллов.
В конце подсчитывается сумма всех баллов.
Интерпретация: степень сформированности экологической культуры определяется по шкале: 8—10 баллов — высокий уровень; 5 — 7 баллов — средний; 4 и ниже баллов — низкий.
Курс естествознания позволит более эффективно реализовать деятельностный подход в экологическом воспитании. Однако, это неизбежно требует изменения всей методической системы: а) отработки приемов организации чувственного познания природы в соответствии с особенностями восприятия детьми этого возраста природных объектов; б) пересмотра места и роли различных видов деятельности (труда, игры, общения); в) разрушения организационно-инструктивного учебного общения и создания системы дидактических задач, обеспечивающих осмысление полученного чувственного опыта, перевод его в мыслительную и речевую деятельность; г) изменения акцентов в экологическом образовании: формирование норм нравственного поведения в природе, умения заметить неблагополучие ее объектов и найти способ его устранить; умения анализировать примеры отрицательного взаимодействия человека с природой (знания негативного поведения не определяют реализации нравственной нормы; так, дети 5 — 9 лет на вопрос «Как надо относиться к природе?» ассоциируют ответ «Хорошо» с отказом от неблаговидных поступков; при этом отмечается преобладание утилитарного отношения: у дошкольников — 43 %, у второклассников — 48 %, у четвероклассников — 62 %).
Таким образом, следуя Н.Ф.Виноградовой, к концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с природой:
1) эмоциональная восприимчивость к миру, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, «знаемые» (по А.Н.Леонтьеву) мотивы поведения;
2) деловая готовность — возможность реализовать свои знания в нестандартных учебных, внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистской деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии;
3) интеллектуальная — определенная информированность о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.
В процессе формирования экокультуры младший школьник должен овладеть личностными свойствами, позволяющими: испытывать потребность в общении с природой, осознавать ее облагораживающее влияние, стремиться к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями; соблюдать нормы поведения в природе, предотвращать негативные воздействия на нее во всех видах деятельности; проявлять нетерпимое отношение к негативным действиям людей, по возможности пресекать это, участвовать в пропаганде; переживать за все живое; чувствовать красоту природы.