Совершенствование техники и технологии выполнения перегрузочных операций 1 страница

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Совершенствование техники и технологии выполнения перегрузочных операций 1 страница - student2.ru

Новиков В.К.,

Кожин Д.Г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ В ПОРТУ

Учебное пособие

Совершенствование техники и технологии выполнения перегрузочных операций 1 страница - student2.ru

Альтаир-МГАВТ

Москва 2015

УДК 502.3 Н-73

Новиков В.К., Кожин Д.Г. Экологические аспекты эксплуатации перегрузочного оборудования в порту. Учебное пособие.— М.: МГАВТ, 2015.— 143 с.

В пособии на основе требований профессионального Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов высшего профессионального образования (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 15.02.2010 №125 и с учетом специфики функционирования перегрузочного оборудования водного транспорта изложены теоретические основы экологических аспектов эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов, перечень и содержание работ (семинаров) по отработке практических вопросов оценки экологической безопасности эксплуатации перегрузочного оборудования в порту.

Приведены классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов и перегрузочного оборудования, их экологические особенности, сущность технологического процесса перегрузочных операций и его влияние на ОС. Отражены общие требования безопасности погрузочных операций, обеспечивающих снижение загрязнения окружающей среды. Изложено состояние экологической обстановки в порту, создающейся в результате выполнения перегрузочных операций. Показаны возможные пути снижения отрицательного влияния перегрузочных операций на состояние экологической обстановки порта, ответственность за нарушение требований охраны ОС.

Предназначено для студентов академии, изучающих дисциплину «Экологические аспекты эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов» по направлению 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Рецензенты: к.т.н., профессор, зав. кафедрой Портовых подъёмно-транспортных машин и робототехники Леонова О.В.;

к.т.н., доцент кафедры Техносферная безопасность Минаева И.А.

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом МГАВТ.

Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры Техносферной безопасности МГАВТ (протокол №6 от 21.01.2015 г.).

Ответственность за оформление и содержание передаваемых в печать материалов несут авторы и кафедра академии, выпускающая учебно-методические материалы.

Ó МГАВТ, 2015

Ó Новиков В.К., 2015

Ó Кожин Д.Г., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 6

Перечень основных сокращений. 7

Раздел I. Теоретические основы экологических аспектов эксплуатации перегрузочного оборудования в порту. 8

Тема 1. Перегрузочный процесс - источник загрязнения. 8

окружающей среды.. 8

1.1. Сущность и содержание перегрузочного процесса. 8

1.2. Классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов, их экологические особенности. 9

1.3. Сущность технологического процесса перегрузочных операций и его влияние на окружающую среду. 15

1.4. Технологическая характеристика перегрузочного оборудования, его экологичность. 18

1.5. Общие требования безопасности перегрузочных операций, обеспечивающих снижение загрязнения окружающей среды.. 22

1.5.1. Требования к процессам производства перегрузочных работ 22

1.5.2. Требования к местам производства перегрузочных работ. 25

1.5.3. Требования к применению подъемно-транспортного оборудования 26

1.5.4. Требования к персоналу, допускаемому к перегрузочным работам 27

1.6. Требования к производственным перегрузочным комплексам для перегрузки опасных и вредных грузов. 28

Тема 2. Состояние экологической обстановки в порту, создающейся в результате выполнения перегрузочных операций. 32

2.1. Загрязнение окружающей среды от деятельности. 32

стационарных объектов порта. 32

2.2. Загрязнение окружающей среды при перегрузочных операциях с навалочно-насыпными грузами. 35

2.3. Загрязнение окружающей среды при перегрузочных операциях с наливными грузами. 39

2.4. Мировой опыт в области экологии в порту. 40

Тема 3. Пути снижения отрицательного влияния перегрузочных операций на состояние экологической обстановки порта, ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды.. 42

3.1. Пути снижения отрицательного влияния перегрузочных операций на экологическую обстановку в порту. 42

3.1.1. Совершенствование техники и технологии выполнения перегрузочных операций. 42

3.1.2. Выделение санитарно-защитных зон. 46

3.1.3. Разработка экологического паспорта порта. 50

3.2. Ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды.. 52

3.2.1. Экономический механизм возмещения вреда природной среде 52

3.2.2. Порядок и формы возмещения вреда природной среде. 54

3.2.3. Юридическая ответственность за экологические нарушения. 57

Список использованных источников. 62

Раздел II. Практические основы оценки экологической безопасности эксплуатации перегрузочного оборудования. 64

Практическое занятие №1 (Семинар). Предельно допустимые концентрации в компонентах окружающей среды.. 64

Практическое занятие №2 (Семинар). Предельно допустимые уровни физического воздействия. 68

Практическое занятие №3 (Семинар). Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, образования отходов при портовых операциях. 76

Практическое занятие № 4. Расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника. 83

Практическое занятие №5. Оценка запыленности воздуха в ходе перегрузочных операций. 88

Практическое занятие №6. Оценка шума на рабочих местах операторов перегрузочного оборудования. 93

Практическое занятие № 7. Оценка вибрации на рабочих местах операторов перегрузочного оборудования. 99

Практическое занятие №8. Расчет размера ущерба, причиняемого водному объекту вследствие разлива нефти и нефтепродуктов. 105

Практическое занятие №9. Расчет процесса нейтрализации производственных стоков от портовых операций. 112

Практическое занятие №10 (Семинар). Санитарно защитная зона порта, порядок её установления. 117

Практическое занятие №11 (Семинар). Экологический паспорта порта, порядок его разработки. 120

Практическое занятие №12 (Семинар). Оценка воздействия на ОС перегрузочных операций. 1225

Практическое занятие №13. Порядок обработки результатов экологического контроля состояния окружающей среды в ходе перегрузочных операций 126

Практическое занятие №14.Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах. 132

Раздел III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 137

3.1 Методика проведения занятий. 137

3.2 Этапы работы над рефератом. 139

3.3Требования к оформлению и защите реферата. 140

Перечень вопросов к зачету. 143

ВВЕДЕНИЕ

С конца XX века в России наблюдается определенный рост масштабов промышленного освоения природных ресурсов, огромный рост потребления энергии, из года в год расширяется внешняя и внутренняя торговля, экономические и культурные связи. Все это требует мощного развития различных видов транспорта, в том числе и водного транспорта (ВТ), широкого строительства морских портов, транспортных путей и коммуникаций. Как следствие этого, с каждым годом все больше растет поток топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, вывозимых за рубеж через морские порты России

Однако, стремясь к повышению эффективности своей производственной деятельности, морские порты должны также обеспечивать и четкое выполнение норм природопользования, установленных на государственном и международном уровнях. Сегодня, в связи с гигантским развитием техники, стало особенно очевидным несовершенство большинства применяемых перегрузочных технологий, техники и других объектов морского транспорта, с точки зрения отрицательного влияния на окружающую среду (ОС). Экологически чистые технологии переработки этих грузов весьма дорогостоящи, и далеко не всегда применяются в работе морскими портами.

Осуществление в портах погрузочно-разгрузочных работ, складирования, транспортировки грузов производится в соответствии с требованиями "Правил морской перевозки опасных грузов" (МОПОГ), "Правил безопасности труда в морских портах", "Правил перевозки в портах Минречфлота" и "Правил безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота". Однако это не исключает загрязнение ОС в порту, вызванное как несовершенством самого процесса выполнения перегрузочных работ и недостаточной экологичностью используемой техники и оборудования, так и несоблюдением установленных норм и правил обеспечения экологической безопасности (ЭБ) при осуществлении перегрузочных работ.

Все это в совокупности требует широкого просвещения и обучения будущих специалистов ВТ — студентов МГАВТ, по многочисленным и весьма разнообразным вопросам в области экологических аспектов эксплуатации перегрузочного оборудования в порту.

