Правовое регулирование и охрана лесов. 4 страница
* Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Экологическое право :учебник для студентов вузов. – М., 2006.
Дубовик О.Л. Экологическое право : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик. – М. : Проспект, 2005. – 584 с.
Ерофеев Б.Е. Экологическое право России : учебник для студентов вузов / Б.Е. Ерофеев. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Профобразование, 2003. – 656 с.
* Крассов О.И. Экологическое право : учебник для вузов / О.И. Крассов. – М. : НОРМА, 2003. – 576 с.
Дополнительная литература:
Анисимов А.П. К вопросу о предмете экологического права // Закон и право. - 2003. - № 4.
Бакунина Т. С. Конституция РФ и развитие экологического права // Государство и право. - 2004. - № 12.
Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. - 2003. - № 2.
Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. - 2004. - № 1.
Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права - 2004. - № 5.
Бринчук М.М., Дубовик О.А. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. - 2003. - № 3.
Васильева М.И. К экологическому правопониманию (аксиологические аспекты) // Экологическое право. - 2002. - № 3.
Дубовик О.А. Дискуссионные вопросы перестройки курса экологического права // Экологическое право. - 2003. - № 4.
Духно Н.А. Экологический правопорядок: понятие и структура // Журнал российского права. - 1999. - № 7/8.
Духно Н.А. К вопросу о необходимости разработки концепции экологического процессуального законодательства // Экологическое право. - 2003. - № 6.
Журавлева Л.В. Актуальные проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации (Материалы научно-практической конференции) // Государство и право. - 2004. - № 4.
Экологическое право и земельное право России. Методические материалы : учебное пособие для студентов вузов / сост. А.К. Голиченкова, Н.Г. Нарышкина ; под ред. А.К. Голиченкова. – М. : Городец, 2006. – 384 с.
Экологическое право : курс лекций : учеб. пособие / под ред. А.П. Анисимова. – М. : Приор-издат, 2003. – 272 с.
Экологическое право : учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский и др. ; под ред. В.В. Курочкиной, В.В. Гучкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 367 с.
Экология: Юридический энциклопедический словарь / под ред. С.А. Боголюбова. – М. : НОРМА, 2001. – 448 с.
Тема 6. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Цель занятия: сформировать у студентов устойчивое понятие управления (государственного, муниципального, общественного управления) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как составной части социального управления, посредством которого осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие управления природопользованием и охраной окружающей среды.
2. Функции и методы природопользования и охраны окружающей среды.
3. Полномочия и система органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Темы сообщений:
– Система органов государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
– Основные формы и методы государственного
– Управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории муниципального образования.
Методические указания
Для более полного усвоения вопросов данной темы важно представлять, что понимают в целом под управлением. Под управлением в сфере природопользования и охраны окружающей среды следует понимать организаторскую деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Необходимо при этом помнить, что государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших функций Российского государства.
Оно в основном выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также общественных формирований по разработке и выполнению (исполнению) правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.
При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что, несмотря на усиление в современный период экономических методов управления, роль административно-правового механизма в охране природной среды остается значительной и во многом определяющей.
В административном праве под управлением (в узком смысле слова) понимаются дача обязательных для исполнения предписаний, которые чаще облекаются в форму правовых актов.
Под управлением в широком смысле слова, понимается многогранная деятельность различных государственных органов (природоохранительных и правоохранительных).
Необходимо также иметь в виду особую специфику организации управления в сфере использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды в целом, выражающейся в комплексном подходе в их использовании и охране, в разделении хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий.
Таким образом, закрепляя вопросы связанные с управлением в сфере природопользованием и охраной окружающей среды, можно сказать, что управление в данной сфере призвано способствовать обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а значит и обеспечения;
- неукоснительного соблюдения требований экологического законодательства всеми органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами;
- достижению качества окружающей природной среды, необходимы для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов.
Следует подчеркнуть, что от качества управления во многом зависит состояние окружающей природной среды.
Решить задачи:
Задача 1
Механизатор совхоза "Луч" Иванов Н.Н. при проведении сельскохозяйственных работ на полях совхоза грубо нарушил правила обращения с ядохимикатами. В результате этого произошло сильное загрязнение почвенного слоя на значительной части полей, что, в свою очередь, привело к отравлению и смерти работника совхоза.
Было возбуждено уголовное дело.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Иванов Н.Н. неоднократно предупреждал администрацию о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при работе с ядохимикатами, однако относился к этому с пренебрежением.
Суд признал его виновным в совершении экологического преступления.
Определите меру юридической (уголовной) ответственности гражданина Иванова Н.Н. за совершенное экологическое преступление.
Задача 2
Агроном сельскохозяйственного предприятия "Заря" Петров В.В. своевременно не принял мер по борьбе с сорной растительностью, что явилось прямым нарушением его должностных обязанностей. В результате этого сельскохозяйственное предприятие понесло убытки вследствие разрастания сорняков.
При проведении служебного расследования выяснилось, что Петров В,В. впервые допустил подобное нарушение.
Было принято решение ограничиться наложением на Петрова В.В. дисциплинарного взыскания и потребовать возмещения понесенных предприятием убытков.
Должностной оклад агронома Петрова В.В. на момент совершения правонарушения составлял 5000 руб.
Определите меру юридической (дисциплинарной и материальной) ответственности Петрова В.В. за земельное правонарушение.
Задача 3
Капитан одного из судов-контейнеровозов, принадлежащего Черноморскому пароходству, произвел несанкционированный сброс в Черное море особо опасных отходов химического производства, в результате чего был нанесен существенный вред морской флоре и фауне. Район, где был произведен несанкционированный сброс, относится к территориальным морским водам РФ.
Суд признал капитана данного судна виновным в совершении экологического преступления.
Определите меру юридической (уголовной) ответственности капитана судна за совершенное экологическое правонарушение.
Задача 4
Гражданин Н., являющийся арендатором, уничтожил межевые знаки и самовольно захватил часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности его соседу. При разбирательстве в административной комиссии органа местного самоуправления выяснилось, что гражданин Н. сделал это умышленно, предпринимая аналогичные действия несколько раз.
В свое оправдание гражданин Н. заявил, что пошел на самовольный захват земли с целью расширения сельхозпосевов.
Как необходимо поступить в данной ситуации.
Определите меру юридической (административной) ответственности гражданина Н. за совершенное правонарушение.
Задача 5
Гражданин В., являющийся арендатором земельного участка, при проведении сельхозработ произвел умышленный сброс в расположенную рядом с арендованным объектом реку Белая горюче-смазочных материалов, что явилось причиной сильного загрязнения вод. Территориальными органами Минприроды РФ на гражданина В. было наложено административное взыскание.
Кроме того, Минприроды подала иск в суд с требованием возмещения ущерба водному объекту, причиненного действиями гражданина В.
Сумма иска оценивалась в 20 000 руб.
Как необходимо поступить в данной ситуации?
Определите меру юридической ответственности гражданина В. за совершенное правонарушение.
Задача 6
В лесопитомнике Карпов выкопал 15 трехлетних саженцев кедра с целью посадкиих около своего дома и продажи соседям. На территории того же лесопитомника сельский пастух систематически пас домашний скот. В результате чего был уничтожен молодняк кедра на 1/3 лесопитомника.
Кто будет привлечен к ответственности?
Каков порядок возмещения ущерба указанным субъектам?
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя содержание понятия «государственное управление природопользования и охраны окружающей среды».
2. Укажите критерии разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области природопользования и охраны окружающей среды.
3. Классифицируйте органы специальной компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды.
4. Охарактеризуйте компетенцию Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
5. Назовите основные категории государственных органов управления охраной окружающей природной среды.
6. Какие государственные органы относятся к категории органов общей компетенции?
7. Какие государственные органы относятся к категории органов специальной компетенции?
8. Какие государственные органы относятся к категории органов функциональной компетенции?
9. Какие основные мероприятия осуществляются в ходе государственного управления и регулирования охраны окружающей природной среды и природопользования?
Нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном го
лосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря.
№237.
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. (с изменениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
(с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2003.
№27(ч. 1). Ст. 2700.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января
2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 г. (в ред. от
3 марта 1995 г.; с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.
1992. №33. Ст. 1917; СЗ РФ. 1995. 10. Ст. 823; 2000. № 2. Ст. 141; 2001.
№21. Ст. 2061.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез
вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декаб
ря 1994 г. (с изм. и доп. от 28 октября 2002 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35.
Ст. 3648; 2002. № 44. Ст. 4294.
Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-
оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. // СЗ РФ.
1995. №9. Ст. 713.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ.
1995. № 12. Ст. 1024; 2002 (ч. 1). № 1. Ст. 2.
Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. //
СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. (с изм. от 20 июля 2001 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556; 2001.
№ 29. Ст. 2949.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября
1995 г. (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556;
1998. №16. Ст. 1800.
Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
Федеральный закон «О геодезии и картографии» от 26 декабря
1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 2.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от
9 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.
Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г.
(с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142; 2003. № 2.
Ст. 167.
Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. (с изм. и доп. от
12 июля 2000 г.) // СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3348; 2000. № 29. Ст. 3005.
Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от
2 мая 1997 г. // СЗ РФ 1997. № 18. Ст. 2105.
Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и
агрохимикатами» от 19 июля 1997 г. (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) //
СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510; 2003. № 2. Ст. 167; 153.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; 2000. № 33.
Ст. 3348; 2003. № 2. Ст. 167.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»
от 21 июля 1997 г. (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 10января 2003 г.)// СЗРФ. 1997. №30. Ст. 3589; 2001. № 1
(ч. 1). Ст. 2; № 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. № 2. Ст. 167.
Федеральный закон «О плате за пользование водными объекта
ми» от 6 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от
24 июня 1998 г. (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г.) //
СЗРФ. 1998. №26. Ст. 3009; 2001. №1 (ч. 1). Ст. 21; 2003. №2.
Ст. 167.
Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля
1998 г. (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399;
2003. №2. Ст. 167.
Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 19 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. //
СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.,
10 января, 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002 (ч. 1).
№ 1. Ст. 2; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700.
Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. //
СЗРФ. 1999. № 18. Ст. 2220.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от
2 января 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149.
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продук
тов» от 2 января 2000 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января,
30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150; 2002 (ч. 1). № 1. Ст. 2; 2003.
№ 2. Ст. 167; № 27 (ч. 1). Ст. 2700.
Федеральный закон «О карантине растений» от 15 июля 2000 г.
(с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.) // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3008; 2002.
№30. Ст. 3033.
Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на
работах с химическим оружием» от 11 октября 2000г. // СЗРФ. 2000.
№46. Ст.4538.
Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» от
7 мая 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.
Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. //
СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
Федеральный закон «О специальных экологических программах
реабилитации радиационно загрязненных участков территории от 10 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2947.
Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 30. Ст. 3060.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430; 2002. № 11.
Ст. 1020; № 50. Ст. 4925; 2003. № 2. Ст. 169.
Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 2.
Ст. 128.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здо
ровья граждан от 22 июля 1993 г. (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г.,
2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 фев
раля, 30 июня 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Россий
ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.19 ав
густа. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 1999. № 51. Ст. 6289;
2000. № 49. Ст. 4740; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 9. Ст. 805; 2003. № 27
(ч. 1). Ст. 2700.
Указ Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 51. Ст. 4932
Указ Президента Российской Федерации № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и
обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. // Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 6.
Ст. 436.
Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. //
СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 1572.
Постановление Правительства Российской Федерации № 31 «Об
утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» от 15 января 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 4. Ст. 293.
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России
(2001-2010 гг.)"» от 7 декабря 2001 г. № 860 // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 2).
Ст. 4973.
Постановление Правительства Российской Федерации № 926
«Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных
платежей за пользование недрами и Правил уплаты регулярных плате
жей за пользование недрами» от 29 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1
(ч. 2). Ст. 46.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утвер
ждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причинен
ный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением
лесного законодательства Российской Федерации» от 21 мая 2001 г.
№ 388 // СЗ РФ. 2001. № 22. Ст. 2236.
Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 г. //
СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
Судебная практика:
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. №4 «О практике применения судами законодательства об охране природы» (с изм. и доп., внесенными постановлениями Пленумов Верховного Суда СССР №2 от 16 января 1986 г., №10 от 18 апреля 1986 г., №10 от 29 сентября 1988 г., №9 от 30 ноября 1990 г.) // БВС ССР. 1983. №2; 1986. №2., 3; 1988. №6; Вестник Верховного Суда СССР. 1991. №2.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. №22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // ВВАС РФ. 1994. №3.
Основная литература:
Боголюбов С.А. Экологическое право : учебник для студентов вузов / С.А. Боголюбов. – М. : НОРМА – ИНФРА-М, 2001. – 448 с.
Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук. – М. : Юристъ, 2002. – 688 с.
* Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Экологическое право :учебник для студентов вузов. – М., 2006.
Дубовик О.Л. Экологическое право : учебник для студентов вузов / О.Л. Дубовик. – М. : Проспект, 2005. – 584 с.
Ерофеев Б.Е. Экологическое право России : учебник для студентов вузов / Б.Е. Ерофеев. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Профобразование, 2003. – 656 с.
* Крассов О.И. Экологическое право : учебник для вузов / О.И. Крассов. – М. : НОРМА, 2003. – 576 с.
Дополнительная литература:
Анисимов А.П. К вопросу о предмете экологического права // Закон и право. - 2003. - № 4.
Бакунина Т. С. Конституция РФ и развитие экологического права // Государство и право. - 2004. - № 12.
Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. - 2003. - № 2.
Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. - 2004. - № 1.
Боголюбов С.А. Глобализация и развитие экологического законодательства // Журнал российского права - 2004. - № 5.
Бринчук М.М., Дубовик О.А. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. - 2003. - № 3.
Васильева М.И. К экологическому правопониманию (аксиологические аспекты) // Экологическое право. - 2002. - № 3.
Дубовик О.А. Дискуссионные вопросы перестройки курса экологического права // Экологическое право. - 2003. - № 4.
Духно Н.А. Экологический правопорядок: понятие и структура // Журнал российского права. - 1999. - № 7/8.
Духно Н.А. К вопросу о необходимости разработки концепции экологического процессуального законодательства // Экологическое право. - 2003. - № 6.
Журавлева Л.В. Актуальные проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации (Материалы научно-практической конференции) // Государство и право. - 2004. - № 4.
Экологическое право и земельное право России. Методические материалы : учебное пособие для студентов вузов / сост. А.К. Голиченкова, Н.Г. Нарышкина ; под ред. А.К. Голиченкова. – М. : Городец, 2006. – 384 с.
Экологическое право : курс лекций : учеб. пособие / под ред. А.П. Анисимова. – М. : Приор-издат, 2003. – 272 с.
Экологическое право : учебник для студентов вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский и др. ; под ред. В.В. Курочкиной, В.В. Гучкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 367 с.
Экология: Юридический энциклопедический словарь / под ред. С.А. Боголюбова. – М. : НОРМА, 2001. – 448 с.
Тема 7. Организационно – правовые формы
экологического контроля
Цель занятия: ознакомить студентов с основными организационно – правовыми формами экологического контроля охраны окружающей среды. Закрепить устойчивое понятие и представление о видах и системе государственного экологического контроля, посредством которого осуществляется регулирование общественных отношений, возникающих в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие, формы, система и виды экологического контроля.
2. Функции организационно – правового механизма экологического контроля.
3. Мониторинг, государственный кадастр, стандартизация, экспертиза, лицензирование и сертификация, аудирование и контроль как основные элементы экологического контроля.
Темы сообщений:
– Прокурорский надзор за исполнением природоохранительного законодательства.
– Ведомственный и производственный экологический контроль и их особенности.
Методические указания
При изучении данной темы следует иметь в виду, что основная часть изучаемых вопросов закреплено в природоохранительном законодательстве и других нормативных актах регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В связи с чем, студентам необходимо ознакомится с определенным массивом нормативных актов различного уровня относящихся к рассматриваемой сфере.
Для лучшего ориентирования студентам необходимо представлять, что экологический контроль - составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства.
Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний. Контроль в основном выражается в проверке соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности.
Поэтому основная задача контроля - обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.
Далее студентам необходимо уделить внимание в рассмотрении форм экологический контроль с определенной долей условности, которые можно подразделить на информационный, предупредительный и карательный.
Также следует указать и на виды государственного контроля (государственный, производственный, общественный).
В завершении изучения данной темы необходимо иметь представление о функциях государственных органов экологического контроля и ее системе, а также правах и обязанностях субъектов природопользователей.
Решить задачи:
Задача 1
Органами внутренних дел был задержан гражданин Г. при попытке сброса мусора на территории городского лесного массива. В ходе разбирательства выяснилось, что до момента задержания гражданин Г. неоднократно сбрасывал мусор и другие бытовые отходы на территории лесного массива, что привело к засорению и захламлению отдельных его участков.
Административной комиссией муниципалитета на гражданина Г. было наложено административное взыскание с требованием возместить нанесенный лесному массиву ущерб.
Правомерно ли наложено на гражданина Г данный вид наказания?
Определите меру юридической ответственности гражданина Г. за совершенное экологическое правонарушение.
Задача 2
Гражданин Л., отдыхая вместе с семьей в лесу, развел костер и не затушил его перед уходом. В результате этого произошло возгорание леса. Лесному массиву был нанесен непоправимый ущерб. Было возбуждено уголовное дело, и суд признал гражданина Л. виновным в совершении экологического преступления.
Правомерно ли гражданин Г. было привлечен к данному виду наказания?
Определите меру юридической (уголовной) ответственности гражданина Л. за совершенное экологическое правонарушение.
Задача 3
Гражданин 3. был задержан работниками органов внутренних дел при проверке его личного автотранспорта. Выяснилось, что гражданин 3. занимался незаконной охотой (не имел соответствующего разрешения), причем делал это на территории заповедника и отдавал себе отчет в противоправности деяния.
Было возбуждено уголовное дело, и суд признал гражданина 3. виновным в совершении экологического преступления.
Определите меру юридической (уголовной) ответственности гражданина3. за совершенное экологическое правонарушение.
Задача 4
Гражданин Б. занимался незаконной добычей рыбы в местах ее нереста, причем использовал для этого взрывчатые вещества. В момент совершения правонарушения он был задержан сотрудниками органов рыбоохраны.
По факту данного правонарушения прокуратурой района в отношении гражданина Б. было возбуждено уголовное дело. Суд признал его виновным в совершении экологического преступления.
Определите меру юридической (уголовной) ответственности гражданина Б. за совершенное экологическое правонарушение.
Задача 5
Гражданин Умаров, имея разрешение на любительскую охоту (разовую лицензию), в ходе ее проведения грубо нарушил условия лицензии. Это выразилось в превышении разрешенной нормы отстрела пушных зверей, что было зафиксировано в протоколе задержания гражданина Умарова органами внутренних дел.