Биологические методы наблюдений 1 страница
ФГБОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»
Факультет землеустройства и кадастров
Кафедра землеустройства и ландшафтного проектирования
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине Б1.В.ОД.10
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОМОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА»
по направлению 210402 «Землеустройство и кадастры» по программе «Землеустройство», «Ландшафтное проектирование», «Рациональное использование природных и земельных ресурсов»
Воронеж
2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОМОНИТОРИНГА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ.. 3
2. ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.. 3
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. 3
3.1 Общие положения. 3
3.2 Порядок осуществления государственного экологического мониторинга. Создание и использование государственного фонда данных. 3
3.3 Перечень видов информации, включаемой в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга. 3
3.4 Допустимая нагрузка на биосферу и принципы экологического нормирования. 3
3.5 Оценка и прогноз антропогенных изменений состояния экологической среды 3
3.6 Оценка рисков при антропогенно-техногенном воздействии на агросреду 3
3.7 Мониторинг окружающей среды. Классификация мониторинга. 3
3.8 Роль всесторонней оценки окружающей природной среды при взаимодействии общества с природой. 3
4. МОНИТОРИНГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 3
4.1 Фоновый мониторинг. 3
4.2 Мониторинг источника загрязнения («точечный» мониторинг) 3
4.3 Локальный мониторинг. 3
4.4 Региональный мониторинг. 3
5. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ 3
5.1 Теоретические основы экологического мониторинга. 3
5.2 Методы оценки состояния окружающей среды.. 3
5.3 Технические средства получения и обработки информации. 3
5.4 Классификация экологического мониторинга. 3
5.5 Контактные методы наблюдений. 3
5.6 Дистанционные методы наблюдений. 3
6. МОНИТОРИНГ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.. 3
6.1 Влияние сельского хозяйства на окружающую природную среду. 3
6.2 Природоохранная деятельность в агропромышленном комплексе. 3
6.3 Характеристика биотехнологических производств и их влияния на среду 3
6.4 Особенности природоохранной деятельности на предприятиях биотехнологического характера. 3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, существует устойчивое определение, что человечество живет в эпоху трех образных выражений, связанных с буквой «Э»: экология, экономика, энергетика. Экология, как наука и область мировоззрения, привлекает все более и более пристальное внимание общества.
В современных условиях экологию рассматривают как науку и учебную дисциплину, которая призвана изучать тесное взаимоотношение организмов и среды, как в видовом, так и биологическом разнообразии.
Поэтому, для выявления их тесных связей и взаимоотношений, необходимо проводить организацию экологического мониторинга. Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) направлен на сбор необходимых сведений, направленных на проведение наблюдений (слежение) за состоянием окружающей природной среды (биоресурсов, атмосферного воздуха, водных, земельных и лесных ресурсов)
Оптимизация экомониторинга должна проводиться на различных иерархических уровнях, но особое место занимает его организация в системе землепользования (землевладения) и землеустройства (организации территории). Это также связано с экологизацией производства, природопользования и напрямую связано с выявлением социальных, экономических, экологических закономерностей и тенденций. Основной упор необходимо делать через экологизацию направленности научной, производственной и педагогической деятельности. Организация и проведения экологического мониторинга будут способствовать решению проблемы защиты и сохранения окружающей среды и повышению её качества для будущих поколений.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОМОНИТОРИНГА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Слово «экомониторинг» происходит от латинского слова «монитор», что обозначает «тот, который напоминает, предупреждает». Оно пришло в жизнь в конце 60 – начале 70-х годов XX века и употреблялось тогда только в области экологии. Определение понятия экологического мониторинга дано в программе ЮНЕСКО МАБ (Men and Biosphera) «Человек и биосфера» (1968 г.): «Экомониторинг рассматривается как система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза изменения в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека».
В настоящее время термин «экомониторинг» широко используется в разных целях, например, когда речь идет о контроле состояния здоровья, финансов, вооружения (мониторинг здоровья, мониторинг финансов и прочего).
Существует несколько видов классификации мониторинга (экомониторинга), таблица 1.
В данном пособии за основу взята классификация, базирующаяся на территориальном принципе.
В соответствии с этим рассматриваются следующие виды экологического мониторинга:
- глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материков;
- национальный, проводимый на территории одного государства;
- региональный, проводимый на более крупном участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств, например, на внутреннем море и его побережье;
- локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия и т.п.
В дополнение к четырем общепринятым уровням вводится пятый – "точечный" мониторинг источников загрязнения, являющийся по сути импактным локальным, максимально приближенным к источнику поступления в окружающую среду загрязняющих веществ (ЗВ).
Таблица 1 - Классификация систем (подсистем) мониторинга (экомониторинга), по Ю.А. Израэлю
Принцип классификации | Существующие или разрабатываемые системы (подсистемы) мониторинга |
Универсальные системы | глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг; национальный мониторинг (например, в России); межнациональный, «международный» мониторинг (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ) |
Реакция основных составляющих биосферы | геофизический мониторинг; биологический мониторинг; экологический мониторинг (включающий вышеназванные) |
Различные среды | мониторинг загрязнений и изменений в атмосфере, гидросфере, почве, загрязнений биоты. Варианты: мониторинг атмосферы, океана, поверхности суши (с реками и озерами), криосферы |
Факторы и источники воздействия | ингредиентный мониторинг (например, радиоактивных продуктов, шумов и т.д.); мониторинг источников загрязнения |
Острота и глобальность проблемы | мониторинг океана; мониторинг озоносферы; мониторинг генетический; |
Методы наблюдений | мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям; спутниковый (дистанционный) мониторинг |
Системный подход | медико-биологический мониторинг; экологический мониторинг; климатический мониторинг. Варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг |
Примечание. Системы мониторинга – локальный, региональный, глобальный. Базовый (фоновый) и импактный – виды мониторинга. Локальный иногда называют импактным, близким к источникам загрязнения («точечным») мониторингом. |
Особое место занимает фоновый мониторинг, цель которого состоит в получении эталона состояния окружающей среды и ее изменения в условиях возможно минимального антропогенно-техногенного воздействия. Данные фонового мониторинга необходимы для анализа результатов всех видов мониторинга. Фоновый мониторинг проводится, как правило, в рамках глобального или национального, но может быть также организован в рамках локального мониторинга перед разработкой проекта или строительством крупного промышленного, энергетического или иного объекта.
Наиболее универсальным подходом к определению структуры мониторинга антропогенных изменений природной среды является его разделение на блоки: "Наблюдения", "Оценка фактического состояния", "Прогноз состояния", "Оценка прогнозируемого состояния" (рис. 1).
Информационная система (экомониторинг) Управление
Наблюдения |
Оценка фактического состояния cjcjjcc состояния |
Прогноз состояния |
Оценка прогнозируемого состояния |
Регулирование качества среды |
Рисунок 1 - Блок-схема системы мониторинга (экомониторинга)
Блоки, составляющие схему, взаимосвязаны между собой (существуют обратные и прямые связи).
Например, блоки «Наблюдение» и «Прогноз состояния» имеют прямую связь, так как прогноз состояния возможен лишь при наличии достаточно репрезентативной информации о фактическом состоянии.
С одной стороны, разработка прогноза предполагает знание закономерностей изменений состояния природной среды, наличие схемы и возможностей численного расчета, а с другой стороны, направленность прогноза в значительной степени должна определять структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь).
Полученную в результате наблюдений или прогноза информацию оценивают в зависимости от того, в какой сфере деятельности она используется.
Оценка предусматривает определение ущерба от воздействия, выбор оптимальных условий для человеческой деятельности, выявление существующих «экологических резервов». При этом учитывают допустимые нагрузки на окружающую среду.
Организация мониторинга проводится по схеме, приведенной на рис. 2.
Информационная система мониторинга антропогенных изменений является частью системы управления взаимодействием человека с окружающей средой, поскольку информация о реальном состоянии окружающей природной среды и тенденциях ее изменения должна служить основой для разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики. Сравнивая фактическое и прогнозируемое состояния биосферы, уточняют требования к подсистеме наблюдений.
