Биологические методы наблюдений 2 страница
Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.
На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
3.2Порядок осуществления государственного экологического мониторинга. Создание и использование государственного фонда данных
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ Правительством Российской Федерации 9 августа 2013 года было принято Постановление № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» вместе с «Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)»[1].
Положение устанавливает порядок осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее – государственный экологический мониторинг), порядок организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (далее – единая система мониторинга), порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (далее – государственный фонд), перечень видов информации, включаемой в государственный фонд, порядок и условия предоставления включаемой в него информации, а также порядок обмена такой информацией.
Государственный экологический мониторинг осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по рыболовству, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, путем создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга, а также создания и эксплуатации Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственного фонда.
Создание и обеспечение функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы мониторинга осуществляется:
- Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического мониторинга, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, – в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
- Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, – в части государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
- Министерством сельского хозяйства Российской Федерации – в части государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
- Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации – в части государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;
- Федеральным агентством лесного хозяйства – в части государственного лесопатологического мониторинга;
- Федеральным агентством по недропользованию – в части государственного мониторинга состояния недр;
- Федеральным агентством водных ресурсов – в части государственного мониторинга водных объектов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федерального агентства по недропользованию, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации;
- Федеральным агентством по рыболовству – в части государственного мониторинга водных биологических ресурсов.
Общая координация работ по организации и функционированию единой системы мониторинга осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Создание государственного фонда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, являющимся государственным оператором государственного фонда (далее – оператор), с участием Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федерального агентства лесного хозяйства, Федерального агентства по рыболовству, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.
В целях формирования государственного фонда федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, предоставляют оператору следующую информацию:
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга в рамках подсистем единой системы мониторинга (государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал);
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- Федеральное агентство лесного хозяйства – информацию, полученную при осуществлении государственного лесопатологического мониторинга;
- Федеральное агентство по недропользованию – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга состояния недр;
- Федеральное агентство водных ресурсов – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
- Федеральное агентство по рыболовству – информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – информацию о результатах федерального государственного экологического надзора и производственного контроля в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих федеральному государственному надзору, а также о результатах государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – информацию о результатах регионального государственного экологического надзора и производственного контроля в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, а также информацию, полученную при осуществлении государственного мониторинга объектов животного мира и государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, находящихся на территории субъектов Российской Федерации.
Информация, включаемая в государственный фонд, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.
Требования к формату и содержанию информации, включаемой в государственный фонд, срокам ее предоставления определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Предоставление информации, включаемой в государственный фонд, обмен этой информацией между единой системой мониторинга, единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются на безвозмездной основе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697[2].
Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации, содержащейся в государственном фонде, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Доступ физических и юридических лиц к информации, содержащейся в государственном фонде, обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте государственного фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Доступ к содержащейся в государственном фонде информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, обеспечивается пользователям, подтвердившим наличие у них права доступа к соответствующей информации путем представления оператору документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или иной охраняемой законом тайне.
3.3 Перечень видов информации, включаемой в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга
Информация, содержащаяся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в части:
а) государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха, государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации и государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал:
- результаты наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод водных объектов, включая морскую среду и донные отложения (по физическим, химическим и гидробиологическим показателям) внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;
- результаты оценки состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации по результатам наблюдений;
- прогноз состояния и загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв и радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
- результаты оценки объемов антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
б) государственного мониторинга земель:
- результаты сбора информации о состоянии земель, наблюдений за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
- результаты анализа и оценки качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценки изменения состояния земель по результатам наблюдений;
- прогноз изменения состояния земель, последствий негативных процессов;
в) государственного мониторинга объектов животного мира:
- результаты наблюдений за состоянием объектов животного мира (в том числе перечни видов объектов животного мира, обитающих в каждом субъекте Российской Федерации), численность объектов животного мира, сведения о параметрах состояния объектов животного мира, сведения о состоянии, структуре, качестве и площади среды обитания животного мира;
- результаты оценки состояния животного мира по результатам наблюдений;
- прогноз состояния животного мира и состояния среды обитания;
г) государственного лесопатологического мониторинга:
- результаты наблюдений за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, в том числе очагами вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам;
- результаты анализа и оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов по результатам выполненных наблюдений;
- прогноз санитарного и лесопатологического состояния лесов;
д) государственного мониторинга состояния недр:
- результаты наблюдений за состоянием недр;
- результаты учета состояния недр по объектам недропользования, запасов подземных вод и их движения;
- результаты анализа и оценки состояния недр по результатам наблюдений;
- прогноз развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр;
е) государственного мониторинга водных объектов:
- результаты наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;
- результаты наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также результаты наблюдений за объемом вод при водопотреблении и водоотведении;
- результаты оценки состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, по результатам наблюдений;
- прогноз изменения состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;
ж) государственного мониторинга водных биологических ресурсов:
- результаты регулярных наблюдений за распределением, численностью, качеством и воспроизводством водных биологических ресурсов, являющихся объектами рыболовства, а также за средой их обитания;
- результаты регулярных наблюдений за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов;
- результаты оценки состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания;
- прогноз изменения состояния, распределения, численности, качества и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов;
з) государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания:
- результаты наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов (по видам), размещением их в среде обитания (в разрезе охотничьих угодий и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов), состоянием охотничьих ресурсов (плодовитость, заболеваемость), состоянием среды обитания охотничьих ресурсов (площадь категорий среды обитания), площадью охотничьих угодий (общедоступных, закрепленных) и иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов;
- результаты анализа и оценки состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания, в том числе динамика изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), по результатам наблюдений;
- прогноз изменения состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания.
