Социоэкоситемы Окружающая природная среда Проблемы
Экономика Хозяйственная деятельность человека Медико-социальные
Финансы Промышленность; город, агломерации Экономические
Ресурсы
Право
Администрирование Сельское и лесное хозяйство; село, фермер Финансовые
Образование Транспорт Духовно-эстетические
Культура Предприятие Ресурсные
Жилище Выживание человека
Человек
Методы экологического контроля (способы)
По уровню Глобальный Прямой
Региональный Косвенный
Локальный Комбинированный
По действию Прямой
Дистанционный – лидары Экспертный
Комбинированный Биоиндикационный
Система управления экологической безопасностью
Экологическая безопасность— это достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей природной среды и человека, когда уровень нагрузки на среду не превышает способности к ее восстановлению, т. е. саморегуляции(это достижение комфортных условий хозяйственной деятельности человека в комфортной среде обитания).
Выделяются несколько аспектов проблемы, связанные с последствиями загрязнений окружающей среды:
1. Медико-социальный— воздействие изменяющейся среды на здоровье человека.
2. Экономический — влияние загрязнений среды на общественное производство и его конечные результаты.
3. Экологический— воздействие производственной деятельности на протекание естественных природных процессов.
4. Духовно-эстетический— влияние изменяющейся среды на духовное и эстетическое состояние людей.
Контроль за состоянием окружающей среды — одна из важнейших функций природоохранного законодательства.
Задания для самоконтроля:
1.Что такое экологический контроль, его виды и формы?
2. Что такое экологическая безопасность?
3. Перечислите цели и задачи экологического мониторинга.
4. Дайте характеристику мониторингу как системе контроля окружающей природной среды.
5. Какова государственная система экологического мониторинга России?
6. Что является средствами мониторинга?
7. Что такое экологический риск?
8. Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?
9. Каким образом возмещается вред природной среде и здоровью человека?
Литература:
- Арустамов Э.А., И.В. Экологические основы природопользования: Учебник/Рук.авт. колл.Э.А. Арутамов. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 320 с.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В.: Экология. 10 (11) класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2004. - 256 с.: ил.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т.: Экология: учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: «Школа-Пресс», 1996. - 464 с.: ил.
- Радкевич В.А.: Экология: учебник. Минск, «Вышэйшая школа», 1997.
- Трушина Т.П. Экологические основы природопользования.-Ростов н/Д: «Феникс», , 2001. – 384 с
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА:
1. Работа с учебной литературой.
2. Подготовка сообщений по теме.
3. Проведение сравнительного анализа по табличным данным.
4. Составления таблиц по учебной литературе.
5. Выполнение интегрированных аналитических работ.