Приказ министра обороны Российской Федерации 31 страница
Воинская часть обязана получить лицензию на комплексное природопользование в рамках лимитов, условий, требований и других ограничений, указанных в данной лицензии. Сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природных ресурсов, на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов, установленные законодательством Российской Федерации, решениями органов власти субъектов Российской Федерации. В лицензии на комплексное природопользование указываются с учетом требований законодательства о сохранении сведений, составляющих государственную тайну:
— данные о воинской части, получившей лицензию;
— данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием;
— границы территории (земельного участка), предоставляемой для ведения работ, связанных с природопользованием;
— перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;
— перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
— уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов природной среды;
— план природоохранных мероприятий;
— особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;
— сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;
— ответственность за несоблюдение воинской частью требований и условий, содержащихся в данной лицензии.
Воинская часть, обязанная получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий специально уполномоченный государственный орган Российской Федерации в области охраны окружающей среды с письменной заявкой, к которой прилагаются лицензия на право пользования отдельными природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, на размещение отходов и экологический паспорт. Специально уполномоченный орган, получивший все необходимые документы, организует рассмотрение заявки и принимает одно из следующих решений: о выдаче лицензии на комплексное природопользование; об отказе в выдаче лицензии на комплексное природопользование; о проведении экологической экспертизы фактических показателей деятельности воинской части, по результатам которой выдаются требования для уточнения и согласования условий природопользования, включая набор показателей и перечень необходимых органов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.
На основе согласованных условий природопользования специально уполномоченный орган выдает воинской части лицензию на комплексное природопользование. Выдача лицензий на комплексное природопользование для действующих воинских частей осуществляется не позднее чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки.
Вновь создаваемые, передислоцируемые, расформировывающиеся воинские части, в том числе воинские части, создающие новые объекты, связанные с природопользованием, или реконструирующие уже имеющиеся объекты, обязанные получить лицензию на комплексное природопользование, обращаются в соответствующий специально уполномоченный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое (оставляемое) место расположения воинской части или объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах, возможное воздействие на окружающую среду.
На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы специально уполномоченный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных воинских частей, указываются отдельно для периода строительства и для периода эксплуатации.
Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на основании письменного заявления воинской части, поданного не позднее 1 месяца до истечения срока действия лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа.
Лицензия на комплексное природопользование хранится в воинской части. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование.
Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях: ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от воинской части; изменения режима природопользования, профиля деятельности воинской части, смены технологии; изменения действующих нормативов природопользования; истечения срока действия лицензии.
Аннулирование лицензии на комплексное природопользование производится специально уполномоченным органом в случаях: решения воинской части прекратить дальнейшее природопользование; расформирования воинской части; грубых нарушений условий природопользования, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей среды по вине воинской части. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование либо к пересмотру иных документов, дающих право на пользование отдельными природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду.
К воинской части, обязанной получить лицензию на комплексное природопользование, но осуществляющей природопользование без лицензии, органы государственного контроля вправе применять предусмотренные действующим законодательством санкции.
Обеспечение защиты интересов воинской части при предъявлении исков за причинение вреда окружающей среде. Для эффективной защиты интересов воинской части в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в случаях предъявления исков о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями, командиру следует обеспечить проведение мероприятий по защите интересов воинской части в судебных инстанциях совместно с должностными лицами юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также представителями финансовых органов. Комплекс мероприятий по защите интересов воинской части (учреждения) состоит из двух этапов: 1) первый этап включает в себя мероприятия, проводимые командиром воинской части в период от получения копии искового заявления до начала рассмотрения дела в суде; 2) второй этап включает деятельность командира воинской части и (или) его представителей непосредственно в суде (при рассмотрении дела, при подаче апелляционной или кассационной жалобы).
К мероприятиям, проводимым на первом этапе, относятся:
а) исследование данных, на которых истец (специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды) основывает свои требования. При этом следует проверить данные, которые легли в основу расчета суммы причиненного ущерба (исходные данные о загрязнении). Если имеется возможность, необходимо произвести инструментальное обследование загрязненного компонента окружающей среды, отобрать пробы и произвести их анализ. Методы и порядок отбора и анализа проб должны соответствовать требованиям утвержденных ГОСТов, инструкций и методик для конкретного компонента природной среды. Необходимо проверить состав и объем выявленных загрязняющих веществ. Также следует проверить соответствие применяемых нормативов платы и методик характеру вреда, причиненного окружающей среде (если, например, рассчитывается размер платы за загрязнение грунтовых вод, нельзя применять методику и показатели для открытых водоемов, и наоборот). В расчете необходимо проверить правильность применения повышающих коэффициентов, если они установлены действующим законодательством, предельно допустимых показателей загрязненности компонентов природной среды, а также правильность самого расчета (выполнения арифметических действий);
б) подготовка отзыва на исковое заявление. Командир воинской части имеет право направить в арбитражный суд, в котором будет рассматриваться дело, отзыв на исковое заявление. Отзыв представляет собой ответ воинской части на заявленные истцом требования. Каждое возражение на заявление истца должно подтверждаться фактическими данными или ссылками на нормативные правовые акты. Отзыв на исковое заявление должен быть отправлен в судебную инстанцию в срок, обеспечивающий его поступление ко дню рассмотрения дела. Требования к составлению отзыва на исковое заявление изложены в действующем процессуальном законодательстве;
в) оформление полномочий представителя воинской части. Командир воинской части представляет интересы воинской части в арбитражном суде по предъявлении документов, подтверждающих его служебное положение или полномочия. Командир воинской части может доверить ведение дела в арбитражном суде какому-либо иному лицу. Главным критерием при определении лица, которое будет представлять интересы воинской части в суде, являются его знания и компетентность при решении вопросов, указанных в иске. Полномочия представителей (военнослужащих или лиц гражданского персонала) должны быть подтверждены в доверенности, оформленной и заверенной в установленном законом порядке. Выдача представителю доверенности на ведение дела в суде не препятствует личному участию командира. Доверенность оформляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим процессуальным законодательством;
г) сбор доказательств. Эта работа проводится в целях подтверждения проведения плановых мероприятий по охране окружающей среды, соблюдения воинской частью требований природоохранительного законодательства. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, на которых стороны обосновывают свои требования и возражения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Наиболее применяемыми и действенными для данной категории дел являются письменные доказательства. К ним относятся: документация, подтверждающая соблюдение действующих актов, норм и правил в области охраны окружающей среды (акты проверок исправности технического оборудования, документы экологического контроля, выполнение планов мероприятий по охране окружающей среды, финансовые документы о перечислении средств за загрязнение окружающей среды и др.); документы, подтверждающие принятие воинской частью мер по восстановлению состояния окружающей среды (приказы командира на проведение работ, календарный план, докладные документы о выполнении работ, договоры со сторонними организациями о выполнении работ, финансовые документы о затраченных средствах, документы контроля состояния окружающей среды и др.). В случае когда вина воинской части в причинении вреда окружающей среде очевидна, а исковые требования еще не предъявлены (например, поступило предписание от органов охраны окружающей среды об устранении вреда), командиру воинской части следует спланировать работу и принять меры по устранению причиненного вреда за счет имеющихся сил и средств. При проведении восстановительных работ необходимо обеспечить документальное отражение этой деятельности.
Второй этап состоит в непосредственном участии представителей воинской части в рассмотрении дела в суде. В ходе судебного разбирательства командиру воинской части или его представителям необходимо подтвердить каждое свое утверждение, заявление, возражение ссылками на нормы действующего законодательства и предъявить доказательства, собранные ими в ходе первого этапа.
При защите интересов воинской части в судебной инстанции представителю воинской части следует сосредоточиться на рассмотрении следующих вопросов: правомочным ли лицом был подан иск (имеет ли право орган, заявляющий соответствующие требования, предъявлять иски за конкретные правонарушения); подтвержден ли факт совершения экологического правонарушения данной воинской частью (учреждением); установлены ли пределы ответственности (если суд установил, что, помимо воинской части, в причинении вреда виновна другая организация (предприятие), то в каком объеме должна нести ответственность воинская часть); правильно ли определены суммы, подлежащие выплате; в каком виде воинская часть должна возместить причиненный вред; возможно ли возмещение вреда в натуре.
Представителям воинских частей необходимо следить за истечением сроков исковой давности. Если с момента, когда истец (например, орган, выявивший в ходе проведения государственного экологического контроля нарушение природоохранительного законодательства) обнаружил факт совершения экологического правонарушения и причинения тем самым вреда окружающей среде, до момента подачи искового заявления в арбитражный суд прошло более 3 лет, то воинская часть (организация) в ходе судебного заседания (до вынесения судом решения по делу) должна заявить об этом и просить суд применить исковую давность.
Если решение принято не в пользу воинской части и имеются достаточные основания для возражений, то в течение месяца после принятия арбитражным судом решения по делу командир воинской части или его представитель имеет право подать апелляционную жалобу, а в течение месяца со дня вступления решения (постановления) арбитражного суда в законную силу — кассационную жалобу. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию того суда, где рассматривалось дело, кассационная жалоба — в федеральный арбитражный суд военного округа. Содержание апелляционной и кассационной жалоб и действия заявителя (в данном случае — воинской части) при подаче жалоб регламентируются действующим процессуальным законодательством.
Воинская часть сама может являться истцом по делам, связанным с причинением вреда окружающей среде, в случаях: причинения вреда здоровью личного состава вследствие ухудшения качества окружающей среды в районе дислокации воинской части, вызванного экологическими правонарушениями, совершенными другими лицами; вынесения должностными лицами органов государственного экологического контроля неправомерных решений (актов) по результатам проведения проверок в воинской части; выявления объектов, которые при соблюдении эксплуатационных требований к ним, установленных производителем, являются источниками загрязнения (в данном случае ответчиком будет являться производитель), а также в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В арбитражный суд воинской части следует обращаться при возникновении одного из следующих видов споров:
— о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
— о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
— о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
— о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта;
— в других случаях, указанных в действующем законодательстве.
Исковое заявление составляется обязательно в письменной форме в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства с приложением соответствующих документов. Воинская часть как государственное учреждение, финансируемое из государственного бюджета, освобождается от уплаты государственной пошлины при рассмотрении дела в арбитражных судах, если она выступает в качестве истца или ответчика. Исковое заявление подписывается командиром воинской части или его представителем (в последнем случае к комплекту документов, прилагаемых к исковому заявлению, добавляется доверенность на ведение дела в арбитражном суде, выданная командиром, которая заверяется гербовой печатью и направляется в адрес арбитражного суда заказным письмом с уведомлением о вручении). Копии искового заявления направляются ответчикам заказным письмом с уведомлением о вручении.
Порядок действий по оформлению полномочий представителя, сбору доказательств и по ведению дела непосредственно в суде аналогичен тому, который предусмотрен для ситуации «воинская часть — ответчик». Особое внимание при ведении дела в суде следует обратить на подбор аргументов (фактических данных, подтверждающих требования воинской части, и контраргументов (данных, опровергающих позицию ответчика или дающих суду основания для сомнения в правдивости и обоснованности аргументов ответчика, в законности его действий).
Должностное лицо юридической службы (помощник командира по правовой работе) принимает участие: в разработке плана обеспечения экологической безопасности воинской части; в выработке предложений нормативного правового характера для принятия решений по защите вооружения, военной техники и личного состава в условиях неблагоприятной экологической обстановки; в экологическом воспитании личного состава; в защите интересов воинской части в арбитражных судах по вопросам экологической безопасности; в планировании и осуществлении мероприятий по изучению нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы экологической безопасности в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Помощник командира воинской части по правовой работе изучает законность и обоснованность предъявляемых к воинской части претензий и исков в случаях нарушения требований природоохранительного законодательства и защищает интересы воинской части в суде.
Таким образом, проведение в полном объеме мероприятий правовой работы, обеспечивающих экологическую безопасность воинской части, позволяет создать благоприятные эколого-социальные условия осуществления военной деятельности. Правовое содержание экологического обеспечения воинской части представляет собой правовое отношение, включающее субъекты и объекты обеспечения, экологические угрозы и их источники, правовой статус субъектов отношений. Меры экологического обеспечения воинской части входят в систему обеспечения ее деятельности, одним из важнейших элементов которой выступает правовое регулирование. Экологическое обеспечение воинской части в своей совокупности имеет целью создать условия для высокой боевой готовности и боевой способности войск, состояния их защищенности от экологических угроз, связанных с военной деятельностью.
Глава 15. Правовая работа по обеспечению сохранности военного имущества
§ 1. Общая характеристика средств обеспечения сохранности военного имущества
Функционирование военной организации государства предполагает использование значительного объема материальных средств, которые составляют ее материальную основу и основную часть военной мощи государства.
Материальные средства, используемые в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, передаются им в пользование и составляют имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, которое в соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Материальные средства, передаваемые в воинские части, составляют имущество воинских частей, под которым в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.
От уровня обеспеченности войск и сил всем необходимым зависит их способность осуществлять функциональные задачи в области обеспечения обороноспособности страны. При этом значение обеспеченности войск и сил определяется не только количественными показателями, но и качественными. Качественный показатель отражает наличие необходимых эксплуатационных и потребительских свойств имущества.
Для обеспечения количественных и качественных показателей имеющегося в воинских частях и военных организациях имущества предусматриваются меры по его сохранности.
Под обеспечением сохранности военного имущества понимается совокупность мероприятий по бережному, экономному и рациональному использованию материальных и денежных средств. Указанные мероприятия проводятся в большей или меньшей степени всеми военнослужащими и гражданским персоналом федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Предусматриваемые мероприятия основаны на законе, разнообразны по своему объему и содержанию. Они объединены целью их использования — обеспечить сохранность военного имущества либо быстрое его восстановление или эквивалентное восполнение. В своей совокупности указанные мероприятия или средства обеспечения сохранности военного имущества образуют режим содержания и использования военного имущества, характеризующийся наличием устойчивых связей и отношений, складывающихся по поводу реализации задач, присущих тому или иному средству и направленных на достижение указанной цели.
В зависимости от объекта и направления управленческой деятельности, вида военного имущества и специфики его применения посредством права создаются организационно-правовые формы отношений, складывающихся по поводу использования военного имущества. К таким формам можно отнести войсковое (корабельное) хозяйство, финансовое хозяйство воинской части, ротное хозяйство. Здесь создаются необходимые условия для реализации средств, направленных на обеспечение сохранности военного имущества.
Средства, направленные на обеспечение сохранности военного имущества, в силу применения их в сфере управления являются организационными и имеют правовую природу. Однако их проявление и назначение имеет свои особенности. Эти особенности исходят из основных функций права: регулятивной и охранительной. Исходя из этого, средства обеспечения сохранности военного имущества условно можно разделить на организационные и юридические.
К организационным средствам обеспечения сохранности военного имущества, прежде всего, относятся такие комплексные правовые образования, отражающие систему однородных мер в сфере управленческой деятельности, как планирование, учет, отчетность и контроль в деятельности, связанной с эксплуатацией и использованием военного имущества, организация службы войск и другие меры.
К другим мероприятиям, направленным на обеспечение сохранности военного имущества, относятся такие виды деятельности, как: истребование, получение, распределение, хранение, выдача, расход, охрана, противопожарная охрана, ремонт и техническое обслуживание военного имущества, сдача вторичного сырья и металлолома, продление срока эксплуатации техники, зданий и сооружений, списание имущества с учета, рациональное использование земли и т. д.