Выпускник МГАВТ должен быть теоретически и практически обучен умению планировать мероприятия по обеспечению ЭБ эксплуатации перегрузочного оборудования в порту с соблюдением международных и национальных нормативных требований в области предотвращения загрязнения ОС. Достижение этого требования возможно при наличии соответствующего учебно-методического материала, регламентирующего вопросы обеспечения ЭБ в порту при осуществлении перегрузочных работ.

Издание данного учебного пособия обусловлено необходимостью удовлетворения в нем потребности студентов академии в части предотвращения загрязнения ОС в ходе эксплуатации перегрузочного оборудования в порту. Содержание пособия соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки специалистов ВТ, в частности ФГОС ВПО 190600.68 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов высшего профессионального образования (квалификация (степень) «магистр»).

При подготовке пособия широко использованы материалы официальных Международных и Российских документов, учебников и учебных пособий различных авторов, в том числе допущенных Министерством образования и науки РФ в качестве учебников в ВУЗах России, приведенных по тексту учебного пособия или указанных в списке литературы.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам кандидату технических наук, профессору Леоновой О.В. и кандидату географических наук, Минаевой И.А. за ценные советы и рекомендации по улучшению содержания учебного пособия.

Авторы

Перечень основных сокращений

ДВС ВТ - двигатель внутреннего сгорания - водный транспорт
ВСС - временно согласованный выброс
НВ - нефтесодержащая вода
НГ - наливной груз
ННГ - навалочно-насыпной груз
ОГ - отработавшие газы
ОС - окружающая среда
ПДВ - предельно согласованный выброс
ПДС - временно согласованный сброс
ПДК - предельно допустимая концентрация
ППК - производственно-перегрузочный комплекс
СЗЗ - санитарно-защитная зона
ЭБ - экологическая безопасность

Раздел I. Теоретические основы экологических аспектов эксплуатации перегрузочного оборудования в порту

Тема 1. Перегрузочный процесс - источник загрязнения

окружающей среды

1.1. Сущность и содержание перегрузочного процесса

По своему содержанию перегрузочный процесс в порту представляет собой совокупность последовательных и совмещенных операций по перемещению грузов по законченному варианту, например, судно-судно, судно – вагон и т.п. и обратно. Естественно, что весь этот процесс осуществляется с применением соответствующего перегрузочного оборудования, эксплуатируемого по своему целевому предназначению.

Известно, что этап эксплуатации любого технического средства, в том числе и средств перегрузочного оборудования в порту, является стадией его жизненного цикла, на которой реализуется, поддерживается его качество, т.е. эта стадия включает в себя в общем случае использование средства по назначению, транспортирование, обслуживание и ремонт.

Для выполнения каждого из составляющих этапа эксплуатации изделий перегрузочного оборудования применяются соответствующие технические средства, приборы, оборудование, материалы и обслуживающий персонал, приводящие в определенной мере к загрязнению ОС.

Так, перевозка груза по территории порта осуществляется с применением подвижной техники, работающей на традиционном топливе, что приводит к загрязнению ОС выхлопными газами.

Обслуживание и ремонт перегрузочного оборудования осуществляется во многом в специальных мастерских и площадках, где образуются нефтесодержащие и сточные воды, отработавшие газы, производственный мусор, являющиеся источниками загрязнения акватории порта, грунта и атмосферы.

Непосредственный процесс использования различных средств перегрузочного оборудования по своему целевому предназначению - по погрузке или выгрузке соответствующего груза приводит к появлению экологически неблагоприятных факторов для ОС и человека. Образующиеся неблагоприятные факторы в виде пыли - при перегрузке навалочно-сыпучих грузов, проливов - при перегрузке наливных грузов, шума - при работе перегрузочных механизмов и перегрузке твердых грузов, вибрации – при работе подъемно-транспортной техники, остатков грузов – при перегрузке грузов. Распространяясь в ОС, перечисленные факторы создают неблагоприятную экологическую обстановку, как в самом порту, так и на прилегающей к нему территории.

