Права и обязанности должностных лиц органов управления (контроля и надзора) в области охраны окружающей среды и природопользования

Перечень этих прав и корреспондирующих им обязанностей в принципе не отличается от иных в сфере государственного управле­ния и контроля. Указанные лица имеют права на: запрос и получе­ние информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций; проведение проверок как документации, так и факти­ческого положения дел, в том числе путем взятия проб и т. п.; вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдени­ем установленных режимных ограничений); получение объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций; дачу заключений о соответствии деятельности (состояния объекта и т. п.) требованиям экологического законодательства; дачу обязатель­ных предписаний об устранении недостатков в деятельности; приос­тановление и (или) прекращение экологически опасной деятельно­сти; аннулирование выданных лицензий в случае нарушения их ус­ловий; применение мер административного взыскания, и т. п. Некоторые категории имеют право на применение служебного ору­жия, спецсредств, обыск и досмотр.

Рекомендуемая литература:Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды). М., 1998, с. 220—245; Комментарий к Федеральному закону «Об исполь­зовании атомной энергии». М., 1998; Петров В. В. Экологическое право России. М., 1995, с. 176-191; Правовое регулирование природоохранной деятельности. Учебное

пособие / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Ермакова. М., 1998, с. 48—81; Экология. Юридический энциклопедический словарь. М., 2000, с. ^86—388; Комментарий к Та­моженному кодексу РФ / Под ред. А. Н. Козырина. М., 1996, с. 18—33; Онищен-ко Г. Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения.— Экологическая безопа-стность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. с. 6—19; Алексеев Б.Н. Проблемы и пути решения обеспечения экологической безопастности деятельности вооруженных сил Российской Федерации-Там же, с. 46-54.

Мониторинг

Экологический мониторинг — это совокупность организацион­ных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоя­нием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружаю­щей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зави­симости от масштабов системы мониторинга, — глобальный, нацио­нальный, региональный, локальный, от уровня измененности челове­ком окружающей среды — фоновый и импактный, от объекта мони­торинга — собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигие­нический.

Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с меж­дународными соглашениями системой станций наблюдения, распо­ложенных в различных точках Земли, путем обмена полученных раз­личными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том чис­ле изменениями климата, создания системы данных, их распростра­нения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.

Национальный экологический мониторинг осуществляется от­дельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга соз­дана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием ок­ружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверх­ностных вод, морской среды, почв, околоземного космического про­странства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз измене­ний климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загряз­няющих веществ и т. д. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный фоновый, космический, а также государственный мониторинг континенталь­ного шельфа и исключительной экономической зоны.

Региональный экологический мониторинг — система наблюде­ний за состоянием окружающей среды в пределах административ­но-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или час­ти такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характери­зующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный экологический мониторинг осуществляется на обо­собленном производственном объекте (или его части), объекте пра­вомерного природопользования, отдельном участке территории, по­стоянно или временно обладающем особым правовым статусом (на­пример, в государственном заповеднике, в зоне экологического

бедствия).

Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и про­цессами, происходящими в окружающей среде, минимально затро­нутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, рас­положенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют междуна­родный статус биосферных (по соответствующим сертификатам

ЮНЕСКО).

Импактный мониторинг (от английского 1тра1и — воздействие, влияние) — разновидность системы наблюдений за источниками ан­тропогенного воздействия на окружающую среду в специально вы­деленных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повы­шенными экологическими рисками.

Социально-гигиенический мониторинг — государственная систе­ма наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья на­селения и среды обитания человека (естественной и искусствен­ной), а также определения причинно-следственных связей между со­стоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального ин­формационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, при­родно-климатическими факторами, за структурой и качеством пита­ния, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитар­но-эпидемиологической службы РФ.

Мониторинг животного мира - государственная система регу­лярных наблюдений за распространенностью, численностью, видо­вым составом объектов животного мира, состоянием среды их оби­тания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного исполь­зования и охраны животного мира, предотвращения распростране-



ия эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидно­стью является отраслевой мониторинг водных биологических ресур­сов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономиче­ской зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п.

Мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдения за ка­чеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержа­щихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропоген­ным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, сан-эпиднадзора, других субъектов.

Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством по­верхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих ве­ществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых пе­риодически (ежемесячно) или сезонно.

Мониторинг земель — система базовых, периодических и опера­тивных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоя­нием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устране­нию последствий негативных процессов, информационного обеспе­чения органов управления земельными ресурсами, а также владель­цев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, регио­нальном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиаци­онной обстановки на территории РФ) для определения уровней ра­диоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, рас­тительности), ионизирующего излучения, количества и состава ра­диоактивных осадков.

Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, спе­циализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Экологический мониторинг проводится специальной наблюда­тельной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов на­блюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функ­ционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеороло-

• гии и мониторингу окружающей среды, Государственной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохра­нения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государст­венной инспекции по торговле, Государственной службы наблюдения , за состоянием окружающей природной среды Министерства природ­ных ресурсов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, стан­ции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионально­го или локального мониторинга.

Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества ок-• ружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здо­ровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятель­ности, оцениваемые законодательством как представляющие потен­циальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, ис­пользование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологиче­ские и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружаю­щую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым стату­сом территории и объекты (например заповедные).

Законодательством могут быть установлены порядок регистра­ции объектов экологического мониторинга, ведение единого Реест­ра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мони­торинга.

Источники права. Общие положения об экологическом монито­ринге содержатся в Законах об охране окружающей природной сре­ды от 19 декабря 1991 г. (ст. 69), об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. (ст. 23), о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. (ст. 1 и 45), о гидрометеорологической слежбе то 19 июля 1998 г., а также в утвержденных постановлениями Правительства РФ Положении о социально-гигиеническом монито­ринге от 1 июня 2000 г., Положении о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 20 мая 1999 г., Положении о государственной службе наблюдения за состоя­нием окружающей природной среды от 23 августа 2000 г., Положе­нии об информационных услугах в области гидрометеорологии и мо­ниторинга загрязнения окружающей среды от 15 ноября 1997 г., По-


 
 

ложении о ведении государственного мониторинга водных объектов от 14 марта 1997 г., Положении о мониторинге земель в РФ от 15 июля 1992 г. о создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов от 26 февраля 1999 г. На уровне субъектов РФ пока действует лишь Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. «Об экологическом мониторинге», но Правительством Москвы одоб­рен 5 июня 2001 г. проект закона «Об экологическом мониторинге в г. Москве».

Рекомендуемаялитература: Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право. Минск, 2000, с. 247-255; Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 2000, с. 211-213.

Понятие и виды кадастров

Кадастры природных ресурсов являются одним из важнейших источников информации о них и представляют собой систематизи­рованную систему сведений о количественном и качественном со­стоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информа­ционного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Значение кадастров велико, и поэтому порядок их ведения устанав­ливается либо федеральным законом, например Законом «О государст­венном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., либо постановления­ми Правительства, иногда временными положениями, утвержденными уполномоченными на то министерствами, ведомствами.

В настоящее время в России существует несколько видов кадаст­ров, формируемых в зависимости от объекта учета — природного ре­сурса: земельный, водный, животного мира, лесов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий, а также кадастр отходов. Все они имеют статус государ­ственных.

Земельный кадастр - это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета зе­мельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы, состав­ляющие земельный кадастр, по своему правовому статусу, содержа­нию и форме делятся на три группы. К основным документам зе­мельного кадастра относятся Единый государственный реестр зе-

мель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), к вспомогательным — книги учета документов, выданных сведений, ка­талоги координат пунктов опорной межевой сети, а к производ­ным — документы, содержащие перечни земель, находящихся в соб­ственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистиче­ские отчеты, аналитические обзоры и иные справочные и аналити­ческие документы.

Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Пре­зидента РФ создана Федеральная служба земельного кадастра РФ. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадаст­ровые округа, районы, кварталы. Каждому земельному участку при­сваивается свой кадастровый номер, сведения об определенном зе­мельном участке предоставляются в виде выписок за плату и бес­платно.

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых вклю­чает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископае­мых, условиях их разработки (в том числе экологических), геоэконо­мической оценке. Наряду с кадастром ведется Государственный ба­ланс запасов полезных ископаемых, где отражается степень их изу­ченности, промышленного освоения и другие данные.

Водный кадастр — это систематизированный свод данных о вод­ных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей. Кроме того, для оценки наличия и степени использо­вания водных ресурсов, определения потребностей в воде ведутся водохозяйственные балансы.

Лесной кадастр — свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и т. п.

Кадастр животного мира представляет собой систематизирован­ные сведения о географическом распространении, численности, ви­довом составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, а так­же о среде обитания объектов животного мира. Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Кадастр особо охраняемых природных территорий — свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной цен­ности этих территорий.



Кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по-использованию, мес­тах размещения и т. п.

Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содер­жат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, поскольку отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Ведение кадастров возложено на Министерство природных ре­сурсов РФ. Следует учитывать, что учет животных охотничьего фон­да ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ, а рыбных запасов во внутренних водо­емах - Государственный комитет по рыболовству РФ. Ведение тер­риториальных кадастров осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Таким образом, кадастры являются важнейшей формой учета состояния объектов окружающей среды и природопользования. С самим существованием и ведением кадастров неразрывно связаны иные, иногда обособленные, иногда образующие целостную систему учеты и регистрации, специальные реестры и регистры. Российское законодательство в ряде случаев подробно регулирует их, иногда эти порядки не получают должной разработки и находятся в стадии создания и (или) совершенствования.

Одним из значимых примеров правотворческой и организацион­но-управленческой деятельности в данной сфере является принятие Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Постанов­лением Правительства от 1 марта 2001 г. (СЗ РФ, 2001, № 10, ст. 963). Данный учет представляет собой упорядоченную систему сбора и обработки информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, полученной при проведении почвенных, агротехнических, фитосанитарных, эколого-токсикологи-ческих обследований. Он служит получению полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель, выявле­нию и предотвращению негативных результатов хозяйственной дея­тельности и т. п. Учет показателей ведется Минсельхозом РФ раз­дельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежи, се­нокосы, пастбища, многолетние насаждения), а полученные данные подлежат включению в Государственный земельный кадастр. Ин­формация является открытой и общедоступной. Ответственность за полноту и достоверность данных, хранение учетных документов и объективность предоставляемой информации несет Министерство сельского хозяйства РФ. В число данных включаются результаты об-

следований земель, проводимых Федеральной службой земельного

кадастра России.

Источники права. Общие положения о кадастрах содержатся в ст. 16 Закона «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «О го­сударственном земельном кадастре», (который подробно регулирует все вопросы его ведения), законах «О животном мире» (ст. 14); «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 4); Водном кодексе (ст. 79); Лесном кодексе (ст. 69), Законе РФ «О недрах» (ст. 30-32), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 20). Конкретизи­руются нормы указанных законов в постановлениях Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняе­мых природных территорий» от 19 октября 1996 г.; «О Красной кни­ге Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г.; Правилах проведе­ния государственной кадастровой оценки земель от 8 апреля 2000 г.; Правилах кадастрового деления территории РФ и Правилах присвоения кадастровых номеров земельным участкам от 6 сентяб­ря 2000 г., и др.

Рекомендуемая литература:Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды), М.. 1998, с. 269-274; КрассовО.И. Земельное право. М., 2000. с. 175-178.

Регистрация

Регистрационная деятельность в сфере охраны окружающей сре­ды имеет чрезвычайно важное значение. Она служит основой при осуществлении таких функций экологического управления, как ин­формационное обеспечение, контроль, надзор, лицензирование и др.

Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация про­водится в установленном законом порядке органами, наделенными соответствующей компетенцией. Именно поэтому она приобретает статус государственной. Существует два вида регистрации: обяза­тельная и добровольная. В ряде случаев юридическим последствием регистрации является выдача официального свидетельства, необхо­димого наряду с иными документами для осуществления деятельно­сти.

