Исторические истоки теории устойчивого
(по Л.Г. Мельнику [3])
В истории человечества можно найти немало поучительных примеров, которые связаны со становлением устойчивого развития. Многие из них иллюстрируют экологические ошибки человека, однако есть и немало довольно положительных примеров, когда отношения человека с природой строились на очень взвешенной системе, которая разрешала обществу существовать в равновесном состоянии с местными экосистемами на протяжении значительных периодов времени.
Экономические общества в долине реки Нил зависели от равновесия сложной системы использования природных ресурсов. Разливы реки обеспечивали сельскохозяйственные земли необходимыми для грунта питательными веществами. Экономические системы, которые опирались на устойчивое земледелие, просуществовали в долине Нила 7 тысяч лет (первые поселения появились здесь приблизительно в 5500 г. к н.э.) и были разрушенные лишь в XIX столетии с появлением современных технологий. Безусловно, можно говорить о правильном выборе сельскохозяйственных средств производства (выбор культур, орудий труда, методов обработки земли, времени ирригационных работ и др.), однако он стал возможным благодаря гибкой системе экономических отношений, которая обеспечивала равновесие интересов производителей и других слоев населения. Известно, в частности, что в Старинном Египте существовала гибкая налоговая система, адаптированная к интенсивности разливов рек: низкие уровни разливов - низкие пошлины, высокие уровни разливов - высокие пошлины (Кен, 1998).
Экономические системы, которые опирались на устойчивое земледелие, просуществовали в долине Нила 7 тысяч лет.
История знает немало противоположных примеров, когда практические действия, которые стимулируются экономическим базисом (часто под давлением политической системы), за считанные годы разрушали экосистеми, которые существовали и, что очень важно, культивировались до этого столетиями. Как не вспомнить хрущовско - брежневскую целину. Экосистема, которая успешно выдерживала десятки поколений скотоводов, была разрушена всего за 3-5 лет интенсивным земледелием. Или «подвиг» таджикских хлопководов, которые успели за какой-либо десяток лет превратить цветущий оазис вокруг Арала в пустыню с «лужей» внутри. Возможно, менее наглядным, но не менее драматическим по своим результатам и поучительным, является пример Украины, где несколько десятилетий «образцового» планового хозяйствования забрали свыше 30% гумуса, затопили, подтопили, высушили, эродировали и отравили миллионы гектаров когда-то плодородных земель — всемирного эталона чернозема (Борщевский и др., 1998). Можно много говорить о несовершенной технике, о неправильной технологии обработки земли, об ошибочных севооборотах и т.д. и т.д., но все это всего лишь «покорные слуги» экономических отношений, которые планированием «от достигнутого» благословили ориентацию на результаты нынешнего дня, несмотря на последствия даже ближайшего будущего, не говоря уже об интересах будущих поколений.
Продуктивные силы древности - от античных времен к Средневековью — были очень тесно связанные с естественной средой, ведь основу экономической системы составляло сельскохозяйственное производство. Не случайно, что в настоящее время человечество вплотную подошло к осознанию необходимости равновесного природопользования. С позиции настоящего можно только испытывать удивление тем открытиям, которые осуществили мыслители и хозяева древности в сфере «устойчивого развития». Попробуем только схематично отметить те идеи экономической мысли, которые созвучные современной концепции устойчивого развития (Всемирная, 1987).
Факты публикаций
• Говоря современным языком, государственная программа природопользования, которая сделала регулирование водоснабжения основой экономических отношений в стране, была реализована на территории Старинной Месопотамии в Шумерском царстве еще в III тысячелетии до н.э. Сделать это было очень сложно, так как в отличие от Нила, сезонность разлива которого была приблизительно постоянной, разливы Тигра и Евфрата происходили часто внезапно, нанося большой вред. Это, наверное, можно сравнить с убытком от нынешних чрезвычайных ситуаций. Тем не менее задача регулирования была решена настолько успешно, что и через 2000 лет(!) на той самой территории, но уже в другом государстве (Нововавилонском царстве) рукописи сообщают о больших успехах в материальном производстве и развитии товарно-денежных отношений. Благодаря реконструкции ирригационной системы непредвиденные разливы Евфрата прекратились, людям удалось подчинить естественную стихию капризной реки (Всемирная, с. 52-65).
• Прообраз «национальных экономических счетов», причем с учетом естественных факторов, появился в той самой Старинной Месопотамии еще в III тысячелетии до н.э. Хозяйственные архивы древних государств содержат многочисленные документы «экономической отчетности». В рамках государственного учета осуществлялось обмеривание сельскохозяйственных полей, которое отображалось в специальных земельных кадастрах, в которых указывался не только перечень участков, но и качество обрабатываемой земли, а также особенности места ее расположение (Там же, с. 54).
