III. Функционирование ЕГСЭМ
Цели, задачи и функции ЕГСЭМ
1. Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.
Основными задачами ЕГСЭМ являются:
проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;
проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;
прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России и ее регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.
разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,
обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,
сбор и обработка результатов наблюдений,
организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,
организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,
информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.
3. В соответствии с основными задачами в ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем.
Структура ЕГСЭМ
4. Единая государственная система экологического мониторинга создается на основе территориально - ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем.
В ЕГСЭМ выделяются базовые и специализированные подсистемы мониторингаи подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.
Базовыеподсистемы создаются на основе служб наблюдения состояния природных сред и природных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг:
- состояния атмосферы;
- водных объектов: поверхностных вод, суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод;
- недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;
- земель, почвенного покрова;
- наземной флоры и фауны (кроме лесов);
- лесов;
- фонового состояния окружающей природной среды;
- источников антропогенного воздействия.
Специализированные подсистемы функционируют на базе служб наблюдений федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг:
- промышленной безопасности;
- рыб, других водных животных и растений;
- воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках системы социально - гигиенического мониторинга);
- околоземного космического пространства;
- военных объектов.
К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды Минсельхозпрода России.
В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.
Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.
Например: Государственный мониторинг водных объектов, запасов поверхностных и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов России. Это министерство, вместе с другими федеральными органами исполнительной власти (прежде всего с Росгидрометом и Санэпидемслужбой Минздрава России), принимает совместные решения по вопросам:
· проведения мониторинга отдельных ресурсов;
· организации мониторинга источников антропогенного воздействия на объекты природной среды;
· мониторинга недр, животного и растительного мира (включая леса);
· создания геоинформационных систем (ГИС) по видам природных ресурсов.
Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делением РФ.
В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды, означающий, что природопользователи обязаны сами вести учет и осуществлять отчетность о воздействии на окружающую среду.
Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:
· измерительная система (средства и методы измерения),
· информационная система (базы и банки данных),
· системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов),
· система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,
· система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей.
Построение измерительного комплекса систем экологического мониторинга основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили – лаборатории) технических средств измерений.
Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими:
· фоновые показатели,
· фактические концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды или в местах работы и проживания населения,
метеорологические характеристики. В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.
Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.
Например: Государственный мониторинг водных объектов, запасов поверхностных и подземных вод осуществляет Министерство природных ресурсов России. Это министерство, вместе с другими федеральными органами исполнительной власти (прежде всего с Росгидрометом и Санэпидемслужбой Минздрава России), принимает совместные решения по вопросам:
· проведения мониторинга отдельных ресурсов;
· организации мониторинга источников антропогенного воздействия на объекты природной среды;
· мониторинга недр, животного и растительного мира (включая леса);
· создания геоинформационных систем (ГИС) по видам природных ресурсов.
Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делением РФ.
В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды, означающий, что природопользователи обязаны сами вести учет и осуществлять отчетность о воздействии на окружающую среду.
Структурными звеньями любой подсистемы ЕГСЭМ являются:
· измерительная система (средства и методы измерения),
· информационная система (базы и банки данных),
· системы моделирования и оптимизации показателей наблюдаемых объектов),
· система восстановления и прогноза полей экологических и метеофакторов,
· система подготовки решений и доведения их (а также самой экологической информации) до потребителей.
Построение измерительного комплекса систем экологического мониторинга основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили – лаборатории) технических средств измерений.
Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими:
· фоновые показатели,
· фактические концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды или в местах работы и проживания населения,
метеорологические характеристики.
7. Руководство подсистемами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с распределением функций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.93 N 1229 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга".
Функционирование подсистем осуществляется на основании настоящего Положения и Положений о подсистемах ЕГСЭМ, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими деятельность этих подсистем, по согласованию с Минприроды России <*>.
8. В ЕГСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.
Основные подсистемы ЕГСЭМ
9. В ЕГСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
- топографо - геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем;
- электронные системы передачи данных.
10. В ЕГСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
11. ЕГСЭМ функционирует и развивается во взаимодействии с Российской системой по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) и обеспечивает РСЧС всей необходимой информацией в согласованной форме и в согласованные сроки. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и регионального масштабов ЕГСЭМ функционирует как подсистема РСЧС.
12. ЕГСЭМ функционирует на четырех основных уровнях: федеральном, региональном (бассейновом), субъектов Российской Федерации (далее именуется территориальный уровень), локальном.
III. Функционирование ЕГСЭМ
13. Территориальные системы экологического мониторинга организуются в субъектах Российской Федерации и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, территориальные подсистемы формируются на основе базовых и специализированных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.
На территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, организация которых осуществляется предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъектов Российской Федерации.
14. Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируются в субъектах Российской Федерации по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах данного субъекта Российской Федерации.
15. Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем на данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.
Данные для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем.
Обобщение информации, получаемой территориальными центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по данной территории в информационно - аналитических центрах территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.
16. Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.
Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.
Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.
18. Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер, с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
- необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
- сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;
- целесообразностью создания мощных региональных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.
