Экология человека
Человек как биологический вид. Человек является биосоциальным существом и в то же самое время — представителем биологического вида «Человек разумный» (Ното Sapiens), принадлежащего к царству животных, типу хордовых, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду приматов, семейству гоминид. Другие семейства, входящие в отряд приматов, — это понгиды — крупные человекообразные обезьяны (орангутаны, шимпанзе, гориллы) и хилобатиды — малые человекообразные обезьяны (гиббоны).
Характерной чертой, отличающей человека от животного, является, прежде всего, речь, способность к которой определяется развитием мозга, а также артикуляционного аппарата. Речь в свою очередь является средством коммуникации, планирования совместных действий и, что очень важно, концептуального мышления.
Второе важнейшее отличие, связанное с первым, — это наличие крупного, сложного, хорошо развитого мозга, в котором увеличено (по сравнению с животными) не только количество нейронов, но главным образом межнейронных связей, т. е. усложнена организация всего мозга, и прежде всего коры его больших полушарий.
Развитие мозга и руки дало возможность применять орудия труда. В свою очередь все эти изменения связаны со способностью к прямохождению и соответствующему изменению скелета и пропорций тела человека.
Онтогенез (от греч. ontos — сущее и genos — происхождение) — индивидуальное развитие особи, включая всю совокупность ее преобразований -от зарождения до конца жизни, или «история индивидуальной жизни». Термин введен Э. Геккелем (1866). Эмбриогенез (от греч. етbryon - зародыш и genos — происхождение) — ранний период развития особи.
Появление человека в биосфере было предопределено около 4,0 млн лет назад, Встречаются оценки от 4 до 8 млн лет, в частности, по расчетам С. П. Капицы, это произошло 4,5 млн лет назад, когда произошло отделение эволюционной ветви предков человека. Это, по - видимому, случилось в Африке. Человек же, подобный современному, так называемый «кроманьонский человек», появился в биосфере всего около 40 тыс. лет тому назад. Если представить всю историю жизни на Земле в масштабе суток, то можно сказать, что в природе человек появился всего за несколько секунд до полуночи. За этот краткий срок его биологические свойства не изменились, тогда как его бурная социокультурная эволюция изменила лик Земли, в итоге поставив природу под угрозу уничтожения.
Несмотря на свои уникальные свойства (разум, членораздельную речь, трудовую деятельность, социальное поведение и др.), человек не лишился биологической сущности и все законы экологии для него справедливы полностью, как и для любого другого живого организма.
Современный человек расширил границы местообитания, расселился во всех широтах, освоил глубины океана и космическое пространство.
Выход человека из-под контроля среды начался примерно 10 тыс. лет назад, когда впервые появились признаки сельского хозяйства. Именно тогда люди перестали зависеть от ресурсной кормовой базы, и начался постепенный рост их численности, больший, чем предусмотрено законами биосферы.
В XIX—XX вв. проявились признаки нового мирового демографического перехода — демографического взрыва. В 1960—1965 гг. человечество насчитывало 3,5 млрд человек, а к концу века эта цифра почти удвоилась, достигнув 6 млрд. (По расчетам специализированных организаций ООН это произошло в октябре 1999 г.). По прогнозам в 2007 г. нашей эры население планеты будет насчитывать 7 млрд человек.
Очевидно, что биосфера как единая биологическая система обладает соответствующей емкостью и при своих природных ресурсах способна прокормить лишь ограниченное количество людей. При этом численность народонаселения, которое биосфера может прокормить, зависит и от уровня потребления людей. Обычно считают, что уровень жизни человека определяется численностью населения страны, валовым национальным продуктом (экономическим развитием страны), а также экологическим сознанием, воспитанием и культурой, т. е. характером потребностей человека. Поэтому воздействовать на будущее нашего вида в биосфере возможно, не только влияя на численность народонаселения, но и изменяя сознание человечества и каждого человека в отдельности так, чтобы люди не стремились превысить некоторый разумный уровень