Платежи за природные ресурсы
Отношения по плате за отдельные природные ресурсы регулируются преимущественно соответствующими природноресурсными законодательными актами.
1. Плата за землю(ст. 47 Земельного кодекса РСФСР).
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населённых пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Система платежей за землю:
1. Земельный налог.
2. Арендная плата.
3. Нормативная цена земли.
4. Кадастровая цена земли.
Ø Земельный налог.
*Основанием для установленияземельного налогаявляется документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
*Устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год.
*Размер налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности на земле.
*Ставки земельного налога могут быть пересмотрены при изменении условий хозяйствования, не зависящих от пользователей.
* Размер налога зависит от местоположения участка и качества земли.
* Распределение земельного налога между уровнями бюджета: федеральный бюджет – 30%, областной бюджет – 20%, местный бюджет – 50%..
Плательщиками налога являются все граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, включая иностранные, переводящие в свою собственность, владение, пользование землю (кроме аренды).
Объектами налогообложения являются:
· Земли сельскохозяйственного назначения
· Земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей
· Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики
· Земли лесного фонда
· Земли водного фонда
· Земли городов и других населенных пунктов
Для земельных участков разных направлений использования применяются разные ставки налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим земельным участкам.
Формула для расчета земельного налога:
n
ЗН= S (S i *C i *K i ), где
i = 1
S i -площадь земельного участка i-го направления, га
C i -ставка земельного налога за единицу площади i-го направления, руб.
K i -поправочный коэффициент к ставке земельного налога (обычно удорожающий)
n -количество участков земли различного направления
Ø Арендная плата
· Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду.
· Размер, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором.
· Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.
· При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
· За несвоевременную уплату арендной платы за государственные земли начисляется пеня в размере 0.1% за каждый день просрочки, если более высокий размер не установлен договором аренды.
· Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения не должна превышать сумму земельного налога на арендуемые участки.
· Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда кроме земли в аренду переданы строения, сооружения или другие ресурсы.
Ø Нормативная цена земли
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчётный срок окупаемости. Введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при:
· передаче земли в собственность
· установлении коллективно-долевой собственности на землю
· передаче по наследству, дарении
· получении банковского кредита под залог земельного участка
Расчет нормативной цены земли
(цены единицы площади земельного участка):
Нижний предел равен 200-кратной ставке земельного налога на единицу площади земельного участка (при этом не учитываются льготы по земельному налогу, увеличение за превышение норм отвода земель). Верхний предел составляет 75% от рыночной стоимости земли. Местные власти могут вводить поправочный коэффициент к нормативной цене земли, который ее повышает или понижает, но не более чем на 25%.
Если земли выставляются на аукционе, то ее первоначальная цена будет равна 75% от рыночной стоимости земли.
Ø Кадастровая цена земли
В целях подготовки перехода на рентную основу определения налогооблагаемой базы Правительство Свердловской области и органы самоуправления проводят кадастровую оценку земель различного целевого назначения и использования. Основой оценки являются рыночные цены на земельные участки, природные характеристики качества земель, доходность, затраты и другие в зависимости от специфики использования земель.
2. Плата за лесные ресурсы(гл. 13 Лесного кодекса РФ).
Система платежей за пользование лесным фондом:
1. лесные подати;
2. арендная плата.
Ø Лесные подати (таксы).
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования:
- заготовку древесины, отпускаемую на корню;
- промышленную заготовку живицы, второстепенных лесных материалов; сенокошение, пастьбу скота; промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек; заготовку новогодних елей;
- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.
Лесопользователи вносят лесные подати в форме разовых и(или) регулярных платежей в течение всего срока действия права пользования лесным фондом. С 1991г. действуют специальные прейскуранты лесных податей.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования – за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Ставки дифференцируются в зависимости от ценности эксплуатируемых лесных ресурсов. Например, ставки (таксы) за древесину, отпускаемую на корню, исчисляются с учетом следующих факторов: лесотаксового пояса, запасов древесины на 1 га, удаленности лесосек от пунктов потребления, вида и размера древесины, её технических качеств. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ.
Формы внесения лесных податей:
- денежные платежи;
- платежи в натуральной форме (предоставление продукции);
- выполнение работ или предоставление услуг.
Ø Арендная плата.
При аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Распределяются платежи за лесные ресурсы между уровнями бюджета следующим образом: 40% - федеральный бюджет; 60% - бюджеты субъектов РФ.
Лесным кодексом РФ (ст.107) закреплены некоторые льготы по платежам за лесные ресурсы. От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождается широкий круг лиц-лесопользователей, включая: участников Великой Отечественной войны; инвалидов 1 и 2 групп; пенсионеров, проживающих в сельскохозяйственной местности; лиц, пострадавших от стихийных бедствий; вынужденных переселенцев; крестьянские (фермерские) хозяйства; представителей коренных малочисленных народов.
3. Плата за водные объекты(гл.12 Водного кодекса РФ).
Платность водопользования является основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов.
Система платежей за водные объекты:
1. плата за пользование водными объектами (водный налог);
2. плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Ø Плата за пользование водными объектами (водный налог).
Водный налог платится при:
- заборе воды из водных объектов;
- удовлетворении потребности гидроэнергетики в воде;
- сплаве древесины без применения судовой тяги (в плотах и кошелях);
- использовании акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых (включая торф, сапропель, лечебные грязи), организованной рекреации, размещении плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, проведении буровых, строительных и иных работ;
- осуществлении сброса сточных вод в водные объекты.
Платежная база в зависимости от цели пользования водными объектами определяется как:
1. объем воды, забранной из водного объекта;
2. объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды (в том числе для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, - количество вырабатываемой электроэнергии);
3. для плательщиков, осуществляющих сплав леса, - объем древесины, сплавляемой без применения судовой тяги;
4. площадь акватории используемых водных объектов;
5. объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы устанавливаются с учетом цели пользования водными объектами и принадлежности водного объекта к бассейну конкретной реки. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в 5 раз.
Ø Платежи, направляемые на восстановление и охрану водных объектов.
Платежи взимаются за:
- изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
- сверхлимитное изъятие воды;
- использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
- сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.
Плата за пользование водными объектами распределяется между бюджетами разных уровней следующим образом: 40% - федеральный бюджет; 60% - бюджеты субъектов РФ. Водный кодекс устанавливает некоторые льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами. В частности, льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, устанавливаются государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для сельского хозяйства.