Значение грибов в промышленности, искусстве и музейном деле.
Грибы портят смазочные масла, и другие нефтепродукты, оптические изделия, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металлов. Грибы разрушают книги, используя для питания бумагу, клей, ткань, кожу, краски и нитки. Известна порча грибами произведений искусства, у которых они разрушают слой красок, грунтовое покрытие, красочный слой разрыхляется и отслаивается. Различных грибов, вредящих в книгохранилищах, насчитывается до 200 видов. Они способны в течение 3-х месяцев разрушить от 10 до 60 % волокон бумаги. Известны случаи, когда в результате деятельности грибов прочность бумаги уменьшалась на 50%. Это может привести к потере ценных книг. Для борьбы с этим явлением в состав клея вводят дезинфицирующие вещества, хранилища обрабатывают специальными химикатами, т.о. обрабатывают и произведения искусства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Лабораторная работа № 3
Царство Грибы
Цель работы: изучить анатомию и морфологию грибов.
Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «гриб Мукор», живые плесневые грибы (мукор, пеницилл, аспергилл) в стадии спороношения, лупа, препаровальная игла, муляжи шляпочных грибов, живые шляпочные грибы: пластинчатые и трубчатые, таблицы: «Плесневые грибы», «Шляпочные грибы».
Ход работы:
1. С помощью таблицы изучить строение плесневых грибов на примере мукора.
2. Рассмотреть в лупу, а затем в микроскоп строение мукора. (В лупу можно рассматривать живой объект, а под микроскопом – постоянный препарат).
3. Зарисовать гриб мукор и указать:
1 - субстратный мицелий
2 - спорангиеносцы
3 - спорангии со спорами
4. С помощью таблицы изучить строение базидиальных (шляпочных) грибов. Обратить внимание на различное строение гонидиального слоя у трубчатых и пластинчатых грибов.
5. Рассмотреть строение пластинчатых и трубчатых базидиальных грибов на муляжах и на живых объектах.
6. Зарисовать пластинчатый (или трубчатый) шляпочный гриб в разрезе и указать:
1 - шляпку
2 - ножку (пенёк)
в шляпке:
3 - корковый слой
4 - гонидиальный слой
5 - пластинки (или трубочки)
6 – споры
7. Записать выводы по работе об особенностях строения и размножения плесневого гриба мукора и шляпочных грибов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Какие признаки сближают грибы с растениями, а какие – с животными? _____________________________________________________________
2. На какие таксоны подразделяется царство грибы? ______________________________________________________________________________________
3. Каково строение грибов? _______________________________________________
4. Какие способы размножения известны для грибов? ____________________________________
5. Каково, по современным представлениям, происхождение грибов? _______________________________________________
6. Что такое микориза? Какую роль микориза играет в природе? ______________________________________________________________________________________
7. На какие экологические группы разделяют представителей царства грибы? __________________________________________________________
8. Какие заболевания растений, животных и человека вызывают грибы-паразиты? ______________________________________________________________________________________________
9. Какие ядовитые грибы вам известны? Какие последствия вызывает действие их яда? ______________________________________________________________________________________
10. Каково применение грибов в медицине? ________________________________________________________________________
11. Каково применение грибов в пищевой промышленности? _______________________________________________
Тестовые задания
Найдите и подчеркните правильные ответы на следующие вопросы:
1. Какие органеллы входят в состав клетки грибов:
а) ядро; б) цитоплазма; в) хлоропласты; г) хроматофоры; д) митохондрии.
- Каковы типы строения тела грибов:
а) одноклеточный; б) доклеточный; в) неклеточная грибница; г) многоклеточная грибница.
- Какие способы питания характерны для грибов:
а) фототрофный; б) хемотрофный; в) сапротрофный; г) паразитический.
- К какой группе грибов относится пеницилл:
а) съедобные; б) ядовитые; в) плесени; г) паразиты.
- Имеется ли плодовое тело у плесневого гриба мукора:
а) да; б) нет.
- Что представляет собой плодовое тело подосиновика:
а) грибница; б) шляпка на ножке.
- У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:
а) дрожжи; б) трутовик; в) сыроежка; г) пеницилл.
- Какие грибы живут в симбиозе с корнями деревьев:
а) дрожжи; б) спорынья; в) трутовик; г) подберезовик.
- Почему большинство съедобных грибов не культивируется:
а) неподходящая почва; б) нет корней нужных деревьев; в) не выработана агротехника.
- На какой стадии жизненного цикла переносит зимний период гриб спорынья:
а) грибница; б) споры; в) рожки.
- Где образуются споры у гриба-паразита пыльной головни:
а) на листьях злака; б) на соцветии злака; в) на плодовом теле гриба.
- Каковы меры борьбы с грибами – паразитами сельскохозяйственных растений:
а) химическая обработка; б) селекция устойчивых сортов растений; в) посев незараженными семенами; г) удаление сорняков.
- В чем состоит вред от грибов-паразитов:
а) уменьшение урожая; б) ядовитые свойства; в) плохая сохранность урожая.