Экологическое нормирование

Нормирование о.с. (природоохранные нормативы) – деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на о.с., при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы вредных веществ дают экологическую и санитарно-гигиеническую оценку состояния о.с., но не указывают на источник вредного воздействия и не регулируют его поведение. Эту функцию выполняет следующая группа нормативов.

Экологический мониторинг.

Это система долгосрочных наблюдений за состоянием о.с., оценки и прогноза за изменением её состояния.

Специально уполномоченным гос. органом в данной сфере является Росгидромет (Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу о.с.). Согласно положению, он осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, вод, почв, собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства и ведомства, население, составляет прогнозы изменений о.с. и вероятные последствия таких изменений.

23.Экологического контроль: понятие, виды. Система органов государственного экологического контроля.

Э.к.– деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Выделяются следующие виды э.к.:государственный, ведомственный, муниципальный и общественный.

Система органов государственного экологического контроля:

  1. Органы общей компетенции:

Президент России: подбор и расстановка кадров на федеральном уровне, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране; через полномочных представителей Президента в субъектах.

Правительство РФ: контроль за исполнением законов; заслушивание на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны о.с.

Правительства субъектов РФ: контроль за использованием пр. ресурсов, охраной о.с., радиационным состоянием территорий, состоянием учета и отчетности на предприятиях, находящихся в собственности субъектов.

  1. Органы специальной компетенции:

МПР Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Мин-во здравоохранения и социального развития Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Оценка воздействия на окружающую среду.

ОВОС – деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на о.с.

Осуществляется заказчиком на стадии подготовки проекта.

Этапы ОВОС:

  1. Подготовка:
    • Заказчик подготавливает и предоставляет в органы власти описание намечаемой деятельности;
    • информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;
    • проводит предварительные консультации для определения участников процесса ОВОС.
  2. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС.
  3. Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по ОВОС.
  4. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

Государственная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза.

Э.э. – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта э.э.

Принципы э.э.

1. презумпция экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности

2. обязательность проведения э.э. и обязательность выводов

3. достоверность и полнота информации, предоставляемой на э.э.

4. независимость и вневедомственность э.э.

5. научная обоснованность

6. гласности

Виды э.э.: государственная, общественная.

Наши рекомендации