Часть 1. связь экологии, этики и экологической
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра геоэкологии и природопользования
И. А. Ильиных
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ЭТИКА
Учебное пособие
Горно-Алтайск, 2009
Печатается по решению методического совета Горно-Алтайского госуниверситета
ББК – 20.1+87.75
Авторский знак – И 46
Ильиных И.А. Экологическая этика : учебное пособие. – Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2009. – 434 с.
Рецензенты:
Важов В. М., доктор сельскохозяйственных наук, профессор Бийского государственного педагогического университета им. В.М. Шукшина, академик РАЕН.
Мананкова Т. И., кандидат географических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета.
Пособие включает в себя учебные материалы по дисциплине «Экологическая этика» для студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Природопользование». Представляет собой органически связанное с учебно- методическим комплексом по экологической этике учебное пособие, которое построено таким образом, чтобы у студентов могло сформироваться собственное отношение к изучаемым темам, благодаря большому количеству оригинальных текстов, вопросов для размышления и практическим работам.
Для студентов и аспирантов. Может быть полезно в качестве источника информации для всех, кого беспокоят нравственные проблемы взаимодействия человека с миром в целом и миром природы в частности.
© Ильиных И.А., 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………............ 8
Часть 1. Связь экологии, этики и экологической этики…………………. 10
Занятие 1. Введение в экологическую этику………………………………….. 10
Практическая работа……………………………………………………………. 10
Информация для размышления………………………………………………… 11
Гусейнов А.А. Этика………………………………………….. ………………… 11
Гусейнов А.А. Размышления о прикладной этике……………………………. 25
Ильиных И.А. Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром …………… 33
Мантатов В.В. Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности…………………………………………………………………………………... 36
Вопросы для размышления………………………………………….…………... 44
Занятие 2. Идеал экологической этики………………….…………………… 44
Информация для размышления…………………………………….…………… 45
Ильенков Э.В. Идеал…………………………………………………………….. 45
Идеал……………………………………………………………….……………… 47
Афоризмы об идеалах…………………………………………………………… 47
Брюсов В. Идеал…………………………………………………………………. 49
Апресян Р. Высшее благо. Добро и благо. Идеал…………………….………... 50
Ильиных И.А. Идеальный образ отношений «человек- природа»…………………………………………………………………………………. 60
Практическая работа……………………………………………….......…………. 64
Вопросы для размышления…………………………………………………….... 64
Занятие 3. Добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы…………………………………….……………………………………………. 65
Информация для размышления……………………………….………………… 65
Добро и зло……………………………………………………………………….. 65
Место добра и зла в категориях этики………………………………………….. 67
Практическая работа………………………………………………………….….. 77
Вопросы для размышления……………………………………………………..... 77
Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики………………………………………………………………….. 78
Занятие 4. Системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса……………………………………………………………………………………78
Практическая работа…………………………………………………………….. 78
Информация для размышления…………………….……………………………78
Лайтман М. Кризис и его решение…………………………………………... ..78
Психологические кризисы…………………………..…………………………... 85
Сухонос С.И. Кризис западного мировоззрения: человечество без будущего…………………………………………………………………………………. 90
Вопросы для размышления………………………………………………..…... 98
Занятие 5. История развития и основные направления экологической этики……………………………………………………………………………………. 99
Практическая работа…………………………………………………………... 99
Информация для размышления……………………………………………….. 99
Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику (отрывок)…………………….... 99
Вопросы для размышления………………………………………………...…... 117
Занятие 6. Экологическая этика в философских учениях различных эпох……………………………………………. ………………………………………….118
