Организация системы экологического менеджмента на предприятии по ИСО 14000

Для реализации принципов концепции УР необходим переход к качественно новому способу управлению хоз. деятельностью, позволяющими учесть возможности природной среды и потребностей человека. Производственное экоуправление включает в себя деятельность предприятия, направленную на соблюдение обязательных государственных требований в области ООС и использование природных ресурсов. ЭМ – система управления производственными процессами, направленными на достижение баланса между экологическими и экономическими показателями деятельности предприятия. Цель ЭМ – обеспечит экобезопасность, рентабельность предприятия. ЭМ охватывает следующие сферы деятельности предприятия: 1) Управление ЭБ (Экологическая Безопасность) (мониторинг ОС, планирование ПОМ, контроль по снижению объемов выбросов ЗВ и т.д.); 2) Управление ПР (регулирование процесса выбора сырья, транспортировка и т.д.); 3) Управление использования энергии – поиск способов снижения энергоёмкости предприятия (внедрение энергосберегающих технологий); 4) Управление циклом обращения отходов (учет предотвращения образования отходов, возможность рециклинга (переработка) и т.д.) 5) управление жизненным циклом продукции (контроль на всех стадиях); 6) Экоучет и отчетность – используют для документирования и информирования заинтересованных лиц о деятельности предприятия; 7) оценка экоэффективности ПОМ (помещений) – для обоснования целесообразности действий и определения их рентабельности.

Стандарт ИСО 14000 разбивается на блоки: система управления, экоаудит, экоэтикетки и декларации, оценка показателей ОС, оценка жизненного цикла. ИСО 14000 представляет собой совокупность правил по организации хоз.деят-ти с учетом экофактора и по распределению ответственности за ООС, не устанавливает требований по объемам вредного воздействия на ОС, не носит количественного характера. Эти стандарты позволяют не вступать в противоречие с национальными нормативами.

Использование стандартов позволяет организации: определить экополитику, разработать программы экооздоровления предприятия, сформулировать СЭМ; сертифицировать СЭМ на соответствие ИСО 14000.

СЭМ – определенно организованная структура, обеспечивающая деятельность по планированию, созданию, внедрению, распределению ответственности, оценке эффективности и совершенствованию экополитики предприятия. СЭМ является составной частью системы управления на предприятии. Система процесса по созданию и внедрению СЭМ: экополитика – планирование – внедрение и функционирование – измерение и проверка – анализ со стороны руководства – при постоянном улучшении. Для внедрения СЭМ на предприятии необходимо: 1) провести оценку исходной ситуации на предприятии, анализ текущей хоз.деятельности и состояния ООС ( Оценка соблюдения законодательства в области ОС, выявление аспектов деятельности, оказывающих негативное влияние на ОС, оценка экологичности продукции на всех стадиях ЖЦП, анализ сырьевых и энергетич. ресурсов, оценка вероятности аварий и анализ планов по их ликвидации и т.д.); 2) выработать экополитику ( должна стремиться к соответствию нормативам и постоянному улучшению СЭМ); 3) выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на ОС ( должно постоянно отслеживать и отражать все изменения действующего эко законодательства); 4) выработать эко цели и задачи ( должны содержать количественные данные, основываться на экополитике, определяться для каждой области деятельности); 5) выработать программу управления ОС ( должна определять систему ответственности, средства и сроки для достижения задач); 6) Определить соответствующую систему ответственности ( для этого должны быть выделены достаточные человеческие, технические и финансовые ресурсы): 7) Выполнять требования по обучению персонала; 8) выполнять мониторинг своей деятельности (должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия требованиям); 9) Проводить периодический аудит СЭМ (с целью выяснения соответсвия критериям, установленным предприятием и стандартам ИСО); 10) руководство предприятия должны периодически рассматривать работу СЭМ (с позиции её адекватности и эффективности). Т.о., основные аспекты для внедрения СЭМ на предприятии: - определение ЭП и формулирование требований к СЭМ; - разработка программы реализации ЭП; - осуществление мониторинга, контроля и аудита СЭМ с целью постоянного улучшения.

21. Экологическая документация предприятия. Приоритетные формы государственной статистической отчетности по ООС на предприятии.

Система документирования – неотъемлемый элемент ЭУ на предприятии. Контроль правильного ведения эко учета позволяет уменьшить загрязнение ОС. Все предприятия, использующие ПР и загрязняющие ОС, должны заполнять следующие документы:

1) план общих помещений (ежегодно);

2) Пакет финансовых документов:

- расчет платежей за ожидаемый выброс в атмосферу ( на будущий год);

- расчет платежей по фактическому выбросу ( за прошлый год);

- расчет за выбросы в атмосферу от передвижных источников, за сбросы в водные объекты, за временное хранение отходов.

3) Совокупность отчетов по загрязнению атмосферы:

- инвентаризация источников загрязнения атмосферы ( раз в 5 лет);

- проект ПДВ ( раз в 5 лет);

- график контроля выбросов на соответствие проекта ПДВ ( ежегодно);

- график контроля аварийных выбросов на границе СЗЗ ( ежегодно);

- форма №2-ТП ( воздух) для предприятий, имеющих валовый выброс больше 30 т/год или выбрасываемых опасные ЗВ (ежегодно).

4) Отчеты по загрязнению водных водных объектов:

- проекты ПДС ( спец. водопользователей раз в 5 лет);

- график контроля ст.вод ( ежегодно);

- форма №2- ТП ( вода) ( спец. водопользователям – ежегодно)

5) отчетность по работе с отходами:

- планировка мест временного размещения отходов с реализов. Проектом временного проекта ( ежегодно);

- сведения об образовании отходов ( ежегодно);

- ПНООЛР (Проект Нормативов Образования Отходов и Лимитов на их Размещение) ( раз в 5 лет);

- договоры, акты сдачи отходов, талоны сдачи отходов на полигон;

- форма №2 – ТП (отходы) ( ежегодно).

Также сдаются формы № 4 –ОС (сведения о текущих затратах на ООС и экологических платежах).

Отчет №2-ТП (воздух) составляют предприятия, имеющие стационарные источники выбросов ЗВ, независимо от того оборудованы они пылегазоулавливающими установками или нет. Учету подлежат все ЗВ, содержащиеся в отходящих газах от стац. Источников, включая те, которые поступают в атмосферу в результате неполного улавливания и утечек из-за не герметичности оборудования. От передвижных источников включаются выбросы, которые осуществляются на территории предприятия, они учитываются как стационарные неорганизованные источники. Количество ЗВ за отчетный период по ингредиентам указывают по результатам инструментальных замеров и расчетов.

При заполнении форм №2 – ТП соблюдаются требования: - в каждой заполняемой строке все графы должны содержать число или прочерк; - данные выбросов ЗВ приводятся в т/год с тремя знаками после запятой; - если масса выброса < 0,001 т/год, то она не указывается.

Нарушение порядка представления статистической информации, либо предоставление недостоверной влечет административную ответственность (№195 – ФЗ) от 30.12.2001 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016), а также по статье «Ответственность за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13.05.92 № 2761 -1 (ред. 30.12.2001).

Наши рекомендации