Общественная экологическая экспертиза

Государственная и общественная экологические экспертизы ре-
гулируются одними и теми же законами, однако функции этих
процедур, а также их место в системе принятия решений суще-
ственным образом различаются. При этом процедура ОЭЭ пока прак-
тически не регламентирована.

Нормативно-правовое обеспечение

Организовывать участие общественности в процессе экологи-
ческой оценки может инициатор деятельности или государствен-
ные органы. По российскому законодательству мероприятия по
участию общественности могут проводиться по инициативе самой
общественности и организовываться в форме ОЭЭ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и про-
водится по инициативе граждан и общественных организаций (объе-
динений), а также органов местного самоуправления обществен-
ными организациями (объединениями), основным направлением
деятельности которых в соответствии с их уставами является охра-
на окружающей природной среды, в том числе организация и про-
ведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы
в порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации.

Граждане и общественные организации (объединения) в обла-
сти экологической экспертизы имеют право:

выдвигать в соответствии с Федеральным законом «Об эколо-
гической экспертизе» предложения о проведении ОЭЭ хозяйствен-
ной и иной деятельности, реализация которой затрагивает эколо-
гические интересы населения, проживающего на данной террито-
рии;

направлять в письменной форме специально уполномоченным
государственным органам в области экологической экспертизы
аргументированные предложения по экологическим аспектам на-
мечаемой хозяйственной и иной деятельности;

получать от специально уполномоченных государственных ор-
ганов в области экологической экспертизы, организующих прове-

дение ГЭЭ конкретных объектов экологической экспертизы, ин-
формацию о результатах ее проведения;

осуществлять иные действия в области экологической экспер-
тизы, не противоречащие законодательству Российской Федера-
ции.

Принципы проведения. Рассматривая общие принципы проведе-
ния экологической экспертизы, установленные законодательством,
можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них, а
именно:

признание презумпции потенциальной экологической опасно-
сти любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

комплексность оценки воздействия на окружающую природ-
ную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательность учета требований экологической безопасности
при проведении экологической экспертизы;

достоверность и полнота информации, представляемой на эко-
логическую экспертизу;

независимость экспертов при осуществлении ими своих полно-
мочий в области экологической экспертизы;

научная обоснованность, объективность и законность заключе-
ний экологической экспертизы;

гласность, участие общественных организаций (объединений),
учет общественного мнения;

ответственность участников и заинтересованных лиц за органи-
зацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объекты общественной экологической экспертизы. Обществен-
ная экологическая экспертиза может проводиться в отношении
объектов, приведенных в табл. 8.1, за исключением тех, сведения
о которых составляют государственную, коммерческую или иную
охраняемую законом тайну.

Порядок проведения

Общественная экологическая экспертиза проводится до прове-
дения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффек-
тивно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется при ус-
ловии государственной регистрации заявления общественных орга-
низаций о ее проведении.

В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ дол-
жны быть приведены наименование, юридический адрес, харак-
тер предусмотренной уставом деятельности, сведения о состав
экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее
проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправ-
ления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о

проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его
регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации кото-
рого в указанный срок не было отказано, считается зарегистриро-
ванным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного
объекта от двух и более общественных организаций (объединений)
допускается создание единой экспертной комиссии.

Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны из-
вестить население о начале и результатах ее проведения.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться
независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.

Общественные организации (объединения), осуществляющие
ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке,
имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологичес-
кой экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерально-
го закона «Об экологической экспертизе»;

получать от структурных подразделений МПР России, специа-
лизированных в области экологической экспертизы, для ознаком-
ления нормативно-технические документы, которые устанавлива-
ют требования к проведению ГЭЭ;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представите-
лей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в прово-
димом ими обсуждении заключений ОЭЭ.

На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распрост-
раняются требования, предусмотренные в л. 2 и п. 5 ст. 16 Феде-
рального закона «Об экологической экспертизе».

Получив обращение граждан или общественных организаций,
муниципальное образование создает временную комиссию по про-
ведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует
собрание представителей заинтересованных сторон, на котором
утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регла-
менте подготовки и проведения общественных слушаний опреде-
ляются следующие положения.