Практическая работа……………………………………………………...…….. 118
Информация для размышления…………………………………………….…… 118
Павлова Т.Н. Исторический характер этики и биоэтики……………………… 118
Вопросы для размышления……………………………………………….……... 131
Занятие 7 . Экологическая этика в религиозных воззрениях…………….… 131
Практическая работа…………………………………………………………….. 132
Информация для размышления………………………………………….……… 132
Павлова Т.Н. Религии и животные………………………………………….…... 132
Содоноков Н.А. Язычество (отрывок)………………………………………….. 145
Коротенко В., Домашов И., Постнова Е., Кириленко А. Экологическая этика или разговор об истоках………… …………………………………………………………… 146
Вопросы для размышления………………………….…………………………... 151
Часть 3. На пути к новому типу отношений «человек-природа»……... …151
Занятие 8. Физическое и духовное единство мироздания……………….…. 151
Практическая работа……………………………………………………………... 151
Информация для размышления…………………………………………….…… 151
Ильиных И.А. Идея единства мира как основа экологического мировоззрения……………………………………………………………………………. 151
Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот (отрывок)………………………………………………………………………………….. 156
Стрельцова Л.В. Закон единства всего сущего (отрывок)…………………….. 162
Философия всеединства Вл. Соловьева. Учение о Софии…………………….. 164
Томилин К.А. Вокруг трепещет пульс вселенной: А.Л.Чижевский (конспект)…………………………………………………………………………………. 167
Вопросы для размышления……………………….……………………………... 175
Занятие 9. Устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием……………………………………………………………………………. 176
Практическая работа……………………………………………………………. 176
Информация для размышления……………………………………….………… 176
Душа……………………………………………………………………………… 176
Рамачарака Основы миросозерцания индийских йогов………………………. 178
Лоргус А. Православная антропология (отрывок)…………………………….. 186
Будза А. Арт-терапия: йога внутреннего художника (отрывок)……………………………………..…………………………………………… 196
Шри Ауробиндо Человек……………………………………………….……….. 199
Вопросы для размышления………………………………….…………………... 200
Занятие 10. Сознание человека и других существ…………………………... 200
Практическая работа………………………………………………………….….. 200
Информация для размышления…………………………………………….…… 201
Смысловое наполнение слова сознание………………………………………... 201
Понятие сознания в психологии………………………………………………... 201
Сознание с точки зрения физики……………………………………………….. 201
Сознание………………………………………………………………………….. 202
Ильиных И.А. Сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность………………………………………………………………….. 204
Лермонтов В. Сила поющего сердца. Сокровенные истории (отрывок)………………………………………………………………………………….. 209
Белимов Г.С. Сознание в живой природе и экологическая этика………………………………………………………………………………………. 213
Ришар М. Францизск Ассизский и волк………………………………….…….. 215
Проявление сознания в растениях………………………………………….…… 215
Немецкие ученые исследуют память и сознание растений…………………… 219
Пушкин В.Н. Цветок отзовись!............................................................................. 222
Андреев Д. Роза мира (отрывок)………………………………………………... 228
Вопросы для размышления……………………………….……………………... 235
Занятие 11. Ощущения и чувства………………………………………….…. 235
Информация для размышления………………………………………….……… 235
Теплов Б.М. Психология ощущений (отрывок)………………………….…….. 235
Чувство-чувства-общее чувство………………………………………………… 241
Ильиных И.А. Ощущения и чувства……………………………………………. 243
Меркулов А. Органы чувств в растительном царстве………………………… 248
Практическая работа…………………………………………………………….. 252
Вопросы для размышления……………………………………………………... 252
Занятие 12. Высшие чувства и состояния сознания………………….……. 252
Информация для размышления………………………………………….……… 253
Любовь……………………………………………………………………………. 253
Кэрролл Ли Четыре признака чистой люби……………………………………. 264
Лосский Н.О. Условия абсолюного добра. (отрывок)…………………….…… 265
Чопра Д. Путь волшебника (отрывок)………………………………………….. 279
Ошо Синь-синь-мин: книга ни о чем (отрывок)……………………………….. 284
Рамта Белая книга (отрывок)…………………………………………………… 288
Бердяев Н. Самопознание (отрывок)…………………………….……………… 294
Салара Как жить большой жизнью на маленокой планете: путеводитель по незримому(отрывок)…………………………………………………………………….. 294
Ильиных И.А. Эстетический аспект экологической этики…………………… 295
Хаям О. Сад истин (отрывок)………………………………… ………………… 299
Практическая работа…………………………………………………………….. 302
Вопросы для размышления…………………………………………….………... 302
Занятие 13. Эволюция экологического сознания……………………………. 302
Информация для размышления……………………………………….………… 303
Ильиных И.А. Сущность и типы экологического сознания…………………... 303
Павлова Т.Н. История возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение к природе………………………………………………… 305
Дерябо С.Д. Экологическое сознание………………………………………….. 308
Карпенко Е.И. Сущность и тенденции современного экофеминизма………………………………………………………………………………319
Вопросы для размышления……………………………………………………... 325
Занятие 14. Самостоятельная ценность природы. Природоохранная этика…………………………………. …………………………………………………………… 325
Информация для размышления………………………………………………… 326
Ильиных И.А. Основания абсолютной ценности природы………………….. 326
Борейко В. Внутренняя и идеальные ценности дикой природы………………………………………………………………………………….. 328
Борейко В. Дикая природа: любите или не приближайтесь…………………... 331
Кэлликотт Б. Природоохранные ценности и этика…………………………….. 355
Вопросы для размышления……………………………………………….……... 380
Занятие 15. На пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству………………………………………………………………………… 381
Информация для размышления…………………….…………………………… 381
Ильиных И.А. На пути к новому экологическому мировоззрению…………………………………………………………………………… 381
Совет живых существ…………………………………………………………… 384
Леопольд О. Календарь песчаного графства (конспект)……………………… 388
Ильиных И.А. Связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я – это ты»…………………………………………………………..… 392
Лесков Л.В. Этика ноосферной трансформации…………………….…………. 397
Алтфилд Р. Этика экологической ответственности…………………….……… 404
Капра Ф. Паутина жизни (отрывок)…………………………………………….. 409
Формэн Д. Ставлю землю на первое место…………………………………….. 417
Марков Ю.Г. Экологическая культура и образование………………………… 422
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации………………………………………………………….... 431
Вопросы для размышления……………………………………………………... 433
ПРЕДИСЛОВИЕ
Этика – практическая философия. Философия – (любовь к мудрости) особая фФорма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Необходимость философского познания мира диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Экологическая этика – новая сфера человеческой активности, основанной на новом мировоззрении, появившемся в результате открытия новых знаний и нового отношения человека к миру, или другими словами, экологическая этика – это действия человека по отношению к природе в частности и окружающему миру в целом, основанием которых является мудрость.
Долгое время человеческая цивилизация смотрела на мир природы с точки зрения его использования для удовлетворения многочисленных потребностей человека, причем осуществлявшихся очень часто в ущерб природе. Издержки такого мировоззрения мы сейчас имеем в виде различных кризисов (экологического, демографического, психологического и т.п.), чтобы выйти из системы кризисов необходимо изменить экологическое мировоззрение общества и каждого отдельного человека.
В рамках старого мировоззрения природа – это бездушное не обладающее сознанием и не способное вступать с человеком ни в какие отношения существо. Человек даже и не задумывается о дереве, травинке, камне – он просто их использует. А между тем природа живет своей внутренней жизнью, она способна вступать с человеком в отношения и реагировать на проявления чувств, эмоций, переживаний. Сегодня существует необходимость открыться миру природы, начать учиться чувствовать ее, учиться гармонично взаимодействовать с ней, если уж не для нее, так для человека самого, для продления дней Homo sapiens на Земле. Выхода иного нет. Или мы вливаемся в жизнь природы и стараемся жить в гармонии с ней или человечество перестает существовать, третьего не дано.