К юридическим средствам обеспечения сохранности военного имущества можно относить меры исключительно правового характера, их реализация возможна только в рамках строго определенной процессуальной формы. Такие меры направлены, прежде всего, на защиту имущественных интересов воинских частей. К ним относятся: меры, направленные на возмещение причиненных имуществу воинской части убытков и вреда, истребование имущества из чужого незаконного владения, требование о возврате неосновательного обогащения и другие меры, которые реализуются в основном путем обращения в суд, арбитражный суд с соответствующим иском; привлечение военнослужащих, лиц гражданского персонала к материальной ответственности; привлечение военнослужащих к уголовной ответственности; списание материальных средств с учета и другие меры, непосредственно направленные на защиту имущественных интересов военных организаций.
Юридическая ответственность лица, причинившего ущерб военному имуществу, связана с возложением обязанности на правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в первую очередь в лишениях имущественного характера. В связи с этим юридическая ответственность выступает одновременно как средство наказания виновного; как стимул, побуждающий виновного и других лиц к дальнейшему правомерному поведению; как средство возмещения убытков от правонарушения.
Таким образом, юридические средства обеспечения сохранности военного имущества включают процессуальные процедуры привлечения военнослужащих к юридической ответственности и саму ответственность: уголовную, материальную, гражданско-правовую. Однако в рамках правовой работы в военных организациях эти меры рассматриваются только в части включения органов военного управления и должностных лиц в процесс их применения.
Указанные юридические (правовые) средства, обеспечивающие сохранность военного имущества, применяемые командирами (начальниками) в рамках их компетенции, определяют содержание их правовой работы по данному направлению. Юридическая служба призвана осуществлять активное содействие командирам (начальникам) в правильном их применении. Не случайно в актах министра обороны Российской Федерации применение каждого правового средства, связанного с привлечением лиц к ответственности, возмещением вреда, причиненного имуществу воинских частей, неразрывно связано с непосредственным участием должностных лиц юридической службы.
§ 2. Возбуждение уголовных дел по фактам хищения военного имущества
Обеспечение сохранности военного имущества уголовно-правовыми средствами является эффективным способом борьбы с посягательствами на установленный порядок пользования, хранения, сбережения военного имущества.
Ущерб имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) может быть причинен в результате деяний военнослужащих, направленных против военной службы. Непосредственно ущерб причиняется в результате уничтожения или повреждения военного имущества умышленно или по неосторожности (ст.ст. 346, 347 УК РФ), утраты военного имущества (ст. 348 УК РФ).
УК РФ к предмету данных преступлений относит уничтожение, повреждение или утрату не любого военного имущества, а лишь оружия, боеприпасов и предметов военной техники. Понятие оружия определяется в Федеральном законе «Об оружии». Понятие боеприпасов определено в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002 г. № 5. Под военной техникой понимаются технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и контролирующие их изделия.
Наносят ущерб общественной безопасности, а также военному имуществу преступления, направленные против установленного порядка оборота оружия, предусмотренные в ст.ст. 222—226 УК РФ.
В случае хищения, уничтожения, повреждения или утраты военного имущества, не относящегося к оружию, боеприпасам и предметам военной техники, ответственность наступает на общих основаниях за преступления против собственности, предусмотренные в ст.ст. 158—168 УК РФ.
Отношения, связанные с обеспечением сохранности государственной собственности, относятся к сфере публичных правоотношений, и уголовное преследование по преступлениям, связанным с посягательством на государственную собственность осуществляется в публичном порядке.
Досудебное производство по делам публичного обвинения возлагается в основном на органы прокуратуры и органы дознания. В соответствии со ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее — органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов. Уголовно-процессуальная деятельность указанных органов осуществляется на основании норм УПК РФ, а также Инструкции органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба[125] (далее — Инструкция органам дознания).
В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 40, п. 3 ст. 149). Перечень преступлений, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, приводится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность — раскрытие уголовно наказуемого деяния, т. е. принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.
В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).