Обслуживающий персонал перегрузочных операций в результате удовлетворения своих жизненных потребностей (столовая, душевая, санузлы) является источником образования сточных вод, бытового мусора, приводящих к загрязнению ОС порта.

В этих условиях для поддержания нормальной экологической обстановки, как в пределах порта, так и на прилегающей к нему территории необходимо знать особенности перегружаемого груза, используемых транспортных и транспортно-технологических машин и комплексов, технологии перегрузочных процессов с точки зрения возможного образования экологически неблагоприятных факторов для ОС и человека в процессе непосредственного осуществления перегрузочных операций. На основе этих данных должны разрабатываться соответствующие мероприятия для снижения отрицательного воздействия перегрузочного процесса на экологическую среду, как в самом порту, так и прилегающей к нему территории.

1.2. Классификация и транспортно-технологическая характеристика грузов, их экологические особенности

С того момента, когда товар предъявлен к перевозке, он перехода в новое состояние — становится грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряет значение ряд его товарных характеристик, но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза — это совокупность свойств груза, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки и хранения, а также сопровождающиеся при этом процессы, в том числе экологические. В понятие транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки, а также некоторые товарные свойства.

Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. В последние десятилетия форма предъявления грузов к перевозке в значительной степени повлияла на специализацию флота. В настоящее время строят не только танкеры, лесовозы, хлопковозы, рефрижераторные суда и суда для перевозки генеральных грузов, но создана целая серия принципиально новых специализированных судов — автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, судов для перевозки древесной щепы, пульпы рудных концентратов, газов и химических грузов. В связи с этим соответственно предъявляются новые требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники, в том числе в части соблюдения экологических требований.

Для придания грузу транспортабельного состояния его упаковывают в тару, которая должна быть достаточно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в пунктах перевалки грузов, легкой, дешевой и минимальной по объему,

В России для всех видов транспорта установлена единая классификация и тарифная номенклатура грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения провозной платы. Однако сейчас плата устанавливается на основе договорных отношений.

В основу тарифной номенклатуры положено деление грузов по:

- происхождению — продукты сельского хозяйства и промышленности;

- физико-химическим свойствам — скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся;

- технике перевозки — сухие и наливные;

- форме предъявления к перевозке — тарно-штучные, навалочные, наливные и так далее.

Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру предъявляемых к перевозке грузов. Она учитывает различные требования организации транспортного и перегрузочного процессов.

Классификация по способу перевозки. Все грузы по способу перевозки делятся на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах.

К штучным грузам относится широкая номенклатура грузов в ящиках, мешках, бочках, барабанах, тюках, кулях и т.д. К штучным грузам относятся также автомобили, тракторы, строительная техника, металлоконструкции, техническое оборудование и другие, многочисленные по наименованиям грузы, перевозимые отдельными местами.

Навалочные грузы перевозятся без тары, навалом. Они состоят из большого количества однородных частиц, например зерно, или частиц груза различной величины — каменный уголь, руда и так далее. Эти грузы перевозят большими партиями. Для их перевозки используют целое судно или отдельные грузовые помещения.

Укрупненные грузовые единицы — это контейнеры, трейлеры, флоты, ролл-трейлеры, пакеты и так далее.

К наливным грузам относятся нефть, нефтепродукты, растительные масла, патока, спирт и винные материалы, химические грузы и сжиженные газы.

По физико-химическим свойствам грузы разделяются на:

- гигроскопические — способные воспринимать влагу из ОС и легко ее отдавать;

- самонагревающиеся и самовозгорающиеся;

- ядовитые и выделяющие вредные газы;

- огнеопасные;

- взрывчатые;

- слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;

- издающие специфические запахи;

- воспринимающие посторонние запахи;

- пылящие.

В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т.е. температуры и влажности их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся таки грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени.

Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствам. Часто это привода к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза.

Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки.

Для определения возможности совместной перевозки грузов их, прежде всего, делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами: подверженные воздействий агрессивных факторов: нейтральные по отношению к другим грузам.

Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяющие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных объектов.

