Тема 1: поведение человека в естественной и социальной среде .. 8
Кафедра биоэкологии и ихтиологии
Модульный обучающий комплекс МГУТУ
Система вузовской учебной документации
Горбунов А.В.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов всех форм и видов обучения, по направлению подготовки
Экология и природопользование
МОДУЛЬ 3
www.mgutm.ru
Москва, 2009
УДК 639.3
© Горбунов А.В. Социальная экология: Учебное пособие. Модуль3. / Сер. Система вузовской учебной документации. –М.: МГУТУ, 2009. -80с. Изд. 2-е, дополнен.
Обработка материала, компьютерная графика и верстка: Горбунов А.В.
Рассмотрено на заседании кафедры «Биоэкологии и ихтиологии» МГУТУ протокол №7 от 19.04.2009г и рекомендовано в качестве учебно-практического пособия.
Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО.
Структура учебного пособия состоит из трех модулей, которые предназначены для самостоятельного освоения предлагаемых тем по дисциплине в соответствие с государственным образовательным стандартом.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм и видов обучения, по направлению подготовки 020800 – Экология и природопользование
Автор (составитель): к.б.н., доцент Горбунов А.В.
Рецензенты:
д.б.н., проф. Амбросимова Н.А. (АзНИИРХ)
д.б.н., зав. сектором Микодина Е.В. (ВНИРО) Редактор: Коновалова Л.Ф.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2009.
109004, Москва, Земляной вал, 73.
кафедра "Биоэкологии и Ихтиологии", 2009.
117452, Москва, ул. Болотниковская, 15.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОДУЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Дисциплина включает в себя ряд модулей, подлежащих освоению. Перечень и функциональная структура модулей показана ниже:
Возникновение и развитие социальной экологии. Взаимосвязь социальной экологии с другими отраслями знаний. Законы социальной экологии. Предмет социальной экологии и ее отношение к другим наукам. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Становление предмета социальной экологии. Методы социальной экологии и экологическое прогнозирование разбития современного мира. Выработка метода социальной экологии. Прогнозирование экологических моделей развития современного мира. Взаимодействие природы и общества – путь к кризису. Биологически обоснованные потребности и права человека. Демоэтническая дифференциация населения и особенности ее взаимодействия с окружающей средой. Глобальные проблемы экологического кризиса. Состав и общая характеристика экосистемы. Общая характеристика экосистемы и ее типы. Состав экосистемы. Детритофаги и редуценты. Биосфера как составная часть экосферы. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии.
Модуль 1
Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Этнические процессы как один из факторов динамики этнического состава населения. Современные тенденции этнодемографического развития населения мира. Социальная экология. Концепция социальной экологии. Среда человека и ее элементы как субъекты социально- экологического взаимодействия. Социально-экологическое взаимодействие . Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Охотничье-собирательская культура. Аграрная культура. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
Модуль 2
Поведение человека в естественной и социальной среде. Уровни регуляции поведения. Потребности как источник активности личности. Характеристика экологических потребностей. Адаптация человека к естественной и социальной среде. Своеобразие поведения в естественной
Модуль 3
и социальной среде. Поведение человека в естественной среде. Поведение человека в социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. Экология жизненной среды. Социально-бытовая среда. Городская среда. Жилищная среда. Трудовая среда. Рекреационная среда. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения. Рост численности населения. Ресурсный кризис. Почвенные ресурсы. Невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы. Энергетические ресурсы. Изменения климата и загрязнение окружающей среды. Возрастание агрессивности среды. Загрязнение воздуха. Загрязнение вод. Рост патогенности микроорганизмов. Токсикология и ее влияние на образ жизни и здоровье людей. Изменение генофонда. Факторы мутагенеза. Дрейф генов. Естественный отбор.
Где: Текущее местоположение модуля затенено серым цветом.
СОДЕРЖАНИЕ
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ........................................ 7
ТЕМА 1: ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ .. 8
УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.................................................................................................... 8
ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. .................................................................... 11
Характеристика экологических потребностей..................................................................... 11
АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ ..................................................... 13
СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ ............................................... 16
Поведение человека в естественной среде. .......................................................................... 17
Поведение человека в социальной среде. ............................................................................. 19
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ .................................. 22
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ........................................................................................................... 25
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................................... 25
ТЕМА 2: ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ ....................................................................... 26
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СРЕДА ....................................................................................................... 26
ГОРОДСКАЯ СРЕДА ................................................................................................................................. 26
ЖИЛИЩНАЯ СРЕДА........................................................................................................................ 31
ТРУДОВАЯ СРЕДА........................................................................................................................... 34
РЕКРЕАЦИОННАЯ СРЕДА................................................................................................................ 36
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ............................................................................................................ 38
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................................... 38
ТЕМА 3: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ............................................................................................................................... 39
РОСТ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ .................................................................................................. 39
РЕСУРСНЫЙ КРИЗИС ................................................................................................................................... 45
Почвенные ресурсы ................................................................................................................ 45
Невозобновимые ресурсы ...................................................................................................... 47
Минеральные ресурсы ........................................................................................................... 50
Энергетические ресурсы ........................................................................................................ 52
ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.................................................... 55
ВОЗРАСТАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ СРЕДЫ........................................................................................ 62
Загрязнение воздуха. .............................................................................................................. 62
Загрязнение вод. ..................................................................................................................... 63
Рост патогенности микроорганизмов................................................................................... 63
Токсикология и ее влияние на образ жизни и здоровье людей.......................................... 64
ИЗМЕНЕНИЕ ГЕНОФОНДА ......................................................................................................................... 68
Факторы мутагенеза. .............................................................................................................. 70
Дрейф генов. ........................................................................................................................... 70
Естественный отбор............................................................................................................... 71
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ........................................................................................................... 71
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА .......................................................................................................... 72
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО МОДУЛЮ ......................... 73