Место и время проведения практики. По направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ
Программа практики
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
По направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ
Магистерская программа «Экология и охрана биосистем»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Ханты-Мансийск
Цели практики
Цель научно-исследовательской практики состоит в том, чтобы путем непосредственного участия студента в деятельности научно-производственной или научно-исследовательской организации (коллектива) закрепить теоретические знания, полученные во время аудиторных занятий, приобрести профессиональные умения и навыки и собрать аналитический и экспериментальный материал для написания магистерской диссертации.
Важной целью научно-исследовательской практики является приобщение студента к социальной среде научно-исследовательской или природоохранной организации, научно-производственного предприятия или ведомства по профилю подготовки с целью приобретения социально-личностных компетенций, а также опыта научного исследования необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачи практики
Задачи практики определяются содержанием специализированной подготовки магистра и заключаются в ознакомлении с программой и методиками научных и научно-производственных работ той организации, в которой проводится практика и в целом сводятся к следующему:
· овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;
· ознакомление с методологическими принципами организации и проведения научных исследований по конкретной проблеме, получение навыков ее формулирования и практического решения;
· выработка умения находить методы исследования и модифицировать существующие;
· сбор фактического экспериментального материала, необходимого, для подготовки магистерской диссертации.
До начала практики магистранту необходимо пройти инструктаж у научного руководителя, получить программу практики, направление и дневник практики. Пройти инструктаж и аттестацию по технике безопасности. При прохождении практики могут быть намечены разделы самостоятельной творческой части работы и проведены специальные лабораторные исследования и математическая обработка экспериментального материала. Научно-исследовательская практика подразумевает самостоятельное получение или самостоятельный анализ данных предоставленных ведущей организацией или руководителем по утвержденной теме с целью подготовки магистерской диссертации.
Место практики в структуре магистерской программы
Научно-исследовательская практика базируется на знании и освоении материалов по дисциплинам: Экологическое картографирование, Компьютерные технологии в биологии, Популяционная биология, Биогеоценология, Лесоведение и лесоводство и другим дисциплинам учебного плана.
Научно-исследовательская практика необходима для приобретения социально-личностных и профессиональных компетенций, необходимых для работы в трудовом коллективе после окончания магистратуры.
Формы проведения практики
Научно-исследовательская практика может иметь различные формы: полевая, камеральная и лабораторная.
Место и время проведения практики
Научно-исследовательская практика проводится после второго семестра и завершает первый год обучения магистранта.
Практика проводиться на базе Международного полевого стационара кафедры ЮНЕСКО ЮГУ в пос. Шапша и других лабораториях Института природопользования ЮГУ (учебно-научные аналитические лаборатории Центра коллективного пользования), а также на учебно-экспериментальном полигоне – полевом стационаре «Мухрино».
По рекомендации кафедры (научного руководителя) студент может проходить практику в научно-исследовательских институтах, производственных организациях и учреждениях: природном парке «Самаровский Чугас», Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа, в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) и др.
В отдельных случаях по рекомендации кафедры (научного руководителя) студент может проходить практику в научно-исследовательских и академических институтах на пределами г. Ханты-Мансийска: в Институте почвоведения и агрохимии СО РАН (г. Новосибирск), Институте мониторинга климатических и экологических систем (г. Томск), на факультете почвоведения МГУ и др..
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:
В результате прохождения научно-исследовательской практики магистрант приобретает профессиональные компетенции в научно-исследовательской деятельности:
Магистрант должен:
- знать теоретические основы научного исследования в области профессиональной деятельности, нормативно-правовую базу,
- уметьсформулировать задачи исследования и определить последовательные этапы процессы исследования, проводить эксперимент и вести наблюдения с последующим применением современных методов обработки данных, представлять результаты проделанной работы в виде докладов, рефератов, отчетов, статей.
- владетьпрактическими навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, проведения наблюдений и измерений, обработки и обобщения полученных результатов с последующим применением современных методов обработки данных, составления отчетных документов по соответствующим стандартам.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:
Общекультурные (универсальные) компетенции:
ОК-1: способность к творчеству (креативность) и системному мышлению;
ОК-2: способность к инновационной деятельности;
ОК-3: способность к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня;
Профессиональные компетенции (ПК), в том числе:
общепрофессиональные:
ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.
ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.
ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов.
ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации.
В соответствии с видами деятельности:
ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.
ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).
ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.
ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.
ПК-15: использует знание нормативных документов, регламентирующих организацию и методику проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с целями магистерской программы), способен руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности.
Структура и содержание научно-исследовательской практики.