Экологическое нормирование
Нормирование о.с. (природоохранные нормативы) – деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на о.с., при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы вредных веществ дают экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния о.с., но не указывают на источник вредного воздействия и не регулируют его поведение. Эту функцию выполняет следующая группа нормативов.
Экологический мониторинг.
Это система долгосрочных наблюдений за состоянием о.с., оценки и прогноза за изменением её состояния.
Специально уполномоченным гос. органом в данной сфере является Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу о.с.). Согласно положению, он осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, вод, почв, собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства и ведомства, население, составляет прогнозы изменений о.с. и вероятные последствия таких изменений.
23.Экологического контроль: понятие, виды. Система органов государственного экологического контроля.
Э.к.– деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Выделяются следующие виды э.к.:государственный, ведомственный, муниципальный и общественный.
Система органов государственного экологического контроля:
- Органы общей компетенции:
Президент России: подбор и расстановка кадров на федеральном уровне, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране; через полномочных представителей Президента в субъектах.
Правительство РФ: контроль за исполнением законов; заслушивание на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны о.с.
Правительства субъектов РФ: контроль за использованием пр. ресурсов, охраной о.с., радиационным состоянием территорий, состоянием учета и отчетности на предприятиях, находящихся в собственности субъектов.
- Органы специальной компетенции:
МПР Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Мин-во здравоохранения и социального развития Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Оценка воздействия на окружающую среду.
ОВОС – деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на о.с.
Осуществляется заказчиком на стадии подготовки проекта.
Этапы ОВОС:
- Подготовка:
- Заказчик подготавливает и предоставляет в органы власти описание намечаемой деятельности;
- информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;
- проводит предварительные консультации для определения участников процесса ОВОС.
- Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС.
- Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по ОВОС.
- Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.
Государственная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза.
Э.э. – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта э.э.
Принципы э.э.
1. презумпция экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности
2. обязательность проведения э.э. и обязательность выводов
3. достоверность и полнота информации, предоставляемой на э.э.
4. независимость и вневедомственность э.э.
5. научная обоснованность
6. гласности
Виды э.э.: государственная, общественная.