Значение грибов в промышленности, искусстве и музейном деле.

Грибы портят смазочные масла, и другие нефтепродукты, оптические изделия, лакокрасочные покрытия, вызывают коррозию металлов. Грибы разрушают книги, используя для питания бумагу, клей, ткань, кожу, краски и нитки. Известна порча грибами произведений искусства, у которых они разрушают слой красок, грунтовое покрытие, красочный слой разрыхляется и отслаивается. Различных грибов, вредящих в книгохранилищах, насчитывается до 200 видов. Они способны в течение 3-х месяцев разрушить от 10 до 60 % волокон бумаги. Известны случаи, когда в результате деятельности грибов прочность бумаги уменьшалась на 50%. Это может привести к потере ценных книг. Для борьбы с этим явлением в состав клея вводят дезинфицирующие вещества, хранилища обрабатывают специальными химикатами, т.о. обрабатывают и произведения искусства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Лабораторная работа № 3

Царство Грибы

Цель работы: изучить анатомию и морфологию грибов.

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «гриб Мукор», живые плесневые грибы (мукор, пеницилл, аспергилл) в стадии спороношения, лупа, препаровальная игла, муляжи шляпочных грибов, живые шляпочные грибы: пластинчатые и трубчатые, таблицы: «Плесневые грибы», «Шляпочные грибы».

Ход работы:

1. С помощью таблицы изучить строение плесневых грибов на примере мукора.

2. Рассмотреть в лупу, а затем в микроскоп строение мукора. (В лупу можно рассматривать живой объект, а под микроскопом – постоянный препарат).

3. Зарисовать гриб мукор и указать:

1 - субстратный мицелий

2 - спорангиеносцы

3 - спорангии со спорами

4. С помощью таблицы изучить строение базидиальных (шляпочных) грибов. Обратить внимание на различное строение гонидиального слоя у трубчатых и пластинчатых грибов.

5. Рассмотреть строение пластинчатых и трубчатых базидиальных грибов на муляжах и на живых объектах.

6. Зарисовать пластинчатый (или трубчатый) шляпочный гриб в разрезе и указать:

1 - шляпку

2 - ножку (пенёк)

в шляпке:

3 - корковый слой

4 - гонидиальный слой

5 - пластинки (или трубочки)

6 – споры

7. Записать выводы по работе об особенностях строения и размножения плесневого гриба мукора и шляпочных грибов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Какие признаки сближают грибы с растениями, а какие – с животными? _____________________________________________________________

2. На какие таксоны подразделяется царство грибы? ______________________________________________________________________________________

3. Каково строение грибов? _______________________________________________

4. Какие способы размножения известны для грибов? ____________________________________

5. Каково, по современным представлениям, происхождение грибов? _______________________________________________

6. Что такое микориза? Какую роль микориза играет в природе? ______________________________________________________________________________________

7. На какие экологические группы разделяют представителей царства грибы? __________________________________________________________

8. Какие заболевания растений, животных и человека вызывают грибы-паразиты? ______________________________________________________________________________________________

9. Какие ядовитые грибы вам известны? Какие последствия вызывает действие их яда? ______________________________________________________________________________________

10. Каково применение грибов в медицине? ________________________________________________________________________

11. Каково применение грибов в пищевой промышленности? _______________________________________________

Тестовые задания

Найдите и подчеркните правильные ответы на следующие вопросы:

1. Какие органеллы входят в состав клетки грибов:

а) ядро; б) цитоплазма; в) хлоропласты; г) хроматофоры; д) митохондрии.

  1. Каковы типы строения тела грибов:

а) одноклеточный; б) доклеточный; в) неклеточная грибница; г) многоклеточная грибница.

  1. Какие способы питания характерны для грибов:

а) фототрофный; б) хемотрофный; в) сапротрофный; г) паразитический.

  1. К какой группе грибов относится пеницилл:

а) съедобные; б) ядовитые; в) плесени; г) паразиты.

  1. Имеется ли плодовое тело у плесневого гриба мукора:

а) да; б) нет.

  1. Что представляет собой плодовое тело подосиновика:

а) грибница; б) шляпка на ножке.

  1. У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела:

а) дрожжи; б) трутовик; в) сыроежка; г) пеницилл.

  1. Какие грибы живут в симбиозе с корнями деревьев:

а) дрожжи; б) спорынья; в) трутовик; г) подберезовик.

  1. Почему большинство съедобных грибов не культивируется:

а) неподходящая почва; б) нет корней нужных деревьев; в) не выработана агротехника.

  1. На какой стадии жизненного цикла переносит зимний период гриб спорынья:

а) грибница; б) споры; в) рожки.

  1. Где образуются споры у гриба-паразита пыльной головни:

а) на листьях злака; б) на соцветии злака; в) на плодовом теле гриба.

  1. Каковы меры борьбы с грибами – паразитами сельскохозяйственных растений:

а) химическая обработка; б) селекция устойчивых сортов растений; в) посев незараженными семенами; г) удаление сорняков.

  1. В чем состоит вред от грибов-паразитов:

а) уменьшение урожая; б) ядовитые свойства; в) плохая сохранность урожая.

Наши рекомендации