19. На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:
- обобщение информации, получаемой на территориальном или региональном уровнях;
- обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
- информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и представительной власти;
- информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
- обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;
- обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе глобальных, системах экологического мониторинга.
Обработка информации в ЕГСЭМ
20. Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня, осуществляется в информационно - управляющих федеральных центрах соответствующих подсистем ЕГСЭМ, связанных между собой на единой организационной, методической и информационной основе. Федеральный информационно - аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации, передаваемой из информационно - управляющих центров соответствующих подсистем ЕГСЭМ федерального и территориального уровней в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
21. Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМ осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга, полученным за счет бюджетных средств.
· Объектом ЕГСЭМ на функциональном уровне является вьщеленный по определенным установленным в каждой подсистеме критериям, соответствующий участок изучаемой природной среды, в пределах которого оценивается ее состояние и прогнозируется возможное его изменение. Объекты ЕГСЭМ на функциональном уровне подразделяются на наблюдаемые объекты и объекты обобщения. К наблюдаемым объектам относятся отдельные природные и природно-техногенные объекты.
К объектам обобщения относятся территории, по которым производится систематизация и обобщение информации, включая оценку состояния природной среды и прогнозирование их изменения, а также геоэкосистемы.
Информационные ресурсы ЕГСЭМ, порядок их формирования и
использования
Отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов ЕГСЭМ, а также при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Законом Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации».
Информационная система ЕГСЭМ представляет собой Федеральную ведомственно и территориально распределенную систему.
Формирование информационных ресурсов
Информационные ресурсы ЕГСЭМ представляют собой совокупность базовых информационных ресурсов экологического мониторинга, формируемых путем комплексной обработки базовой информации всех функциональных подсистем ЕГСЭМ на основе экосистемных принципов.
Состав базовых информационных ресурсов ЕГСЭМ на территориальном и федеральном уровнях определяется по принадлежности соответствующими ведомствами.
Базовые информационные ресурсы на территории субъекта Российской Федерации формируются по принадлежности ведомственными территориальными центрами мониторинга функциональных подсистем ЕГСЭМ на базе как собственных данных, так и данных других функциональных подсистем и интегральных данных
Интегральные информационные ресурсы ЕГСЭМ на территории субъектов Российской Федерации формируются территориальными информационно-аналитическими центрами ЕГСЭМ путем интеграции и комплексной обработки обобщенных базовых данных, представляе-мыхтерригориальными центрами функциональных подсистем ЕГСЭМ по объектам обобщения территориального уровня.
Базовые информационные ресурсы на территории Российской Федерации формируются по принадлежности ведомственными (федеральными) информационными центрами функциональных подсистем ЕГСЭМ на базе обобщения базовых данных собственных территориальных центров мониторинга и дополнительных обобщенных базовых данных федеральных информационных центров других функциональных подсистем с использованием обобщенных интегральных данных Федерального информационно-аналитаческого центра ЕГСЭМ.
Интегральные информационные ресурсы ЕГСЭМ формируются федеральным информационно-аналитическим центром ЕГСЭМ на базе обобщенньшинтефальнькданньктерритсриальнькинффмационно-аналитических центров ЕГСЭМ с использованием обобщенных базовых данных, представляемых ведомственными федеральными центрами функциональных подсистем ЕГСЭМ по объектам обобщения регионального и федерального уровней.
Информационное взаимодействие между территориальными информационно-аналитическими центрами ЕГСЭМ и ведомственными территориальными центрами функциональных подсистем ЕГСЭМ осуществляется в соответствии с территориальными соглашениями о взаимном обмене информационными ресурсами.
Базовые и интегральные информационные ресурсы ЕГСЭМ, представляемые потребителям соответственно ведомственными центрами функциональных подсистем ЕГСЭМ и информационно-аналитическими центрами ЕГСЭМ, являются официальными и служат
основанием для подготовки и принятия решений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Организация управления ЕГСЭМ
Управление функциональными подсистемами ЕГСЭМ осуществляется федеральными органами государственного управления в пределах своей компетенции. Координацию деятельности федеральных органов функциональными подсистемами ЕГСЭМ осуществляет Межведомственный совет по ЕГСЭМ.
Территориальные системы экологического мониторинга (ТСЭМ) формируются в границах административно-территориального образования Российской Федерации (субъекта РФ) для получения дополнительных данных о состоянии источников антропогенного воздействия, природных сред и природных объектов (ресурсов), учитывающих специфические для данной территории природные, климатические и при-родно-техногенные условия и другие необходимые показатели для эффективного управления природными ресурсами и окружающей средой соответствующей территории в пределах своей компетенции.
Решение о формировании таких систем экологического мониторинга принимается органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Системы мониторинга источников антропогенного воздействия создаются и эксплуатируются субъектами природопользования (предприятиями, организациями и т.д.) за счет собственных ресурсов, являясь технологическим элементом промышленного, транспортного, энергетического, сельскохозяйственного или иного объекта.
Весьма важным в комплексе мероприятий по защите населения и территорий от Ч С являются наблюдение и контроль обстановки, позволяющие осуществлять мониторинг за динамикой развития Ч С и их экологическими последствиями.