1. Цель проведения общественных слушаний — информирование
общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на
окружающую среду, а также выявление общественных интересов и
их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

2. Правовая основа — перечисляются нормативные акты Россий-
ской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспер-
тизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положе-
ния об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от
16.05.00 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Фе-
дерации, в том числе для объектов строительства — Градострои-
тельный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроитель-
ный кодекс региона.

3. Принципы проведения общественных слушаний основываются
на полной и достоверной информации о намечаемой деятельнос-
ти и ее возможных экологических последствиях; общественные
слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса
обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в
том числе представителей заказчика, органов государственной вла-
сти и местного самоуправления, государственных природоохран-
ных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных орга-
низаций. Любой человек или любая организация могут участвовать
в обсуждении на равных основаниях.

4. Результат общественных слушаний — список участников, сте-
нограмма, протокол и заключение. По результатам общественных
слушаний Собрание представителей принимает решение.

5. Организаторы и участники общественных слушаний — Вре-
менная комиссия собрания представителей по изучению мне-
ния населения для подготовки и проведения общественных слу-
шаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта
ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования;
само собрание представителей муниципального образования и
инициатор проекта. Участником слушаний может быть любой
гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо
без гражданства. На слушания приглашаются представители ор-
ганов государственной власти и местного самоуправления, го-
сударственных природоохранных и санитарно-эпидемиологиче-
ских служб, общественных организаций и средств массовой ин-
формации.

6. Документы, представляемые общественности для ознакомле-
ния, — документация по проекту, в которую входят предваритель-
ный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического харак-
тера, содержащее краткое изложение результатов исследований но
ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация пре-
доставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ обществен-
ности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на
окружающую среду организуется в помещениях местной админис-
трации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указан-
ным адресам в установленное время знакомиться с документаци-
ей и делать свои замечания и предложения по проекту. Для орга-
низации просмотра документации по проекту по указанным адре-
сам организуется рабочее место.

7. Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о
проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения
общественных слушаний в официальных изданиях органов испол-
нительной власти, радиопередачах и на информационных стендах
помещается объявление, содержащее информацию о сроках и ме-
сте доступности документации по проекту, дате и месте проведе-
ния общественных слушаний.

8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии наме-
чаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии на-
мечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечае-
мой деятельности на социально-экономическую ситуацию в реги-
оне, допустимости реализации намечаемой деятельности на дан-
ной территории.

9. Порядок проведения слушаний — в президиум общественных
слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат.
В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за
соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и уча-
стникам. Председатель, члены президиума и секретарь обществен-
ных слушаний назначаются временной комиссией.

Слушания проводит президиум на основе выступлений и отве-
тов экспертов и участников слушаний, а также представленной
документированной информации, письменных заявлений, пред-
ложений и замечаний, готовит заключение по общественным слу-
шаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квали-
фикацию в сфере охраны окружающей среды и определении допу-
стимости реализации хозяйственной деятельности. Членом прези-
диума не может быть представитель заказчика/инвестора или раз-
работчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных
договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчи-
ком, представитель юридического лица, состоящего с указанным
заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.
Членом президиума не может быть представитель органов государ-
ственной власти, местного самоуправления и иных государствен-
ных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реали-
зацию намечаемой деятельности.

В обязанности секретариата слушаний входят регистрация учас-
тников, составление списка участников, ведение стенограммы и
составление на ее основе протокола общественных слушаний.

Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной
квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они
заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и гото-
вят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и
другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слу-
шаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и
отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе
их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересован-
ной общественностью. Заказчик и заинтересованная обществен-
ность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комис-
сией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слу-
шаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть
более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной
комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных
слушаний.

10. Регламент общественных слушаний — выступление заказчика
с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным
вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы эк-
спертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слу-
шаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступ-
ления участников по предварительной записи. Подведение итогов
председателем президиума и оглашение даты готовности текста
заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в сред-
ствах массовой информации и утверждается собранием представи-
телей.

11. Итоговые документы слушании — список участников слуша-
ний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе
отражаются основные факты, которые были представлены в ходе
публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний докумен-
ты регистрируются и оформляются как приложения к протоколу,
который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с
момента проведения слушаний. Протокол подписывается предсе-
дателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола
направляются заказчику, в администрацию муниципального обра-
зования и собрание представителей, в федеральный уполномочен-
ный орган по охране окружающей среды, а также в местные об-
щедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по тре-
бованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми при-
ложениями хранится в собрании представителей, где к нему обес-
печивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.

12. Заключение президиума по общественным слушаниям проекта —
основной результат общественных слушаний, который сообщает-
ся широкой общественности и всем заинтересованным лицам.

Заключение готовится президиумом общественных слушаний в
течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подпи-
сывается каждым из членов президиума и передается секретарю
слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому
мнению, оформляется особое мнение.

В заключении президиумом даются ответы на основные вопро-
сы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однознач-
ного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет»),
президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следо-
вать комментарии, раскрывающие его суть.

Во время подготовки заключения члены президиума не могут
использовать информацию о намечаемой деятельности, получен-
ную после проведения слушаний. В период подготовки заключения
заинтересованные стороны не могут обращаться к членам прези-
диума с какими-либо вопросами.

Секретарь направляет копии заключения президиума заказчи-
ку, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный
орган по охране окружающей среды, а также в места, где органи-

зован доступ общественности для ознакомления с проектными
материалами.

13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия
собрания представителей по изучению мнения населения для под-
готовки и проведения общественных слушаний обязана предпри-
нять усилия для ознакомления широкой общественности с за-
ключением президиума общественных слушаний, в частности пу-
тем публикации в средствах массовой информации, выступлений
по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по
запросу всем заинтересованным лицам и организациям.

В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ
может быть отказано в случае, если:

она ранее была дважды проведена в отношении объекта;

она проводилась в отношении объекта, сведения о котором со-
ставляют государственную, коммерческую и иную охраняемую
законом тайну;

порядок государственной регистрации общественной органи-
зации (объединения) не соответствует установленному порядку;

устав общественной организации (объединения), организую-
щей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 на-
стоящего Федерального закона;

требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, пре-
дусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выпол-
нены.

Должностные лица органов местного самоуправления несут от-
ветственность за незаконный отказ от государственной регистра-
ции заявления о проведении ОЭЭ.

Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказ-
чика техническое задание, во многом, естественно, сходное с за-
данием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее.

1. Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС
проекта.

2. Определить достоверность и достаточность представленной
информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем
не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-
аналогам.

3. Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих
оценок.

3.1. Достаточность описания существующих природных усло-
вий для целей ОВОС.

3.2. Правильность инвентаризации и характеристики источ-
ников и факторов воздействия на окружающую среду на всех ста-
диях проектного цикла (строительство, развитие инфраструкту-
ры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).

3.3. Достоверность оценки значимости воздействий с учетом
соответствия стандартам и реакции экосистем.

3.4. Правильность прогноза планируемых воздействий во вре-
мени и в пространстве.

3.5. Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том
числе по размещению и планируемым техническим решениям.

3.6. Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.

3.7. Достаточность планируемой системы мониторинга и пос-
лепроектного анализа.

4. Проанализировать соответствие технических решений совре-
менным требованиям.

5. Оценить экономическую эффективность предложенных при-
родоохранных решений.

6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее по-
следствий нормативным правовым актам РФ и международным
обязательствам России.

7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации
намечаемой деятельности по экологическим требованиям.

Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным го-
сударственным органам в области экологической экспертизы, осу-
ществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ,
органам, принимающим решение о реализации объектов экологи-
ческой экспертизы, органам местного самоуправления и может
передаваться другим заинтересованным лицам.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверж-
дения его специально уполномоченным государственным органом.
Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам
местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документа-
ции, подлежащей общественной экологической экспертизе, и дру-
гим заинтересованным лицам.

При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и при-
нятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассмат-
риваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ
и отражающие общественное мнение.

Наши рекомендации