Грузы, подверженные воздействию агрессивных факторов, разделяются на группу портящиеся под воздействием влаги, тепла, пыли, подверженные воздействию ядовитых веществ и карантинных объектов, воспринимающие запахи.

В связи с разработкой единых и унифицированных по отдельным видам, классам группам грузов нормативных документов предложена система классификации грузов, в основу которой положена технология транспортного процесса, учитывающая безопасность, в том числе и экологическую, перевозки и сохранность доставки грузов. В соответствии с предложенной классификацией все грузы разделены на четыре вида: смещающиеся (СГ): режимные (РГ); опасные (ОГ); наливные (НГ). В свою очередь вид груза делится на классы и группы грузов.

Вид 1. Грузы, опасные возможностью смешения.

Класс I. Незерновые навалочные грузы: Группы: 1.1. Грузы, опасные возможностью разжижения; 1.2. Сыпучие грузы, опасные возможностью смешения в сухом состоянии; 1.3. Грузы, смещающиеся и разжижающиеся; 1.4. Грузы, слабо смещающиеся; 1.5. Навалочные опасные грузы

Класс 2. Зерновые грузы.

Класс 3. Генеральные грузы: Группы: 3.1. Металлопродукция; 3.2. Подвижная техника; 3.3. Строительные железобетонные изделия и конструкции; 3.4. Контейнеры;

3.5. Пакетированные и мешкованные грузы; 3.6. Грузы в ящичной и картонной таре; 3.7. Грузы цилиндрической и конической формы; 3.8. Тяжеловесные и крупногабаритные грузы; 3.9. Прочие грузы.

Класс 4. Лесные грузы. Группы: 4.1. Круглый лес россыпью; 4.2. Круглый лес в пакетах; 4.3. Пиломатериалы россыпью; 4.4. Пиломатериалы в пакетах; 4.5. Щепа.

Вид II. Режимные грузы.

Класс I. Скоропортящиеся грузы. Группы* 1.1. Замороженные грузы; 1.2. Охлажденные грузы животного происхождения: 1.3. Охлаждаемые грузы (плодоовощные).

Класс. 2. Нескоро портящиеся грузы, требующие регулирования влажностного и вентиляционного режимов.

Вид III. Опасные грузы.

Классы:

1. Взрывчатые вещества (ВВ);

2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (ГС);

3. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4. Воспламеняющиеся твердые вещества;

5. Окисляющие вещества и органические перекиси (ОВ и ОП);

6. Ядовитые вещества (ЯВ).

7. Радиоактивные и инфекционные вещества (РВ и ИВ);

8. Едкие и коррозийные вещества (ЕК);

9. Прочие опасные грузы.

Вид 4 Наливные грузы.

Классы:

1. Нефтепродукты;

2. Пищевые грузы (растительные масла, вино, меласса и др.);

3. Химические грузы;

4. Сжиженные газы.

Для обеспечения безопасной перевозки груза, в том числе для ОС, важно знать его транспортные характеристики — совокупность свойств груза, определяющих условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения. По своим физико-химическим свойствам грузы разделяют на две основные группы: скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся. Грузы можно также разделить на группы по степени огнеопасности, ядовитости, радиоактивности, обладанию определенными агрессивными свойствами — пылящие, выделяющие газы и запахи, грузы, обладающие гигроскопичностью и так далее. Кроме того, почти все грузы обладают специфическими, присущими им свойствами, определяющими требования, которые необходимо выполнять в процессе их перевозки. К основным свойствам навалочных грузов относятся следующие.

Угол естественного откоса, или угол покоя. Это угол между плоскостью основания штабеля и образующей, который зависит от рола и кондиционного состояния груза. Рыхлые и пористые навалочные грузы имеют больший угол покоя, чем твердые кусковые грузы. С увеличением влажности угол покоя растет. При длительном хранении многих навалочных грузов угол покоя за счет уплотнения и слеживаемости возрастает. Различают угол естественного откоса в покое и в движении. В покое угол естественного откоса на 10–18° больше, чем в движении (например, на ленте транспортера).

