Тема: Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности
Задачи:актуализировать знания учащихсярастениях и животных ближайшего окружения, создать условия для примененияполученных знаний о способах ориентирования на практике; развивать умения распознавать растения и животные, наблюдать за сезонными явлениями, рефлексивные умения; воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила природоохранного поведения.
Оборудование: шест, компас, планшет, карандаши, бумага, карточки с заданиями для групп.
Ход экскурсии
Необходимая подготовительная работа проводится в классе, перед проведением экскурсии. Сама экскурсия проводится желательно примерно за полчаса до полдня. Экскурсия проводится в ясную солнечную погоду.
Вначале экскурсии целесообразно остановиться в каком-нибудь красивом уголке школьного двора или недалеко от школы. Эта часть экскурсии посвящается актуализации имеющихся у школьников знаний об осенних изменениях в природе, развитию у них эстетических чувств. Учитель просит учащихся посмотреть вокруг, полюбоваться красками природы, послушать ее звуки, почувствовать ее запахи. Уточняется: Как называется этот период осени? Что свидетельствует о том, что осень уже наступила? Какие растения вы узнали? На каких знакомых вам деревьях уже начали желтеть листья? Почему? Дальше можно предложить детям игру «Загадаю – отгадай», чтобы они проверили себя, как научились распознавать растения ближайшего окружения.
Вначале учитель предлагает краткие описания расположенных в поле зрения деревьев, кустарников, травянистых растений:
– листья похожи на сердечки, края зубчатые, плоды орешки, собраны в пучки, снабженные одним крылышком; (липа)
– листья также похожи на сердечки, но края цельные, листья темнозеленые; (сирень)
– листья плотные, с заостренной верхушкой, основание слегка вытянутое, на длинных сплюснутых с боков черешках; (тополь)
– листья мелкие, зубчатые, плоды орешки, напоминают по форме бабочку; (береза)
– листья крупные, резные, на длинных черешках, плоды двукрылатки; (клен)
– лист состоит из трех листиков, цветки розового или белого цвета, напоминают головку; (клевер).
Фронтальная практическая работа по ориентированию на местности. Затем школьники переходят на открытую или частично открытую местность. Учитель напоминает задачи предстоящей работы, знакомит с планом работы. По заданию учителя школьники, выясняют на какой местности – открытой или закрытой – они находятся, в виде чего (круга, полукруга) он видят горизонт, почему. Учащиеся определяют, где на местности линия горизонта, на каком расстоянии примерно она находится. А если нам нужно увидеть местность дальше этой линии горизонта, что нужно сделать для этого? Есть ли вблизи более высокие места, с которых мы могли бы наблюдать линию горизонта? Учитель обращает внимание детей на то, что если возникнет когда-нибудь необходимость (например, вы заблудились) увидеть местность дальше, нужно вблизи найти более высокое место и подняться на него.
Учитель напоминает, как важно уметь ориентироваться на местности и предлагает сориентироваться на местности с помощью компаса, т.е. определить в какой стороне горизонта находится от нас школа. Учащиеся вспоминают, как это можно сделать, с помощью чего. Учитель принимает предложения детей. Дети пробуют определить стороны горизонта по местным признакам (если есть таковые). Но как узнать, насколько верны они? Каким правилам ориентирования по местным признакам нужно следовать? Затем учитель предлагает проверить правильность определения сторон горизонта по местным признакам с помощью компаса. Обязательно повторяются правила пользования компасом. После определения сторон горизонта по компасу, выясняется, в каком направлении от места нахождения детей находится школа. Учитель уточняет, в каком направлении нужно идти, чтобы вернуться в школу, в каком направлении от школы дети шли на место проведения экскурсии. Затем организуются тренировочные упражнения на местности – определяется, в какой стороне горизонта по отношению к месту стоянки детей находятся некоторые местные предметы (одиноко стоящие деревья, другие школьные сооружения, стоянка автобусов и т.п.).
Учитель подводит учащихся к шесту на площадке (в начале первого). Еще до полдня и в полдень по заданию учителя один из учеников отмечал длину тени, падающей от шеста. Учащиеся выясняют, какой это способ определения сторон горизонта, как этим способом пользоваться. Уточняется время. Что здесь еще не хватает? Кто-то из учащихся сначала отмечает длину тени. Обращается внимание на увеличение длины тени после полудня. (Если экскурсия проводится в другое время, пользуются уже готовым отметками длины тени, сделанные учителем заранее.) Школьники определяют по длине тени стороны горизонта: ищут самую короткую тень, вспоминают, какая сторона горизонта находится в этом направлении (пишут на песке букву «С»), выясняют, как называется противоположная сторона, как найти запад и восток. Все направления прочерчиваются на песке, подписываются стороны горизонта. На песке, таким образом, получаем схему, показывающую стороны горизонта. Затем школьники определяют промежуточные стороны горизонта, показывают их на схеме. Полученные данные сверяем с компасом.
Самостоятельная практическая работа в группах. Каждая группа отправляется на свое место работы и выполняет задания по определению местоположения указанных предметов. После выполнения работы нужно проверить полученные результаты, сверить данные по одним и тем же предметам. Выясняется причина различий в полученных результатах (дети находись в разном положении относительно одних и тех же предметов).
Подведение итогов.Чему сегодня научились на экскурсии? Где могут пригодиться умения ориентирования на местности? Что было самым сложным в работе? Почему? Что больше всего понравилось? Почему? Как вы себя чувствовали на экскурсии? Что помогало поддерживать хорошее настроение, желание работать? Какое растение вам больше всего понравилось в это время года? Почему? Давайте поблагодарим природу своими улыбками за подаренные нам приятные чувства, за прекрасную погоду, за солнечные лучики, согревавшие нас.
Тема: План и масштаб
Задачи: сформировать представление о плане, его признаках и свойствах, научить отличать план от рисунка, учить читать план (за условными знаками видеть местность, пользоваться масштабом, определять направления сторон горизонта, расположение объектов относительно сторон горизонта и друг друга); создать условия для совершенствования умения сравнивать, делать выводы, общаться друг с другом на деловой основе, воспитания аккуратности, ответственного отношения к своей учебной деятельности.
Оборудование: план местности, карандаш, линейка, стирки, спичечные коробки или кубики, метровая линейка или рулетка.
Ход урока
Вначале учитель показывает практическую значимость умения читать план местности. Мы попали в незнакомый город или другую незнакомую местность. Но у нас есть план этой местности. Что же это такое? Как им пользоваться? Что мы можем узнать с помощью его? На эти вопросы мы сегодня и найдем ответ.
Что же такое план? На партах у школьников лежат кубики или спичечные коробки или другие подобные предметы. Учитель показывает рисунок этих предметов (на доске или на листе бумаги) и спрашивает детей: Что это такое? Как мы смотрим на предмет, чтобы получить его рисунок? (Сбоку). А дальше учитель просит учащихся взять кубик (коробок), положить на лист бумаги и обвести его контур карандашом. Что получилось? (Квадрат, прямоугольник). Посмотрите сверху на предмет? Какую фигуру мы видим? Сравните полученные фигуры. (Они одинаковые.) Чертеж на бумаге и есть план коробка (кубика). Можно ли по полученному чертежу узнать размеры спичечного коробка (кубика)? Какие? (Длину и ширину).
Как нам получить план стакана, (стирки)? (Поставить на бумагу и обвести контур дна.) Что мы получим? (Круг). Эту же фигуру мы видим, когда смотрим на стакан сверху? Сделаем вывод, что же такое план? Учитель обобщает высказывания детей и помогает им сделать вывод о том, что план – это чертеж предмета, на котором он виден так, как мы видим его сверху.
План небольшого предмета вычертить просто. А как начертить план, например, стола или парты, нашего класса? Посмотрите сверху на свою парту, на учительский стол (кто-то из учащихся выходит и смотрит). Что мы видим? Значит, на бумаге у нас должен получится прямоугольник? Но какого размера? Такой большой прямоугольник мы не сможем нарисовать на листе наших тетрадей. Что нужно сделать? Учащиеся делают вывод, что нужно уменьшить. Во сколько раз? Учитель отмечает, что для того, чтобы вычертить план большого предмета пользуются масштабом. Чтобы начертить план стола, нужно определить размеры стола: длину и ширину. Учитель называет размеры (или измеряет прямо на уроке) стола: (например, длина –100 см, ширина - 50 см ) и предлагает уменьшить размеры стола в 5 раз. Что нужно для этого сделать? Какие уменьшенные размеры у нас получаться? (длина – 20 см, ширина – 10 см). Но это тоже не очень удобные размеры для чертежа в тетради. Предлагается уменьшить размеры в 10 раз. Как теперь сделать чертеж стола на бумаге? (Начертить прямоугольник. со сторонами в 10 см (длина) и 5 см (ширина). Учащиеся вычерчивают план стола, после чего учитель спрашивает, как узнать по чертежу настоящие размеры стола. (Размеры сторон прямоугольника умножить на 10, т.е. на столько, во сколько раз уменьшали).
