Права и обязанности должностных лиц органов управления (контроля и надзора) в области охраны окружающей среды и природопользования
Перечень этих прав и корреспондирующих им обязанностей в принципе не отличается от иных в сфере государственного управления и контроля. Указанные лица имеют права на: запрос и получение информации, необходимой для выполнения возложенных на них функций; проведение проверок как документации, так и фактического положения дел, в том числе путем взятия проб и т. п.; вход на подконтрольные объекты (в необходимых случаях с соблюдением установленных режимных ограничений); получение объяснений от руководителей и других работников предприятий, организаций; дачу заключений о соответствии деятельности (состояния объекта и т. п.) требованиям экологического законодательства; дачу обязательных предписаний об устранении недостатков в деятельности; приостановление и (или) прекращение экологически опасной деятельности; аннулирование выданных лицензий в случае нарушения их условий; применение мер административного взыскания, и т. п. Некоторые категории имеют право на применение служебного оружия, спецсредств, обыск и досмотр.
Рекомендуемая литература:Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998, с. 220—245; Комментарий к Федеральному закону «Об использовании атомной энергии». М., 1998; Петров В. В. Экологическое право России. М., 1995, с. 176-191; Правовое регулирование природоохранной деятельности. Учебное
пособие / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Ермакова. М., 1998, с. 48—81; Экология. Юридический энциклопедический словарь. М., 2000, с. ^86—388; Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А. Н. Козырина. М., 1996, с. 18—33; Онищен-ко Г. Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения.— Экологическая безопа-стность: проблемы, поиск, решения. М., 2001. с. 6—19; Алексеев Б.Н. Проблемы и пути решения обеспечения экологической безопастности деятельности вооруженных сил Российской Федерации-Там же, с. 46-54.
Мониторинг
Экологический мониторинг — это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.
Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга, — глобальный, национальный, региональный, локальный, от уровня измененности человеком окружающей среды — фоновый и импактный, от объекта мониторинга — собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический.
Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций наблюдения, расположенных в различных точках Земли, путем обмена полученных различными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том числе изменениями климата, создания системы данных, их распространения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.
Национальный экологический мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга создана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз изменений климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загрязняющих веществ и т. д. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Региональный экологический мониторинг — система наблюдений за состоянием окружающей среды в пределах административно-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или части такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характеризующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.
Локальный экологический мониторинг осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического
бедствия).
Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют международный статус биосферных (по соответствующим сертификатам
ЮНЕСКО).
Импактный мониторинг (от английского 1тра1и — воздействие, влияние) — разновидность системы наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками.
Социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека (естественной и искусственной), а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ.
Мониторинг животного мира - государственная система регулярных наблюдений за распространенностью, численностью, видовым составом объектов животного мира, состоянием среды их обитания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного использования и охраны животного мира, предотвращения распростране-
ия эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидностью является отраслевой мониторинг водных биологических ресурсов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п.
Мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдения за качеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержащихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропогенным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, сан-эпиднадзора, других субъектов.
Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством поверхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих веществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых периодически (ежемесячно) или сезонно.
Мониторинг земель — система базовых, периодических и оперативных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения органов управления земельными ресурсами, а также владельцев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, региональном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.
Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки на территории РФ) для определения уровней радиоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, растительности), ионизирующего излучения, количества и состава радиоактивных осадков.
Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, специализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.
Экологический мониторинг проводится специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеороло-
• гии и мониторингу окружающей среды, Государственной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохранения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государственной инспекции по торговле, Государственной службы наблюдения , за состоянием окружающей природной среды Министерства природных ресурсов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, станции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионального или локального мониторинга.
Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества ок-• ружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым статусом территории и объекты (например заповедные).
Законодательством могут быть установлены порядок регистрации объектов экологического мониторинга, ведение единого Реестра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мониторинга.
Источники права. Общие положения об экологическом мониторинге содержатся в Законах об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г. (ст. 69), об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. (ст. 23), о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. (ст. 1 и 45), о гидрометеорологической слежбе то 19 июля 1998 г., а также в утвержденных постановлениями Правительства РФ Положении о социально-гигиеническом мониторинге от 1 июня 2000 г., Положении о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 20 мая 1999 г., Положении о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды от 23 августа 2000 г., Положении об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды от 15 ноября 1997 г., По-
ложении о ведении государственного мониторинга водных объектов от 14 марта 1997 г., Положении о мониторинге земель в РФ от 15 июля 1992 г. о создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов от 26 февраля 1999 г. На уровне субъектов РФ пока действует лишь Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. «Об экологическом мониторинге», но Правительством Москвы одобрен 5 июня 2001 г. проект закона «Об экологическом мониторинге в г. Москве».
Рекомендуемаялитература: Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право. Минск, 2000, с. 247-255; Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 2000, с. 211-213.
Понятие и виды кадастров
Кадастры природных ресурсов являются одним из важнейших источников информации о них и представляют собой систематизированную систему сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.
Значение кадастров велико, и поэтому порядок их ведения устанавливается либо федеральным законом, например Законом «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., либо постановлениями Правительства, иногда временными положениями, утвержденными уполномоченными на то министерствами, ведомствами.
В настоящее время в России существует несколько видов кадастров, формируемых в зависимости от объекта учета — природного ресурса: земельный, водный, животного мира, лесов, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий, а также кадастр отходов. Все они имеют статус государственных.
Земельный кадастр - это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы, составляющие земельный кадастр, по своему правовому статусу, содержанию и форме делятся на три группы. К основным документам земельного кадастра относятся Единый государственный реестр зе-
мель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), к вспомогательным — книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети, а к производным — документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные и аналитические документы.
Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ создана Федеральная служба земельного кадастра РФ. Единицами кадастрового деления территории РФ являются кадастровые округа, районы, кварталы. Каждому земельному участку присваивается свой кадастровый номер, сведения об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок за плату и бесплатно.
Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки (в том числе экологических), геоэкономической оценке. Наряду с кадастром ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, где отражается степень их изученности, промышленного освоения и другие данные.
Водный кадастр — это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей. Кроме того, для оценки наличия и степени использования водных ресурсов, определения потребностей в воде ведутся водохозяйственные балансы.
Лесной кадастр — свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и т. п.
Кадастр животного мира представляет собой систематизированные сведения о географическом распространении, численности, видовом составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, а также о среде обитания объектов животного мира. Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ с определенными оговорками также можно считать своеобразным кадастром редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
Кадастр особо охраняемых природных территорий — свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий.
Кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по-использованию, местах размещения и т. п.
Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, поскольку отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.
Ведение кадастров возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Следует учитывать, что учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ, а рыбных запасов во внутренних водоемах - Государственный комитет по рыболовству РФ. Ведение территориальных кадастров осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.
Таким образом, кадастры являются важнейшей формой учета состояния объектов окружающей среды и природопользования. С самим существованием и ведением кадастров неразрывно связаны иные, иногда обособленные, иногда образующие целостную систему учеты и регистрации, специальные реестры и регистры. Российское законодательство в ряде случаев подробно регулирует их, иногда эти порядки не получают должной разработки и находятся в стадии создания и (или) совершенствования.
Одним из значимых примеров правотворческой и организационно-управленческой деятельности в данной сфере является принятие Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Постановлением Правительства от 1 марта 2001 г. (СЗ РФ, 2001, № 10, ст. 963). Данный учет представляет собой упорядоченную систему сбора и обработки информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения, полученной при проведении почвенных, агротехнических, фитосанитарных, эколого-токсикологи-ческих обследований. Он служит получению полной и достоверной информации о состоянии и динамике плодородия земель, выявлению и предотвращению негативных результатов хозяйственной деятельности и т. п. Учет показателей ведется Минсельхозом РФ раздельно по видам сельскохозяйственных угодий (пашня, залежи, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения), а полученные данные подлежат включению в Государственный земельный кадастр. Информация является открытой и общедоступной. Ответственность за полноту и достоверность данных, хранение учетных документов и объективность предоставляемой информации несет Министерство сельского хозяйства РФ. В число данных включаются результаты об-
следований земель, проводимых Федеральной службой земельного
кадастра России.
Источники права. Общие положения о кадастрах содержатся в ст. 16 Закона «Об охране окружающей природной среды», ФЗ «О государственном земельном кадастре», (который подробно регулирует все вопросы его ведения), законах «О животном мире» (ст. 14); «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 4); Водном кодексе (ст. 79); Лесном кодексе (ст. 69), Законе РФ «О недрах» (ст. 30-32), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 20). Конкретизируются нормы указанных законов в постановлениях Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г.; «О Красной книге Российской Федерации» от 19 февраля 1996 г.; Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель от 8 апреля 2000 г.; Правилах кадастрового деления территории РФ и Правилах присвоения кадастровых номеров земельным участкам от 6 сентября 2000 г., и др.
Рекомендуемая литература:Бринчук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды), М.. 1998, с. 269-274; КрассовО.И. Земельное право. М., 2000. с. 175-178.
Регистрация
Регистрационная деятельность в сфере охраны окружающей среды имеет чрезвычайно важное значение. Она служит основой при осуществлении таких функций экологического управления, как информационное обеспечение, контроль, надзор, лицензирование и др.
Регистрация представляет собой внесение в единый по форме официальный документ (реестр, регистр, каталог, список, баланс) сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду. Регистрация проводится в установленном законом порядке органами, наделенными соответствующей компетенцией. Именно поэтому она приобретает статус государственной. Существует два вида регистрации: обязательная и добровольная. В ряде случаев юридическим последствием регистрации является выдача официального свидетельства, необходимого наряду с иными документами для осуществления деятельности.
Российским законодательством предусмотрены следующие случаи регистрации и ведения реестров (регистров):
а) Государственный реестр объектов размещения отходов и Федеральный классификационный каталог отходов (ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
б) государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой предоставляется разрешение на производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз и вывоз. Она проводится на основе заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок 10 лет либо на срок два года в случаях необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия указанных веществ на здоровье людей и окружающую среду. Юридическими последствиями регистрации являются выдача свидетельства о регистрации и внесение пестицида или агрохимиката в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ (ст. 1, 2 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»);
в) регистрация и ведение государственного реестра опасных производственных объектов, содержащего информацию об этих объектах и эксплуатирующих их организациях, в том числе признаках объектов, по которым они отнесены к опасным производственным; видах деятельности, на осуществление которых требуются лицензии; о ведомственной принадлежности и территориальной принадлежности объектов. Регистрация осуществляется Госгортех-надзором и его органами. Объекты, вводимые в эксплуатацию, подлежат регистрации не позднее 30 дней с начала их эксплуатации. Объекты, зарегистрированные в государственном реестре, подлежат перерегистрации не реже одного раза в пять лет. Ведение государственного реестра осуществляет Госгортехнадзор России, а его ведомственных разделов - иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие право проводить регистрацию опасных производственных объектов. В отношении доступа к носителям информации об объектах, зарегистрированных в реестре, установлен ограничительный порядок. Регистрируемым объектам присваиваются регистрационные номера (ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов и Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г.-СЗ РФ, 1998, №48, ст. 5938);
г) регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов, ведение сводного государственного реестра и выдача свидетельства о регистрации осуществляются Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Регистрация проводится на основе заявления о деятельности по созданию, использованию, выпуску в окружающую среду, о совершении сделок, в том числе внешнеторговых, предметом которых являются такие организмы, путем анализа сведений о биобезопасности, проведения экспертизы, принятия решения о биобезо-
пасности, внесения в реестр и выдачи свидетельства. В заявлении содержатся сведения о таксономическом статусе модифицированного организма, о его разработчике, описания внесенной генетической модификации и новых свойств организма, о месте происхождения организма-реципиента, оценка риска использования модифицированного организма и рекомендации по уменьшению допустимого риска, о предполагаемом использовании и о регистрации модифицированного организма за рубежом. Экспертиза биобезопасности осуществляется экспертным советом в течение 45 дней. Сведения о модифицированном организме вносятся в реестр в течение 10 дней с момента принятия решения о его регистрации. В этот же срок выдается свидетельство о регистрации на бланках на предьявителя, имеющих степень защиты ценной бумаги, учетную серию и номер, являющихся документами строгой отчетности. Срок действия свидетельства — до пяти лет, но путем перерегистрации он может быть продлен еще на пять лет. Государственная регистрация может быть аннулирована в случае выявления негативного воздействия модифицированного организма на окружающую среду, подтвержденного экспертизой (постановление Правительства РФ «О государственной регистрации генно-инженерно-модифици-рованных организмов» от 16 февраля 2001 г.—СЗ РФ, 2001, №9,
ст. 860);
г) государственная регистрация лекарственных средств, предназначенных для человека и животных, обязательна для производства, продажи и применения их на территории РФ. Государственной регистрации подлежат новые лекарственные средства, новые комбинации ранее зарегистрированных средств либо произведенных в других лекарственных формах, с новой дозировкой или иным составом вспомогательных веществ, а также воспроизведенные лекарственные средства, применяемые в медицине; наркотические и психотропные средства помимо регистрации подлежат занесению в соответствующие списки (ст. 19 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г.-СЗ РФ, 1998, №26, ст. 3006);
д) регистр гидротехнических сооружений ведется органом над
зора за их безопасностью. Основанием для внесения в Регистр явля
ется декларация безопасности гидротехнического сооружения (ст. 1,
19 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля
1997 г.-СЗ РФ, 1997, №30, ст. 3589);
е) регистрация потенциально опасных химических и биологи
ческих веществ по Постановлению Правительства РФ от 12 ноября
1998 г. (САПП РФ, 1992, №2, ст. 1669) является обязательной.
Этим же актом регулируется ведение федерального государствен
ного регистра потенциально опасных химических и биологических
веществ. Регистр включает в себя сведения о номенклатуре, произ-
водстве, применении, назначении, свойствах, биологическом деист вии и поведении этих веществ в окружающей среде. Регистрация осуществляется Российским регистром при Государственной садтарно-эпидемиологической службе Минздрава РФ, в ведении Регист" ра участвует и Министерство природных ресурсов РФ Госулапст" венной регистрации подлежат все производимые в РФ и ввозимь из-за рубежа вещества природного и искусственного происхоаде ния (кроме пестицидов, агрохимикатов и лекарственных спелств наркотических и психотропных средств, в отношении котооы гистрация осуществляется в ином порядке). Она проводится на нове токсико-гигиенических и эколого-токсикологических исследо-взнии.
Разновидности химических веществ, которые используются при производстве химического оружия, и само химическое оружие пои его хранении, перевозке и уничтожении регистрируются в рамках государственной системы учета особо опасных материалов и контпо ля за ними;
ж) государственная регистрация недвижимого имущества сделок с ним учет земельных участков осуществляются в соответ ствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 я 2000 г. К основным документам указанного кадастра относится частности, Единый государственный реестр земель, содержащий сведения о существующих и прекративших существование земель ных участках, в том числе данные о кадастровых номерах местопо ложении, площади, категории земель и разрешенном использова нии земельных участков, описание их границ и отдельных частей зарегистрированных вещных правах и ограничениях (обременени ях), экономических (о плате за землю) и качественных характер стиках (показатели состояния плодородия земель), наличии объе тов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными уча-'
СТКЭМИ)
з) государственная регистрация лиц, пострадавших от радиан онного воздействия и подвергшихся радиационному облучени
результате чернобыльской и других радиационных катастроф и ин
цидентов (Постановление Совета министров РФ от 22 сентяб я
и) государственная регистрация новых пищевых продуктов другие виды регистрации.
Декларации
Это новый вид обеспечения экологической безопасности дея тельности, объектов, продукции. Одновременно он способствует
расширению сферы самостоятельности предпринимателей и иных лиц, связанных по роду своей деятельности с экологическими рисками, и их ответственности за принимаемые решения и действия. Российским законодательством последних лет он достаточно активно внедряется в правовое поле. Декларация представляет собой официальный документ, в котором субъект сам определяет показатели, параметры, направления своей деятельности и тем самым возлагает на себя обязательства по их соблюдению.
В настоящее время существуют следующие виды деклараций, связанных с охраной окружающей среды:
а) декларация промышленной безопасности - официальный документ, утверждаемый руководителем организации, эксплуатирующей опасный объект; он несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации. Она представляется органам государственной власти, местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в установленном законом порядке. Существует два вида обязательных деклараций такого рода —названные в п. 2 ст. 14 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и определенные Правительством РФ либо Госгортехнадзором РФ. К первой группе относятся все те объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, определенных Приложением 2 к названному Закону.
Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов имеет приложение — информационный лист;
б) декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Она представляется собственником сооружения или эксплуатирующей его организацией и на основании заключения экспертизы утверждается органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Декларация является основанием для внесения сооружения в Регистр и выдачи разрешения на строительство, ввод в
эксплуатацию или вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию;
в) декларация о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий, не подлежащих обязательной сертификации, требованиям нормативных документов. Такие декларации подаются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов.
В зарубежном законодательстве декларации о безопастности и заявления о деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, широко распространены.