Рисунок 2 - Система экомониторинга и его организация
Мониторинг (экомониторинг) любого уровня |
Определение организаций, проводящих мониторинг (экомониторинг) |
Определение региона (района) проведения мониторинга (экомониторинга) |
Определение головной организации |
Создание сети (станций, пунктов) |
Формирование списка определяемых загрязнителей |
Определение сроков контроля |
Выбор методов контроля |
Мониторинг источников загрязнения (экомониторинг) |
Мониторинг атмосферы (экомониторинг) |
Мониторинг поверхностных вод (экомониторинг) |
Мониторинг морей (экомониторинг) |
Мониторинг подземных вод (экомониторинг) |
Мониторинг почв (экомониторинг) |
Мониторинг биоты (экомониторинг) |
Мониторинг человека (экомониторинг) |
Мониторинг атмосферных осадков (экомониторинг) |
Мониторинг снежного покрова (экомониторинг) |
Мониторинг донных отложений (экомониторинг) |
Биологический мониторинг (экомониторинг) |
Информация |
Банк данных |
Моделирование |
Прогноз состояния биосферы |
Нормирование выбросов |
2. ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Сложными являются проблемы экологического мониторинга на глобальном уровне. Прежде всего, цели такого мониторинга до сих пор недостаточно четко сформулированы. Кроме того, мониторинг на локальном и региональном уровнях, как правило, является внутригосударственной задачей, тогда как глобальный мониторинг – задача всего мирового сообщества. Глобальный мониторинг отвечает интересам человечества.
В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила основные принципы построения глобальной системы мониторинга и рекомендовала организацию станций наблюдения за загрязнением биосферы, а также поставила перед органами ООН (ВОЗ, ФАО, ВМО, ЮНЕСКО и др.) задачи по построению международной системы мониторинга окружающей среды.
На совещании в Найроби (1974 г.) были определены следующие цели глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС):
- организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
- оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияния на климат;
- оценка количества и распределения загрязнителей биосферы, особенно пищевых цепей;
- оценка критических проблем, возникающих в связи с сельским хозяйством;
- оценка реакции наземных экосистем на загрязнение окружающей среды;
- оценка загрязнения океана и его влияния на морские экосистемы;
- создание и усовершенствование системы предупреждения о стихийных бедствиях в международном масштабе.
Конечные цели ГСМОС:
- установление уровней выбросов загрязнителей в определенной среде, их распределения в пространстве и
времени;
- понимание скоростей и величин потоков выбрасываемых загрязнителей и вредных продуктов их превращений;
- обеспечение сравнения пробоотбора и анализов между странами, обмен опытом в организации мониторинга;
- обеспечение информацией в глобальном и региональном масштабе для принятия решений по управлению борьбы с загрязнениями.
В рамках программы ЕМЕП первоначально предлагалось расположить станции в вершинах квадратов сети с шагом 150 км, которой покрывалась бы вся территория Европы, но это оказалось невыполнимым, и станции были расположены вдоль государственных границ, аппроксимированных ломаной линией, на расстояниях существенно более 150 км. На границе СССР было создано 7 станций, а во всей Европе – 70. Промежутки между станциями контролировались самолетами-лабораториями в теплое время года. Из названных 7 станций на территории Российской Федерации станции расположены лишь в Янискоски (Мурманская обл.), в Лесогорске (Ленинградская обл.), в Пинеге (Архангельская обл.), в Пушкинских горах (Псковская обл.).
При проведении глобального мониторинга загрязнители определяются в атмосфере, воде, почве и биоте.
Приняты следующие перечни приоритетных загрязнителей, подлежащих определению в этих средах:
- в воздухе – взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бензпирен, ДДТ и другие пестициды;
- в атмосферных осадках – свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, 3,4-бензпирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы);
- в пресных водах – свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, 3,4-бензпирен, ДДТ и другие пестициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);
- в донных отложениях и почве – те же, что и в пресных водах;
- в биоте – свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, 3,4-бензпирен, ДДТ и другие пестициды.
Одновременно проводятся гидрометеорологические наблюдения, в ходе которых определяют температуру воздуха (и воды), атмосферное давление, направление и силу ветра, вид и количество осадков, характер облачности, влажность, на водоемах – уровень течения, волнение, соленость, ледяной покров.
Частота сбора информации определяется задачами данной станции, ее категорией (видом), а также материально-техническими возможностями.
К 1975 году в ЮНЕП проведено усовершенствование загрязняющих веществ, разработаны рекомендации по формированию списка биосферных заповедников, созданию этих заповедников и размещению в них станций фонового мониторинга, намечены планы развития ГСМОС и разработана стратегия контроля состояния окружающей среды.
В 1979 году в Женеве на Общеевропейском совещании по охране окружающей среды разработана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха за счет переноса поллютантов на большие расстояния, на основе которой принимается и развивается Совместная программа наблюдений и оценки распространения загрязняющих веществ на большие расстояния в Европе (ЕМЕП). В ней участвуют 28 стран, кроме стран Европы, а также США и Канада. Целью ЕМЕП является предоставление правительствам разных стран информации о переносе в атмосфере загрязняющих веществ через границы государств и о вкладе этих веществ в загрязнение окружающей среды этих стран. В программе ЕМЕП содержатся методики отбора проб, их анализа, сбора данных о выбросах загрязняющих веществ, построения математических моделей для оценки трансграничного переноса и проверки их соответствия экспериментальным данным.
В 1981 году в Финляндии подписана Конвенция о трансграничном переносе веществ. К ней присоединились страны Европейского экономического сообщества. Контролю переноса веществ на дальние расстояния в Европе и глобальной системе мониторинга окружающей среды посвящены программы ЕМЕП.
Эффективность глобального мониторинга получила международное признание. Результаты его позволили обнаружить разрушение озонового слоя, определить масштабы трансграничного переноса веществ, выявить угрозу повышения содержания в атмосфере парниковых газов и глобального потепления. За этим последовало принятие ряда международных документов, обеспечивающих ограничение переноса поллютантов на большие расстояния, на основе которых принимается и развивается совместная программа наблюдений и оценки распространения загрязняющих веществ на большие расстояния в Европе. В 1986 году принята Венская конвенция об охране озонового слоя, в 1987-г – Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В 1991, 1994 годах ООН приняты конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, направленные на снижение трансграничного переноса веществ, прежде всего, оксидов серы (Финляндия).
В 1990 году Международный центр охраны природы, работающий в структуре ООН, предложил проект «Глобальный экологический мониторинг» с использованием военных спутниковых технологий. С 1992 года в этом проекте участвуют РФ, США, Украина, Казахстан, Литва, Китай.
Разработана координационная программа ЕЭС по охране окружающей среды, согласно которой в ряде стран в 90-е годы XX столетия выполнялись национальные программы по охране окружающей среды.
Ограничению поступления в атмосферу парниковых газов посвящен Киотский протокол – международный документ, принятый в Японии в 1997 году в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Киотский протокол – это первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночных механизмах регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Предусмотрено сокращение в период 2008-2012 годов совокупного среднего выброса странами, подписавшими протокол, шести типов газов, вызывающих парниковый эффект, на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Страны Восточной Европы и Прибалтики должны сократить выбросы на 8%, Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года. Только мониторинг состояния окружающей среды покажет, насколько будет эффективно это решение. Для вступления его в силу была необходима ратификация его государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55% общемировых выбросов парниковых газов.
В 2004 году Российская Федерация ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступил он в силу в феврале 2005 года. Российские эксперты полагают, что ратификация этого документа не требует специальных усилий, закрытия предприятий или нарушения социальной инфраструктуры и не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
3.1Общие положения
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и использования уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
- регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
- хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
- анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
- обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя следующие подсистемы государственного мониторинга:
- состояния и загрязнения окружающей среды;
- атмосферного воздуха;
- радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
- земель;
- объектов животного мира;
- государственного лесопатологического мониторинга;
- воспроизводства лесов;
- состояния недр;
- водных объектов;
- водных биологических ресурсов;
- внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
- исключительной экономической зоны Российской Федерации;
- континентального шельфа Российской Федерации;
- государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
- охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
- поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
- поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
- оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
- определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
- выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
- направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
- направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
- выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
- оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
- создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
- хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.
Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных включающих в себя:
- информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
- результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;
- данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду.