Глава 1. что изучает экология?
ПРЕДИСЛОВИЕ
«...Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающаяся, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца.»
Н.Ф. Федоров
Человечество уже не раз стояло на грани уничтожения, а с нарастающим развитием научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, демографическим взрывом в странах Азии и Африки, ухудшением состояния окружающей природной среды оно все дальше движется от состояния экологического кризиса к экологическому бедствию. Не каждый человек пока еще осознает, что наш "общий дом" - планета Земля — постепенно саморазрушается.
Курс "Экология" призван ознакомить студентов и учащихся вузов и колледжей с основными экологическими проблемами. Книга вполне доступна и для общего чтения людям, ознакомившимся с фундаментальными понятиями общей экологии.
Насущная задача современности — сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходима экологизация знаний. В данном учебнике рассматриваются такие вопросы, как экологический кризис и его составляющие, классификация загрязнений и методы контроля этих загрязнений, мониторинг и его проблемы, а также методы экологического регулирования и проблемы денежной оценки экологического ущерба.
Решение перечисленных проблем возможно лишь тогда, когда взаимодействие общества в целом с природными условиями будет направлено на совершенствование природной среды. Охрана природы есть одно из важнейших средств для достижения наивысшей цели — развития каждого человека и общества в целом. Для этого необходимо дальнейшее внедрение экологических знаний в систему воспитания, образования молодого поколения, которому суждено быть творцом предстоящей экологической революции в науке и технике.
У каждого человека должно сформироваться экологическое мышление, которое составляет определенный уровень знаний, культуры, воспитания, где каждый в своей профессиональной и непрофессиональной деятельности преследует цели создания и Организации благоприятной психоэмоциональной, природной и общественной среды.
Во второй половине XX века человечество вынуждено было ввести в обиход новое понятие современной экологии — "экологический кризис". Под этим понятием подразумевают критическое состояние окружающей среды, вызванное деятельностью человечества и характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в обществе ресурсно-экологическим возможностям биосферы.
Сейчас уже становится очевидным, что экологический кризис — понятие общеглобальное, касающееся каждого из населяющих Землю людей.
Общая экономическая нагрузка на экологические системы зависит от трех основных факторов: численности населения, среднего уровня потребления и широкого применения различных технологий. Уменьшить степень ущерба, наносимого окружающей среде так называемым "обществом потребления" (присущего развитым странам Запада), можно, изменив технологии сельскохозяйственного производства, транспортные системы, методы городского планирования, интенсивность потребления энергоресурсов, пересмотрев существующие промышленные технологии и т. п.
При продолжающихся ускоренных темпах воздействия человека на окружающую среду (антропогенный фактор) в ближайшем будущем можно будет говорить не столько о деградации отдельных элементов биосферы, сколько о необратимом процессе — изменении ее сложившейся геологической структуры. Однако, по мнению ученых, охрану природной среды нужно начинать не с борьбы с антропогенными факторами, а с порождающими их причинами, в первую очередь — с социально-экономическими.
В настоящее время ни одна страна мира не может решить весь спектр экологических проблем. Однако выход из состояния экологического кризиса возможен в том случае, если все страны мира объединят свои усилия для решения этих проблем.
ГЛАВА 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ?