Традиционное природопользование народов севера. Экологические проблемы
Традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов. Традиционное природопользование, определяющее образ жизни народов Севера, можно условно подразделить на две основные, существующие не одну тысячу лет, модели жизнеобеспечения: а) оседлые рыболовы, охотники, морзверобои, собиратели; б) кочевники-оленеводы.
В Ханты-Мансийском ао основные проблемы связаны с загрязнением земель и вод вследствие разливов нефти при авариях на нефтепроводах. Массированное загрязнение водоемов нефтепродуктами, фенолами, пестицидами и тяжелыми металлами в результате увеличения объемов сточных вод и снижения эффективности очистных сооружений, а также залповых аварийных сбросов нефтепродуктов и других загрязняющих веществ привели в 1990-е гг. к потере 50-ю водоемами Тюменской области рыбохозяйственного значения. Уловы рыбы за годы освоения нефтяных месторождений Ханты-Мансийского автономного округа упали вдвое, а площади оленьих пастбищ Ямало-Ненецкого автономного округа сократились за тот же период на 12 - 15%.
29. Организационная структура руководства природопользованием. Уровни управлении, функции центральных и местных органов. «Жесткие» и «мягкие» формы регулирования природопользованием.
Важное звено управления – организационная структура власти и управления. К управлению относят все виды власти: правительственная (законодательная), исполнительная и судебная. Организационно управление осуществляется посредством территориального принципа и отраслевого.
Правительство и совет министров является центральным органом госуд.управления и осуществляет исполнительную власть, реализует государственную экологическую политику, разрабатывает экологические программы и крупные природоохранные мероприятия.
Отраслевой принцип состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов, их охране.
Основным государственным органом управления является Министерство природных ресурсов и охраны ОС. Функции: проведение единой гос.политики в области охраны п.р. и рационального использования, комплексное управление деятельностью, проведение государственной экологической экспертизы, обеспечения населения эко информацией.
В систему Минприроды входят так же департамент рыбоохраны, гидрометеорологии. Иными спец.уполномоченными органами в области оос являются: министерство по ЧС, Министерство здравоохранения (санэпиднадзор). Министерство внутренних дел :охрана атмосферного воздуха. Комитет по земельным ресурсам. Комитет лесного хозяйства.
Методы управления – способы воздействия: административные, экономические, социально-психологические, организационные.
Ростехнадзор – принятие нормативов, правовых актов в сфере оос, безопасность в связи с использованием недр, атомной энергетики.
Регулирование – поддержание постоянства, стабилизация. Регуляторами природопользования служат лимиты(предельные показатели по ограничениям использования природных ресурсов, выбросов, сбросов).
«Мягкий» механизм компенсирующий – общие ограничения рамки практически не тормозя развитие отраслей. Направлен на компенсацию негативных экологических последствий, слабо влияет на темпы и масштабы развития. Направлен только на борьбу с негативными экопоследствиями.
«Жесткие» - использование административных инструментов посредством жесткой правовой, кредитной, штрафной политики подавляет развитие отраслей. Способствует экономии природных ресурсов.
В чистом виде не один из механизмов не существует.