Российским законодательством предусмотрены следующие слу­чаи регистрации и ведения реестров (регистров):

а) Государственный реестр объектов размещения отходов и Фе­деральный классификационный каталог отходов (ст. 20 ФЗ «Об от­ходах производства и потребления»);

б) государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой предоставляется разрешение на производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз и вывоз. Она проводится на основе заключения экспер­тизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохи­микатов на срок 10 лет либо на срок два года в случаях необходимо­сти проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия указанных веществ на здоровье людей и ок­ружающую среду. Юридическими последствиями регистрации явля­ются выдача свидетельства о регистрации и внесение пестицида или агрохимиката в Государственный каталог пестицидов и агрохимика­тов, разрешенных к применению на территории РФ (ст. 1, 2 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»);

в) регистрация и ведение государственного реестра опасных производственных объектов, содержащего информацию об этих объектах и эксплуатирующих их организациях, в том числе призна­ках объектов, по которым они отнесены к опасным производствен­ным; видах деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; о ведомственной принадлежности и территориальной принадлежности объектов. Регистрация осуществляется Госгортех-надзором и его органами. Объекты, вводимые в эксплуатацию, под­лежат регистрации не позднее 30 дней с начала их эксплуатации. Объекты, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в пять лет. Ведение государст­венного реестра осуществляет Госгортехнадзор России, а его ведом­ственных разделов - иные федеральные органы исполнительной вла­сти, имеющие право проводить регистрацию опасных производст­венных объектов. В отношении доступа к носителям информации об объектах, зарегистрированных в реестре, установлен ограничи­тельный порядок. Регистрируемым объектам присваиваются регист­рационные номера (ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов и Правила регистрации объектов в госу­дарственном реестре опасных производственных объектов, утвер­жденные Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г.-СЗ РФ, 1998, №48, ст. 5938);

г) регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов, ведение сводного государственного реестра и выдача свидетельства о регистрации осуществляются Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Регистрация проводится на основе заявления о дея­тельности по созданию, использованию, выпуску в окружающую сре­ду, о совершении сделок, в том числе внешнеторговых, предметом которых являются такие организмы, путем анализа сведений о био­безопасности, проведения экспертизы, принятия решения о биобезо-

пасности, внесения в реестр и выдачи свидетельства. В заявлении со­держатся сведения о таксономическом статусе модифицированного ор­ганизма, о его разработчике, описания внесенной генетической модификации и новых свойств организма, о месте происхождения ор­ганизма-реципиента, оценка риска использования модифицированного организма и рекомендации по уменьшению допустимого риска, о предполагаемом использовании и о регистрации модифицированного организма за рубежом. Экспертиза биобезопасности осуществляется экспертным советом в течение 45 дней. Сведения о модифицирован­ном организме вносятся в реестр в течение 10 дней с момента приня­тия решения о его регистрации. В этот же срок выдается свидетельст­во о регистрации на бланках на предьявителя, имеющих степень защи­ты ценной бумаги, учетную серию и номер, являющихся документами строгой отчетности. Срок действия свидетельства — до пяти лет, но пу­тем перерегистрации он может быть продлен еще на пять лет. Государ­ственная регистрация может быть аннулирована в случае выявления негативного воздействия модифицированного организма на окружаю­щую среду, подтвержденного экспертизой (постановление Правитель­ства РФ «О государственной регистрации генно-инженерно-модифици-рованных организмов» от 16 февраля 2001 г.—СЗ РФ, 2001, №9,

ст. 860);

г) государственная регистрация лекарственных средств, предна­значенных для человека и животных, обязательна для производства, продажи и применения их на территории РФ. Государственной ре­гистрации подлежат новые лекарственные средства, новые комбина­ции ранее зарегистрированных средств либо произведенных в дру­гих лекарственных формах, с новой дозировкой или иным составом вспомогательных веществ, а также воспроизведенные лекарственные средства, применяемые в медицине; наркотические и психотропные средства помимо регистрации подлежат занесению в соответствую­щие списки (ст. 19 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г.-СЗ РФ, 1998, №26, ст. 3006);

д) регистр гидротехнических сооружений ведется органом над­
зора за их безопасностью. Основанием для внесения в Регистр явля­
ется декларация безопасности гидротехнического сооружения (ст. 1,
19 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля

1997 г.-СЗ РФ, 1997, №30, ст. 3589);

е) регистрация потенциально опасных химических и биологи­
ческих веществ по Постановлению Правительства РФ от 12 ноября

1998 г. (САПП РФ, 1992, №2, ст. 1669) является обязательной.
Этим же актом регулируется ведение федерального государствен­
ного регистра потенциально опасных химических и биологических
веществ. Регистр включает в себя сведения о номенклатуре, произ-

водстве, применении, назначении, свойствах, биологическом деист вии и поведении этих веществ в окружающей среде. Регистрация осуществляется Российским регистром при Государственной садтарно-эпидемиологической службе Минздрава РФ, в ведении Регист" ра участвует и Министерство природных ресурсов РФ Госулапст" венной регистрации подлежат все производимые в РФ и ввозимь из-за рубежа вещества природного и искусственного происхоаде ния (кроме пестицидов, агрохимикатов и лекарственных спелств наркотических и психотропных средств, в отношении котооы гистрация осуществляется в ином порядке). Она проводится на нове токсико-гигиенических и эколого-токсикологических исследо-взнии.

Разновидности химических веществ, которые используются при производстве химического оружия, и само химическое оружие пои его хранении, перевозке и уничтожении регистрируются в рамках государственной системы учета особо опасных материалов и контпо ля за ними;

ж) государственная регистрация недвижимого имущества сделок с ним учет земельных участков осуществляются в соответ ствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 я 2000 г. К основным документам указанного кадастра относится частности, Единый государственный реестр земель, содержащий сведения о существующих и прекративших существование земель ных участках, в том числе данные о кадастровых номерах местопо ложении, площади, категории земель и разрешенном использова нии земельных участков, описание их границ и отдельных частей зарегистрированных вещных правах и ограничениях (обременени ях), экономических (о плате за землю) и качественных характер стиках (показатели состояния плодородия земель), наличии объе тов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными уча-'

СТКЭМИ)

з) государственная регистрация лиц, пострадавших от радиан онного воздействия и подвергшихся радиационному облучени

результате чернобыльской и других радиационных катастроф и ин

цидентов (Постановление Совета министров РФ от 22 сентяб я

и) государственная регистрация новых пищевых продуктов другие виды регистрации.

Декларации

Это новый вид обеспечения экологической безопасности дея тельности, объектов, продукции. Одновременно он способствует

расширению сферы самостоятельности предпринимателей и иных лиц, связанных по роду своей деятельности с экологическими рис­ками, и их ответственности за принимаемые решения и действия. Российским законодательством последних лет он достаточно актив­но внедряется в правовое поле. Декларация представляет собой официальный документ, в котором субъект сам определяет показа­тели, параметры, направления своей деятельности и тем самым воз­лагает на себя обязательства по их соблюдению.

В настоящее время существуют следующие виды деклараций, связанных с охраной окружающей среды:

а) декларация промышленной безопасности - официальный до­кумент, утверждаемый руководителем организации, эксплуатирую­щей опасный объект; он несет ответственность за полноту и досто­верность сведений, содержащихся в декларации. Она представляется органам государственной власти, местного самоуправления, общест­венным объединениям и гражданам в установленном законом поряд­ке. Существует два вида обязательных деклараций такого рода —на­званные в п. 2 ст. 14 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и определенные Правительством РФ либо Госгортехнадзором РФ. К первой группе относятся все те объек­ты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образу­ются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, определенных Приложением 2 к названному Закону.

Декларация промышленной безопасности опасных производст­венных объектов имеет приложение — информационный лист;

б) декларация безопасности гидротехнического сооруже­ния — документ, в котором определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Она представляется собственником сооружения или эксплуатирую­щей его организацией и на основании заключения экспертизы ут­верждается органом надзора за безопасностью гидротехнических со­оружений. Декларация является основанием для внесения сооруже­ния в Регистр и выдачи разрешения на строительство, ввод в

эксплуатацию или вывод из эксплуатации, реконструкцию, капи­тальный ремонт, восстановление или консервацию;

в) декларация о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий, не подлежащих обязательной сертификации, требованиям нормативных документов. Такие декларации подаются индивидуаль­ными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляю­щими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов.

В зарубежном законодательстве декларации о безопастности и заявления о деятельности, связанной с воздействием на окружаю­щую среду, широко распространены.


Наши рекомендации