После выполнения работы, учитель просит школьников сделать вывод о том, что же нужно сделать, чтобы вычертить план больших предметов. (Уменьшить в определенное количество раз.) Учитель напоминает учащимся, что, вычерчивая план стола, мы пользовались масштабом. Термин записывается (заранее) на доске или выставляется соответствующий трафарет со словом, обращается внимание на правописание и произношение термина. Что же такое масштаб? Учащиеся находят и зачитывают ответ в учебнике. После чтения учебника, учитель организует анализ прочитанного: Что показывает масштаб? Как записывается масштаб? Как читать масштаб? (Одному сантиметру на чертеже соответствует 100 см в действительности или на местности.) Далее предлагает записать масштаб, которым пользовались при вычерчивании плана стола (в 1 см – 10 см ) и прочитать его.
Затем учитель организует тренировочные упражнения по формированию умения чертить план и пользоваться масштабом. Учащиеся получают задания: 1. Начертите план класса, длина которого 6 м, ширина – 4 м. Масштаб: в 1 см – 1 м. 2. (Учащимся предлагается план стола). Определите по чертежу размеры стола. Масштаб в 1 см – 10 см.
Учитель спрашивает, как учащиеся будут выполнять задание, после чего школьники выполняют задания самостоятельно в парах.
Учитель отмечает, что мы узнали, что такое план отдельного предмета. Вычерчивают также планы и целой местности. По просьбе учителя учащиеся рассуждают, что он будет собой представлять, как его получить. (Чертеж, вид сверху. Чтобы его получить нужно пользоваться масштабом, т.е. уменьшить изображение. Наличие масштаба – это обязательный признак плана.)
Далее рассмотрим таблицу «План местности», на которой изображены вид местности сверху, рисунок этой местности и план ее и сравним их. На доске таблица «Сравнение рисунка и плана местности», которая заполняется учителем в процессе выполнения учащимися практической работы. (Соответствующую таблицу учащиеся заполняю в своих рабочих тетрадях). Учитель просит школьников определить, где рисунок местности, где вид местности с самолета. Как это можно определить? Как мы видим предметы на рисунке и на фотографии с самолета? (на рисунке – сбоку, с самолета – сверху.) Как мы видим предметы на плане местности? После этого заполняется первый пункт сравнительной таблицы. Как изображены предметы на фотографии, на рисунке? (Так, мы их видим.) Как изображены предметы на плане местности? Можно ли на плане узнать изображенные объекты? Какие предметы вы можете узнать? (Речку.) А вот другие предметы узнать на плане трудно, потому что изображены они с помощью особых условных знаков. Каждый предмет имеет свой особый знак. Условные знаки и их значение указано на плане. Далее учитель просит учащихся определить, как обозначен на плане смешанный лес, луг, кварталы поселка, дорога. Учащиеся ищут на плане с помощью условных знаков фруктовый сад, огород, школу. После практической работы на плане заполняется второй пункт таблицы.
Для того, чтобы установить следующее свойство плана, учитель просит учащихся определить расстояние от школы до смешанного леса. Где это можно сделать: на рисунке или плане? Почему? Учитель сообщает учащимся масштаб плана местности, изображенного на стр. 15 учебника: в 1 см – 100 м (заметим, что масштаб в учебнике на плане не указан). Вначале просит прочитать масштаб. Далее выясняется, как определить требуемое расстояние на плане местности (с помощью линейки измеряется расстояние, полученное на плане расстояние в см умножаем на 100 м ). Сравнение масштабов позволяет сформировать у школьников представление о крупном и мелком масштабе (такое сравнение необходимо для формирования в дальнейшем представления о карте в процессе сравнения ее с планом). Учитель предлагает запись двух масштабов и спрашивает, какой масштаб крупнее (или мельче): в 1 см – 10 м или в 1 см – 100 м. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, в каком случае больше степень уменьшения, т.е. при каком масштабе расстояние уменьшаются в большее количество раз. Учащиеся под руководством учителя устанавливают, во сколько раз уменьшены размеры на плане по сравнению с местностью в первом случае и во втором. Для этого метры переводят в см, полученная величина будет показывать, во сколько раз уменьшены размеры на плане. В первом случае (при масштабе 1 см – 10 м) размеры на плане уменьшены в 1000 раз, во втором случае – в 10000 раз. Где будут объекты более крупными? Значит, какой масштаб крупнее? (в 1 см – 10 м). С целью закрепления умения сравнивать масштабы, можно предложить еще пример: Какой масштаб мельче: в 1 см – 20 м или в 1 см – 200 м? Рассуждаем, как и в первом случае: устанавливаем во сколько раз уменьшены размеры в обоих случаях, сравниваем величины и получаем, что во втором случае размеры на плане уменьшены в большее количество раз – в 20000 раз, значит, этот масштаб мельче. На основании работы можно сделать вывод, что чем больше в записи масштаба вторая цифра, тем мельче масштаб, и наоборот. Нужно отметить, что на плане можно показать только небольшой участок земли.
Очень важный признак плана – наличие стрелки, которая показывает стороны горизонта на плане. Учитель показывает на плане местности стрелку, рисует ее доске, чтобы обратить внимание, как на ней обозначаются стороны горизонта. Стрелка указывает на север. Значит, вверху на плане – север. Дальше учащиеся сами определяют остальные стороны горизонты: противоположный конец стрелки указывает на юг, значит, внизу на плане – юг. Налево от северного конца стрелки – запад, направо – восток. Чтобы у школьников было сформировано представление о том, как на плане можно ориентироваться относительно сторон горизонта и как определять направления, организуются тренировочные упражнения: В каком направлении течет р. Быстрая? (Вначале с З на В, затем на Ю, Ю-З, далее на Ю – В.) В каком направлении проходит дорога? Что находится южнее: смешанный лес или луг? Где находится смешанный лес по отношению к поселку? (На С-З) Где находится пашня по отношению к поселку? (Одна на севере, вторая на западе)
После практической работы делается вывод, где и почему можно определять направления сторон горизонта и расположение объектов относительно сторон горизонта и заполняется последний пункт сравнения плана и рисунка. В конечном виде сравнительная таблица выглядит следующим образом:
Таблица сравнения плана и рисунка
Признаки сравнения | Рисунок | План - чертеж |
Как видим объекты? | сбоку | сверху |
Как изображены объекты? | как видим | условными знаками |
Где можно измерять расстояния? | – | + (масштаб) |
Где можно определять направления? | – | + ( ) |
С помощью таблицы делается вывод, чем отличается план от рисунка: видом сверху, наличием условных знаков, масштаба, стрелки, показывающей стороны горизонта. Следовательно, основные признаки плана - вид сверху, наличие условных знаков, масштаба, стрелки. Затем выясняется, что можно узнать на плане местности (какие объекты находятся на местности, где расположены относительно сторон горизонта и друг друга, расстояние между объектами). Видеть предметы за условными знаками, определять расстояния, месторасположение объектов относительно сторон горизонта – это, значит, уметь читать план. Слова учителя сопровождаются соответствующей схемой, которая выполняется на листе бумаги:
Читать план, значит:
- видеть за условными знаками изображенные предметы;
- пользоваться масштабом (или определять расстояния с помощью масштаба);
- определять стороны горизонта, расположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга.
Закрепление изученного можно провести с помощью теста:
1. Назови букву правильного ответа.
План местности – это:
А) рисунок участка местности, на котором изображены предметы так, как мы их видим;
Б) чертеж небольшого участка местности, на котором предметы изображены так, как мы их видим сверху и с помощью условных знаков.
2. Вставь пропущенное, закончи предложение.
Признаки плана – это наличие стрелки, показывающей стороны горизонта, изображение предметов с помощью …, наличие … .
3. Чем план отличается от рисунка? Назови буквы с правильными ответами.
А) На плане можно измерять расстояния между предметами, так как все изображено в масштабе.
Б) На плане можно определять месторасположение предметов относительно сторон горизонта и друг друга.
В) На плане предметы изображены так, как мы их видим.
Г) На плане предметы изображены условными знаками.
4. Выбери букву с правильным ответом.
Масштаб показывает:
А) во сколько раз расстояния, размеры предметов на плане уменьшены по сравнению с их настоящей величиной на местности;
Б) на сколько уменьшены расстояния на плане в сравнении с действительностью.
5. Сравни масштабы, назови, какой из них крупнее.
В 1 см – 5 м. В 1 см – 50 м.
(Заметим, что задания теста содержаться в пособии «Разноуровневые задания, тесты: Человек и мир: 4 класс / В.М. Вдовиченко, Т.А. Ковальчук. – Мн. Изд-во «Пачатковая школа», 2004. – С. 7 - 8. »)
Подведение итогов работы. Что нового мы узнали на уроке? Чему учились? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Почему? Довольны ли вы своей работой?
Домашнее задание: Прочитать текст на стр., выполнить задания 1 и 4 после текста, ответить на вопросы. Для желающих: составить план школьного двора или своего дома с двором (своей квартиры).