Изображения предметов и явлений природы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тема 1.3. Материальное оснащение уроков естествознания

Основные понятия и термины по теме:средства обучения, вербальные средства обучения, печатные средства обучения, технические средства обучения (ТСО).

План изучения темы:

1.Понятие о средствах обучения.

2.Вербальные средства обучения.

3.Натуральные средства.

4.Изобразительные средства.

5.Практические средства.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Общая характеристика средств обучения. Их дидактические виды

«Средства обучения – это материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в качестве инструмента их деятельности»[1].

Эффективному использованию средств обучения помогает их классификация:

˗ вербальные – учебники, учебные пособия для учащихся;

˗ натуральные – коллекции, гербарии, живые объекты, препараты;

˗ изображения предметов и явлений природы: плоскостные – таблицы, картины, карты; объемные: модели, муляжи, макеты;

˗ аудиовизуальные: кино- и видеофильмы, слайды, интерактивная доска;

˗ вспомогательные – приборы, лабораторное оборудование ТСО.

Дидактические задачи средств обучения:

1.Должны помогать учителю привлечь внимание и пробудить интерес к изучаемому предмету.

2. Помогают глубоко осмыслить изучаемый материал.

3.Помогают лучшему запоминанию материала.

Вербальные средства обучения

Учебник – средство усвоения основ наук, предназначенный для учеников. Функции учебника:

˗ информирующая – учебник – источник информации;

˗ развивающая – поддержка интеллектуального и личностного развития учащихся;

˗ систематизирующая – обеспечивает строгую последовательность изложения учебного материала;

˗ контролирующая – наличие в учебниках способов и приемов контроля за усвоением программного материала;

˗ мотивирующая – обеспечивает и поддерживает у детей интерес к предмету.

Учебник строится в соответствии с программой. Учебный материал излагается с учетом принципов дидактики: систематичность, наглядность, научность, последовательность, связь с жизнью, сезонность, краеведческий принцип, экологический принцип, практическая направленность материала. Учет возрастных особенностей детей.

Структурные компоненты учебника:

1. Тексты: основные, дополнительные, пояснительные.

2. Внетекстовые компоненты: система вопросов и заданий, аппарат ориентировки, иллюстративный материал.

3. Задания для самостоятельной работы( например наблюдения в природе).

Приемы работы с учебником:

˗ небольшие тексты читать полностью, не разделяя их на части;

˗ большие статьи делят на логические части, читают с последующим обсуждением;

˗ выборочное чтение;

˗ нахождение в тексте ответов на вопросы учебника;

˗ составление плана статьи, чтение определений, описание понятий;

˗ дополнительные тексты задают на дом;

˗ работа с вопросами и заданиями в учебнике;

˗ работа с иллюстрациями.

Натуральные средства обучения

Это: коллекции, гербарии, живые объекты, комнатные растения и т.д.

Дают возможность изучать предмет непосредственно, стимулируют познавательную активность, интерес к предмету, делает процесс обучения эффективным

Учитель разрабатывает инструкцию по работе с объектом:

˗ действия учеников;

˗ последовательность наблюдений;

˗ инструкция по фиксированию материалов наблюдений.

Изображения предметов и явлений природы

Это широкое использование учебных картин, таблиц, карт.Учебные картины: предметные, сезонные, ландшафтные.

Методика работы:

˗ используются на всех этапах урока;

˗ подбор осуществляется исходя из темы урока;

˗ составляется серия вопросов для беседы по картине:

1.рассмотреть изображение в целом;

2.рассмотреть отдельные детали, сопоставить их 3.сделать выводы и обобщения.

Учебные таблицы

Информация передается с помощью цифр, знаков, схем, рисунков, диаграмм. Виды таблиц:

˗ иллюстративные (рисунки с пояснительным текстом);

˗ инструктивные (последовательность лабораторной или практической работы);

˗ графические (диаграммы, графики);

˗ циклические (показывают циклы природы);

˗ смешанные;

˗ цифровые (количественную и качественную сущность природы). Географические карты (знаковые средства обучения).

Знакомство с картой начинается с тем «Горизонт, ориентирование, масштаб, рисунок и план предмета, план местности, географическая карта».

Результаты освоения записываются в таблицу:

Признаки План Карта
Величина изображаемой территории небольшая большая
Масштаб крупный мелкий
Предметы изображаются условными знаками цветом и условными знаками
Направления сторон горизонта показаны стрелкой линиями: горизонтальными и вертикальными

Использование технических средств обучения.

В настоящее время одной из актуальных проблем естественнонаучного образования в начальной школе является его компьютеризация. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое средства обучения?

2. Какое значение имеют средства обучения в учебно-воспитательном процессе?

3. Дайте общую характеристику средствам обучения.

4. Какова классификация средств обучения?

5. Назовите приемы работы с вербальными средствами обучения.

6. Раскройте методику работы с печатными наглядными пособиями.

Задания

1. Разработать фрагмент урока (изучение (объяснение) нового материала) 2 класса на тему «Дикие животные зимой» с использованием печатных средств обучения (таблиц, картин, дидактических карточек) или с использованием информационных технологий.

2. Составить план-конспект урока на тему: «Материки и океаны» (2 класс) с использованием географической карты, глобуса (для этапов закрепления нового материала и повторения опорных знаний).

3. Подготовить задания для учащихся, направленные на формирование у них умений «читать карту», «анализировать карту».

Умения, сформированные у студента после изучения темы

1. Использовать различные средства для организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир».

2. Использовать технические средства обучения в учебном процессе.

3. Анализировать уроки для установления соответствия используемых средств поставленным целям и задачам.

Формы контроля самостоятельной работы:

· Представление докладов со слайдовой презентацией.

· Обсуждение докладов (ответы на вопросы по теме).

· Представление фрагментов составленных уроков с методическими пояснениями.

Наши рекомендации