• Первая попытка трактования понятия справедливости на базе социально-экономических отношений, в том числе относительно земли, между разными социальными группами: владельцами, рабами, наемными работниками — осуществленная в Старом Завете Библии (Там же с. 69).
• Вопрос благосостояния прямо связывают со стремлением и умением проводить активную политику в развитии земледелия и освоении новых земель в священной книге древних персов «Авесте» (І тыс. до н.э.). Если же человек не будет ухаживать за землей, его ждет бедность. Прослеживается и обратная связь: бедность приводит к запустению земель, поэтому аскетизм прямо осуждается (Там же, с. 71-74).
• В трактатах древних персов появляются важнейшие компоненты, которые формируют благополучие человеческого сообщества. Природа — первооснова благосостояния общества; естественно-антропогенные системы должны существовать бесконечно; «общество свободное от всякого угнетения».Общество должно обеспечить всем гражданам свободное развитие.Именно эти качества закладывал Мани в свою «Землю Света» (Иран, III ст. к н.э.). «Все прекрасное рожденное землей: холмы опрятные, красивые, сплошь покрытые цветами густыми; дерева, плоды которых не падают, не гниют и не знают червоточины; источники, которые вечно выливают божественную влагу, что наполняет все царство Света, луга и рощи; бесчисленные дома и дворцы... которые существуют бесконечно, от века до века... Земля Света безгранична... она свободна от наименьшего угнетения, в ней нет нищеты и потерь, здесь каждый передвигается как хочет, и живет по своей свободной воле». (Там же, с. 75).
• Гармония интересов поколений рассматривается как экономическая основа устойчивого развития общества в работах Конфуция (Китай, VI—V ст. до н.э.) (Там же, с. 95).
• Время начинает рассматриваться как экономическая категория: «Мудрость правителя - в воздержании, умении не отнимать у земледельца время, необходимое для работы на своем поле» ( Мен-Цзи, Китай, ХVІІІ-ХІІ ст. до н.э.) (Там же, с. 98).
• Выдвигается концепция прогрессивного развития общества, осуществляется попытка связать численность народонаселения с производством материальных благ. Хань Фей считал, что главная причина изменений в обществе - рост населения: «...в древности земных плодов и корней было много, поскольку людей было мало» (Китай, 233 до н.э.) - это сказано за 2000 лет до Мальтуса и почти за 2200 лет до Рио-Конференции, которая приняла концепцию устойчивого развития(!) (Там же, с. 103).
• Необходимость соответствия орудий работы характеру грунта (Китай, 81 г. до н.э. — мысль, которая, к сожалению, до сих пор не воспринята в нашей стране) (Там же, с. 104).
• Идея государственного регулирования, рыночной экономики для целей устойчивого состояния - почти дословная фраза(!) из трактата « Гуань-Цзи» (Китай, IV ст. до н.э.) (Там же, с. 105).
• «Чтобы управлять землей, государство должно знать ее естественные свойства». Это не из современного учебника по сельскому хозяйству, а из того же Гуань-Цзи. Там же рекомендуется более гибко сформировать налоговую систему: уровень «налогообложения должен отвечать качеству земли». Таким образом, речь идет о создании земельного кадастра (Там же, с. 105).
• «Общая выгода и общая любовь», кроме того «общая польза — как сумма отдельных интересов», наверно, обязательно должны появиться в современных принципах устойчивого развития, а пока что это строки из трактата Мо Ди ( Мо-Цзи) (Китай, V ст. до н.э.) (Там же, с. 109).
• Развитие особой формы социально-экономической и политической организации общества-полиса (города-государства) разрешал еще в Древней Греции реализовывать идеи автономного управления локальными экосистемами {«думать глобально — действовать локально») в пределах федерального государства (Греция, VII—VI ст. до н.э.) (Там же, с. 113).
Можно предположить, что многое из приведенных выше идей были сформулированы в условиях локального экологического кризиса, который переживало человеческое общество на тот момент в данном уголке земного шара. Однако кризис удавалось преодолеть, и человечество надолго забывало о своем открытии, пока не было вынуждено возвращаться к нему снова с наступлением нового экологического конфликта. Созвучность тех или других идей древности современным принципам устойчивого развития объясняется схожестью конфликтов между человеком и природой. Отличия состоят в том, что нынешний конфликт приобрел форму глобального экологического кризиса.