Гранулометрический состав для навалочных грузов указывается в запродажных контрактах и перевозочных документах. Ряд рудных грузов и углей делится на классы в зависимости от гранулометрического состава. Гранулометрический состав груза определяет возможность применения различных схем механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Усадка – уплотнение навалочных грузов вследствие перераспределения частиц ФУЛ в массе насыпи и сдавливания нижних слоев верхними. На усадку грузов оказывают свойства груза, способ нагрузки, встряхивание судна на волне, вибрация корпуса судна, длительность и условия плавания. Усадка зерна в рейсе происходит до 8 %. но иногда достигает 11 %.

Сыпучесть — свойства навалочных грузов, которые при наличии свободной поверхности пол воздействием качки пересыпаются с одного борта на другой. В результате этого судно может получить опасный крен и перевернуться с соответствующими экологическими последствиями для водной среды.

Влажность— важнейший показатель состояния груза, поскольку от нее зависит самонагревание, возможность и вероятность разжижения Влажность гигроскопических грузов находится в прямой зависимости от относительной влажности воздуха. Повышенная влажность навалочных грузов приводит к потере провозной способности флота из-за увеличения их массы, а при перевозке зерна — к его порче.

Самонагреваниегрузов растительного происхождения резко ухудшает их качество и. как правило, вызывается тремя причинами: биологическим процессом «дыхания», жизнедеятельностью микроорганизмов и вредителей. При перевозке зерна и ряда других продуктов сельского хозяйства (хлопка, льна, сена) температура груза в результате самонагревания может достигать 85–90°С, что приводит к потере товарных качеств груза и загрязнению атмосферного воздуха.

В процессе хранения и перевозки ископаемых углей происходит постоянное окисление углерода, что приводит к потере его качества, уменьшению количества груза и загрязнению ОС. Решающим фактором самовозгорания, например, углей, является процесс химического взаимодействия вещества угля и в первую очередь углерода с кислородом воздух ха и воды. Окисление углей делится на две стадии. В начальной стадии (при температуре 20–25 °С) образуются малоустойчивые перекисные соединения, содержащие кислород. Во второй стадии (при температуре 25–180 °С) происходит расщепление неустойчивых перекисных соединений. При этом освобождается 60–70 % всей тепловой энергии окислительного процесса. Выделяющиеся при расщеплении активный кислород и другие элементы вместе с образовавшимся теплом способствуют окислению новых порций исходного вещества груза.

Самовозгоранию углей способствует аэрация штабеля, наличие внешних источников тепла, таких как солнечная радиация, нагревающиеся переборки и трубы, наличие посторонних примесей, смешение разных марок, сортов и партий груза В практике перевозок температура углей 40–45 °С считается уже опасной, в том числе и для ОС.

Слеживаемость характеризуется прочным сцеплением частиц груза и максимальной плотностью. Это приводит к потере грузом свойств сыпучести. Грузы, подверженные слеживаемости, следует хранить в условиях, исключающих или уменьшающих влагопоглощение. Для зашиты от взаимодействия с ОС эти грузы следует упаковывать в плотную воздухо- и влагонепроницаемую тару, например, в полимерные пленки.

Смерзаемость— свойство груза при отрицательной температуре превращаться в сплошную массу и терять свою сыпучесть. Это свойство аналогично слеживаемости груза, и по результатам они идентичны. Восстановление сыпучести грузов в портах производится рыхлением при помощи вибрационных машин и пневматических молотков, что приводит к появлению дополнительного шума в порту, отрицательно влияющего на обслуживающий персонал порта и население, проживающие на прилегающей к порту территории.

Спекаемость — слипание частиц груза под воздействием изменения температуры. Спекаемости подвержены перевозящиеся навалом материалы, такие как гудрон, асфальт, а также агломераты руд, поступающие в трюмы судов в горячем состоянии.

1.3. Сущность технологического процесса перегрузочных операций

и его влияние на окружающую среду

Наши рекомендации