Информация о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды – результаты контроля за выполнением в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также за соблюдением требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Информация о результатах государственного экологического надзора – результаты государственного экологического надзора, в том числе:
- сведения о наличии разрешительных документов, в пределах которых осуществляется воздействие на окружающую среду;
- сведения о выявленных нарушениях и мерах, принятых по их устранению.
Информация о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- данные государственного учета объектов, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- данные государственного учета объектов, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
- данные государственного учета объектов, осуществляющих размещение отходов производства и потребления, загрязнение недр, почв, иной вид негативного воздействия на окружающую среду.
Негативные последствия стали создавать опасность для окружающей природной среды, которые приобрели планетарный характер. В целях ограничения негативных антропогенных воздействий в окружающей среде в России принят ряд законов, постановлений, направленных на решение этой проблемы. Стал вопрос об оптимизации использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Должны быть научно определены режимы рационального расходования выше названных ресурсов и их качественного состояния и эффективного использования. Разработаны научные методы сохранения окружающей среды от чрезмерных нагрузок. Здесь особенно важна объективная информация о природной среде и прогнозы о ее будущем. Необходим контроль и оценка состояния окружающей природной среды в местах интенсивного антропогенного воздействия.
Возникла также проблемы определения допустимых экологических нагрузок (ДЭН) и соответствующего ограничения (нормирования)реальных антропогенных нагрузок с учетом многих факторов, а также возможных социальных и эколого-экономических последствий.
Проблема контроля окружающей природной среды, её состояние приобрела не только географический, но и экологический характер. Антропогенному воздействию постоянно подвергаются земельные, почвенные, минеральные, водные, лесные и другие ресурсы. Среда биосферы и атмосферы подвержены непрерывным изменениям. Они носят различный характер, различны по величине и своей направленности, неравномерно распределены во времени и пространстве. Изменения происходят около некоторого среднего, относительно постоянного уровня состояния (речь идет об биосфере глобального характера и осреднении в большом интервале времени).
Средние значения могут существенно изменятся лишь в течение длительных интервалов времени. Исключение составляют изменения, вызванные стихийными бедствиями. Такие изменения, носят локальный характер. Другое дело антропогенные изменения, которые обусловлены человеческим влиянием. Они приводят к резкому и быстрому изменению среднего состояния окружающей природной среды. Такие изменения чаще всего бывают от незнания проблемы и ошибками в технической политике. Экономическая выгода важнее всего, чем экологическая. Использование окружающей природной среды с точки зрения конъюнктуры. Человек должен обеспечить «работу» биосферы, а не брать ее функции на себя.
Оценка состояния окружающей природной среды (ОПС) это выбор интегральных характеристик и показателей, их непосредственные измерения уже являются этапом такой оценки, так как в результате такого измерения или анализа величин можно ответить – каково состояние окружающей природной среды. Тем не менее, по одной величине интенсивности какого либо отдельного фактора или по отдельным значениям функции состояния какого-либо элемента среды еще нельзя ответить полно на этот вопрос – требуется их сравнение с некоторым специально выработанным критерием (сравнение величины концентрации загрязняющего вещества (КЗВ) с величиной предельно допустимой концентрации (ПДК)).
Определение допустимых для окружающей среды антропогенных воздействий (на фоне естественной изменчивости ее состояния) основывается на определении экологического резерва данной среды и интервале допустимых колебаний ее состояния. Существенную роль в этом вопросе играет понятие устойчивости окружающей среды и зависимость величиной воздействия и эффектами, вызываемыми эти воздействия, а также наличие порога указываемых эффектов.
Экологический подход к определению допустимых нагрузок отличаются от санитарно-гигиенических, целью которых является определение допустимого загрязнения среды или другой нагрузки.
