Физиолого-гигиенические основы профессиональной ориентации и консультации подростков
Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные годы. В старших классах у школьников расширяется круг интересов, появляется стремление к участию в общественно полезном труде наравне со взрослыми. Однако у многих учащихся к концу обучения еще не вырабатываются устойчивые интересы к определенной области знаний и роду деятельности. Большинство подростков в возрасте 13...16 лет, как правило, не принимают во внимание соответствие избираемой профессии особенностям здоровья и психики, потребности общества в специалистах определенных профессий.
Вопрос «Кем быть?» школьнику решить правильно трудно без помощи родителей, педагогов и медицинских работников. Помощь учащемуся в рациональном выборе профессии, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии — один из путей сохранения и укрепления здоровья подростка, гармоничного развития его личности. Для подготовки подростка к выбору профессии существует система мероприятий профессиональной ориентации.
Медицинская профессиональная ориентация — это система мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию заболеваний, прогрессированию хронической патологии, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации. Медицинская профессиональная ориентация ведется в двух направлениях: основном — врачебная профессиональная консультация и информационном — гигиеническое обучение и воспитание подростков, ознакомление родителей и педагогов с медицинскими вопросами выбора профессии.
При проведении врачебной профессиональной консультации основная задача медицинского персонала состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы ставит серьезные задачи по улучшению здоровья и медицинского обслуживания школьников, по подготовке их к трудовой деятельности с учетом состояния здоровья. Анализ состояния здоровья подростков показывает относительно большое распространение заболеваний, ограничивающих профессиональную пригодность у 75...80 % учащихся. Чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, органов зрения, нервной системы, органов дыхания, а также отставание по биологическому возрасту.
Самые частые причины ограничения профессиональной пригодности подростков — аномалии зрения, требующие ношения корригирующих очков, что несовместимо со многими специальностями: работой на высоте, при значительных перепадах температуры, при повышенной запыленности воздушной среды, при необходимости пользоваться защитными приспособлениями (строительство, «горячие цеха», металлургическая промышленность, авиация, морской и речной флот и др.). Даже незначительные нарушения осанки могут быть противопоказаны для профессий, где приходится работать в основном в согнутом рабочем положении (чертежники, сборщики часов, очков, швеи, врачи-лаборанты, обувщики и др.). Снижение слуха не позволяет работать в цехах с повышенным уровнем шума, а также там, где требуется напряжение слуха и восприятие звуковой информации (прядильщицы, радисты, телефонисты и др.). При заболеваниях кожи не следует рекомендовать специальности, связанные с раздражающими и загрязняющими кожу веществами, токами высокого напряжения.
Медицинские работники осуществляют врачебную профессиональную консультацию на основе знания морфофункциональных особенностей организма подростков, особенностей течения функциональных нарушений и хронических заболеваний в подростковом возрасте, а также характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму работающих, содержатся в профессиограммах — санитарных характеристиках профессий.
При консультации используют перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, разработанные для профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка квалифицированных кадров. Они представляют собой сборники медицинских противопоказаний по отдельным отраслям промышленности с учетом пола, возраста и форм производственного обучения.
Помимо исследования и оценки состояния здоровья подростков необходимо изучение у них уровня развития психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями. Их делят на 6 групп: анализаторные, двигательные, аттенционно-мнемические, интеллектуальные, индивидуально-типологические, интеллектуальные характерологические особенности личности.
Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения. Она включает в себя следующие этапы:
• медицинское и психофизиологическое обследование подростка;
• анализ состояния здоровья подростка с использованием профессиограммы и перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с психофизиологическим портретом, расчет количественной вероятности освоения профессии;
• составление врачебно-профессионального заключения;
• рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Почему гигиена детей и подростков является возрастной гигиенической дисциплиной?
2. Перечислите показатели мониторинга здоровья детей и подростков.
3. Охарактеризуйте понятия: «секулярный тренд», «акцелерация», «децелерация» физического развития.
4. Как проводится оценка физического развития детей и подростков по центильным шкалам и номограммам?
5. Как определяется биологический возраст детей и подростков, перечислите критерии его оценки.
6. Охарактеризуйте критерии комплексной оценки состояния здоровья.
7. Назовите эколого-гигиенические принципы размещения, планировки земельного участка и здания образовательных учреждений.
8. Перечислите гигиенические требования, предъявляемые к отдельным помещениям дошкольного образовательного учреждения.
9. Перечислите гигиенические требования, предъявляемые к учебным помещениям школы.
10. Каким гигиеническим требованиям должно отвечать благоустройство образовательных учреждений?
11. Какие гигиенические требования предъявляются к учебным занятиям в школе и режиму дня школьника?