Курс «экологическая этика» был введен в качестве учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности «природопользование». Целью курса является пробуждение сознания человека для взаимодействия с миром природы как с миром живых существ, обладающих сознанием, способных чувствовать других существ и человека и вступать в отношения с другими существами и человеком.
Предлагаемая Вашему вниманию книга представляет собой материал для организации практических работ и семинарских занятий. Поэтому данное учебное пособие выстроено таким образом, чтобы помочь студентам осуществлять следующие задачи: проанализировать сущность этических идей Востока, Запада, России; выявить взаимосвязи этики и экологии; осуществить поиск новых идеалов в отношениях с природой и поиск возможности для их реализации; осознать абсолютную
самоценность природы; осмыслить научные, философские, религиозные знания, необходимые для формирования экологического мировоззрения; понять необходимость трансформирования «Эго-Я» в трансперсональное «Эко-Я».
Учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть является вводной и помогает студентам понять связь экологии, этики и экологической этики; вторая часть помогает раскрыть предпосылки возникновения и проследить историю развития идей экологической этики; третья часть создает основания для того, чтобы понять необходимость выстраивания новых отношений человека и природы, развить новое экологическое мировоззрение, обнажить ту часть сознания человека, которая будет помогать по-новому воспринимать мир в целом, и мир природы в частности.
Каждое занятие содержит практическую работу, вопросы для размышления и информацию для размышления, которые помогают создать основания для собственной индивидуальной экологоэтической позиции по предложенной теме.
Данное учебное пособие оргнически связано с учебно-методическим комплексом по экологической этике, изданным РИО ГАГУ в 2008 году.
Учебно-методический комплекс включает в себя: квалификационную характеристику и компетенции выпускника по специальности «Эколог-природопользователь»; рабочую программу дисциплины с технологической картой; тематику лекционного курса; методические указания к выполнению практических работ, вопросы к семинарам по трём темам; глоссарий; рекомендуемую литературу (основную и дополнительную); методические указания по самостоятельной работе студентов; темы рефератов и курсовых работ; контрольные вопросы, выносимые на зачёт; контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой системе оценки знаний.
Основной трудностью курса «экологическая этика» является внутренняя душевная переработка информации в согласии с собственной совестью – общение с совестью всегда очень болезненный процесс – в результате чего должно произойти изменение сознания и мировоззрения обучающегося, что может вступать в конфликт с доминирующим мировоззрением общества на первых этапах, когда нет четкой внутренней уверенности в правильности экологоэтических знаний и установок.
Изменение сознания и мировоззрения – процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека, но важно какой вектор оно берет вначале жизненного пути, поэтому студенческие годы – время для закладывания осмысленных ориентиров, поэтому экологическая этика активно участвует в этом процессе и помогает создавать основы нового экологического мировоззрения. Экологическую этику можно назвать лабораторией по трансформации мировоззрения, где каждый размышляющий изменяя свое мировоззрение и сознание изменяет сознание и мировоззрение общества и таким образом меняет мир.
Автор-составитель
ЧАСТЬ 1. СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ, ЭТИКИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭТИКИ
ЗАНЯТИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ЭТИКУ
Цель работы - очертить границы, в которых существует экологическая этика; определить задачи, которые она призвана решать; рассмотреть средства и методы, благодаря которым осуществляется решение экологоэтических задач.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Чтобы представить область знания, которую называют экологической этикой, необходимо определить понятия экология и этика.
Какие ассоциации возникают у Вас при упоминании этих слов?
экология
этика
экологическая этика
Таким образом, экологическая этика это………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Для чего необходима экологическая этика, как сфера знания и деятельности, и необходима ли она вообще?
Задание 2. Расшифруйте понятия экологической этики:
Пространство экологической этики………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Объекты изучения экологической этики………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Методы экологической этики………………………………………………………
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Средства экологической этики……………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Экологическая этика как наука…………………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Экологическая этика как мировоззрение………………………………………….
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..
Экологическая этика как метод познания окружающего мира…………………..
………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………..