Экологическое отношение к природе
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
План:
1).Актуальность проблемы
2).Система экологического образования
3).Естественно-научные идеи современного естествознния
4).Педагогические идеи
1.Почему так важно воспитывать людей,которые смогли бы ответственно относиться к природе и гармонично жить с ней?Как вы считаете,экологический кризис как-то влияет на жизнь людей?
Как вы думаете,почему мы пришли к такой неблагоприятной ситуации в природе,которая наблюдается сейчас?(Из-за нерационального использования природных ресурсов;воды,газа и т.д,из-за интенсивного развития промышленности,из-за выбросов в атмосферу загрязняющих веществ)Проблемы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека.Деятельность человека-это его внешнее проявление его внутренней экологической культуры.Во многих странах с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека.Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ,в водоемы поступает миллион тонн неочищенных сточных вод,содержащих большое количество ядовитых веществ,к которым организм человека не успел приспособиться.Эти вещества не включаются в круговорот,а следовательно не перерабатываются,а накапливаются и загрязняют природу,а в результате нарушается качество условий среды(воды,воздуха,эемли).Это приводит к возникновению ранее неизвестных заболеваний:генетических,аллергических,эндокринных и других.В 90-х годах 20 века в Казахстане проводилось обследование населения и выяснилось,что в непосредственной близости от ядерных испытаний,заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще,а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития.В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире.В стране воспитано поколение,заботящееся о природе,понимающее ее самоценность.Давайте поговорим о том,что такое экологическая воспитанность,которую канадцы сумели воспитать в своих детях,которую предстоит прививать нашим детям.
Система экологического образования.
Цель экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста-формирование основ экологической культуры.
Экологическая культура-часть материальной и духовной культуры,являющаяся результатом обобщения исторического опыта отношения человека и природы.
Экологическая культура-важная часть общей культуры человека,проявляющаяся в его духовной жизни,в быту.Это особое качество личности понимать ценность природы,характеризуемое совокупностью знаний по экологии,умений природопользовательской деятельности,гуманистических отношений ко всему живому и к окружающей среде.
Воспитывая ребенка,экологически ориентированного,мы прививаем ему элементы экологической культуры общества,а он приобретает экологическую воспитанность.
Экологическая воспитанность имеет 3 компанента
Экологическое сознание и чувства
Экологическая деятельность и поведение
Экологическое отношение к природе
Экологическое сознание и чувства включают:
-Знание о растениях и животных как живых существах
-Знание о человеке как живом существе
-Знание о разнообразных ценностях природы
-Знание о нормах и правилах взаимодействия в природе(как себя вести)
Экологическая деятельность и поведение
-Познавательная деятельность
-Исследовательская деятельность
-Игровая деятельность
-Речевая деятельность
-Художественно-творческая деятельность
-Трудовая деятельность
Экологически правильное,гуманное отношение к природе
-Осознанное
-Деятельное
-Побуждается гуманным мотивом
Эти компаненты на протяжении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения.
В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства.Например,ребенок гладит котенка и у него появляется чувство любви к нему.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.
А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение,как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.
ЕДИНИЦЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТУПОК РЕБЕНКА В ПРИРОДЕ
Характеристика поступка
-Побуждается гуманным мотивом
-Осознан
-Выражен в положительных действиях(помощь,создание условий)
-Он доставляет ребенку удовольствие
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1)Формирование у ребенка элементов экологического сознания и чувств
2)Формирование у детей навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения
3)Формирование гуманного,зкологически правильного отношения к природе