При экологическом нормировании необходимо учитывать совместное коллективное сопротивление, реакцию экосистемы, биогеоценоза на любое воздействие, хотя при этом «критическим звеном» может быть какой-либо отдельный вид. Основным критерием при определении (ДЭН) является отсутствие снижения продуктивности, стабильности и разнообразия среды. Такой научно-методический подход может быть использован для выработки допустимой нагрузки на сообщество, биогеоценоз в пределах региона или района.
При формировании понятия (ДЭН) нужно задаться определенными условиями сохранения среды, системы (или отдельных ее элементов и компонентов). Критерии качества окружающей природной среды для уникальных заповедных и широко распространенных экосистем могут быть различными.
1-м этапом всесторонней оценки является воздействие различных факторов на окружающую природную среду (ОПС), включая оценку реакций элементов биосферы, определения различных видов ущерба, выявление критических факторов воздействия и элементов биосферы.
2-й этап ставит своей задачей определение (ДЭН) на природные системы
3-й этапу всесторонней оценки относится расчет определение (ДЭН), целый регион с учетом экономических и социальных аспектов. Этот этап в значительной мере определяет «принятие решений» качества окружающей природной среды.
Управление качеством окружающей природной среды должно опираться на экологическое прогнозирование и требует разработку эколого-экономических моделей. Регулирование (управление) окружающей природной среды должно начинаться с определения экологически допустимого воздействия (ЭДВ), выработки норм такого воздействия в каждой точке среды, норм (ПДК) и норм предельно допустимых экологических нагрузок (ПДЭН). Далее, должны быть рассчитаны критерием, направленные на ограничение источников воздействия, например нормы, предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
При расчете таких норм требуется учет различных факторов, например, при выработке (ПДВ): гидрометеорологических, рельефа, распределения, подверженных воздействию организмов и т.д. При расчете этих норм широко используются методы исследований математического моделирования.
При нормировании важно определить приоритетность факторов и эффектов воздействия. Приоритетность и эффективность обуславливает характер комплексных мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия и улучшению качества окружающей природной среды. Характер этих мер зависит от экологических возможностей региона и материально-денежных ресурсов.
При оценке необходимо учитывать все виды ущерба: экологический, экономический, эстетический, а также психологический, социальный и политический.
При определении уровня воздействия и возможного ущерба перспективным является вероятностный подход к оценке того или иного эффекта особенно при планировании различных программ хозяйственного развития. Подход позволит объективно оценить различные возможные варианты воздействия при реализации этих программ.
Оценка и определение риска представляет собой определение вероятности следствия с учетом ущерба.
Негативные последствия антропогенно-техногенного воздействия:
- масштабность проявления процессов и признаков изменения;
- значительность последствий;
- острота негативных последствий.
Загрязнение территории, изменение климата, распространение аэрозолей, изменение радиационного баланса атмосферы, урбанизация, опустынивание, аридизация, появление маргинальных земель, накопление двуокиси углерод, появление нефтяных пленок, изменение озонового слоя, глобальное потепление климата все это происходит от интенсивного антропогенно-техногенного воздействия, а также миграция ртути из атмосфер в водные объекты. Загрязнение окружающей природной среды хлорсодержащими ядохимикатами.
Качество окружающей природной среды систематическое и системное можно оценить применив систему наблюдений (отслеживание), т.е. различные мониторинги: стояние земельных ресурсов и почв, медико-биологический, геоэкологический, биосферный, геологический, гидрологический, экологический и т.д.
Развитие и совершенствование различных видов мониторинга, позволяет оценить изменения, происходящие в природной среде, т.е. определить ареалы, где улучшается качество, а где ухудшается состояние среды.
Научные направления, связанные с изучением состояния окружающей природной среды, состояния биосферы под влиянием антропогенных воздействий (на фоне естественных колебаний и изменений этого состояния), все более тесно объединяются в единое научное направление, о котором следует правомерно говорить как о новом крупном направлении – биосферологии или экосферологии. Это направление в последние годы интенсивно развивается. Вопросы научного обоснования мониторинга состояния окружающей природной среды относится к этому направлению. Проблемы регулирования (управления) качества окружающей природной среды связанных с решением задач социального и экономического характера. Достижение высокого качества окружающей среды должно обеспечиваться при обязательном удовлетворений условий гармоничного развития общества. При решении задач определяется приоритетность для принятия мер по защите и восстановлению природной среды необходимо учитывать стоимость такого вида работ (для любого избранного научного направления), а также соотношение величины возможного ущерба от данного воздействия и производственного эффекта при этом. Задачу надо решать при условии максимизации производственного эффекта, а точнее отношения производственный эффект - возможный ущерб от воздействия при данном процессе и различных отраслях хозяйства.