Блок законопроектов по природным ресурсам
1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от
04.09.99 № 96-ФЗ.
2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации»
от 16.11.95 № 167-ФЗ.
3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объек-
тами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).
4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99
№ 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).
5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федера-
ции» от 25.10.01 № 136-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного нало-
га» от 14.12.01 № 163-ФЗ.
7. Федеральный закон «О разграничении государственной соб-
ственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.
8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96
№ 4-ФЗ.
9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изме-
нениями от 08.08.01).
10. Федеральный закон «Об участках недр, право пользования
которыми может быть предоставлено на условиях раздела продук-
ции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.
11. Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации»
от 29.01.97 № 22-ФЗ.
12. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лече-
бно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.
13. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер-
риториях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.
14. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
15. Федеральный закон «О внутренних морских водах, тер-
риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
от 31.07.98 № 155-ФЗ.
16. Федеральный закон «О континентальном шельфе Россий-
ской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).
17. Федеральный закон «О территориях традиционного природо-
пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Фе-
дерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических
преступлений.
По А.М.Воронцову (1999), экологическое преступление — это
Предусмотренное законом и запрещенное им под угрозой наказа-
ния виновного общественно опасное деяние (действие или без-
действие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты,
рациональное использование и охрана которых обеспечивают оп-
тимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую
безопасность населения и территорий. Оно состоит в непосред-
ственном противоправном использовании природных объектов (или
в противоправном воздействии на них) как социальной ценнос-
ти, приводящем к негативным изменениям состояния и качества
окружающей среды.
Экологическая криминалистика — наука, исследующая законо-
мерности преступного нарушения экологической безопасности
личности, общества и государства, механизмы отражения преступ-
ного поведения в источниках информации, оптимальные пути рас-
крытия, расследования и предупреждения экологических преступ-
лений, а также средства и методы указанной деятельности с це-
лью обеспечения надлежащего применения процессуально-мате-
риальных правовых норм.
Основные отличия экологической криминалистики следующие:
виктимологическое — жертва не провоцирует преступление, она
коллективна, анонимна; воздействие преступления может быть
весьма отдаленным во времени (химический канцерогенез зани-
мает до 10 — 20 лет);
трасологическое — материальные следы преступления не локаль-
ны, а распространены по протяженным территориям и акватори-
ям, эффекты трансграничного переноса требуют подключения
механизмов международного права (единственная область крими-
налистики, где применимы спутниковые методы наблюдения — это
экологическая криминалистика);
по степени латентности — доля скрытой экологической пре-
ступности гипертрофированна и достигает в России 97 — 99 %.
С 1 июля 2002 г. на территории Российской Федерации вступил
в действие новый Кодекс Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях. Задачами законодательства об админис-
тративных правонарушениях являются: защита личности, охрана
прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защи-
та общественной нравственности, охрана окружающей среды, уста-
новленного порядка осуществления государственной власти, об-
щественных порядка и безопасности, собственности, защита
законных экономических интересов физических и юридических лиц,
общества и государства от административных правонарушений, а
также предупреждение таких правонарушений. Вопросы защиты
окружающей среды затронуты в гл. 7 «Административные наруше-
ния в области охраны собственности* и гл. 8 «Административные
правонарушения в области охраны окружающей природной среды
и природопользования» Кодекса Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях.
1.2.2. Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»
В январе 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон
«Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об
охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все
законодательство в области охраны окружающей среды, природо-
пользования и обеспечения экологической безопасности было по-
строено в соответствии с основными положениями этого закона.
Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.
Структура Федерального закона «Об охране окружающей сре-
ды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране
окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание
принципиально новое.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1
даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования,
государственного экологического мониторинга, экологического ауди-
та, наилучшей существующей технологии, экологического риска,
экологической безопасности. Изменения коснулись всех определе-
ний в области нормирования качества окружающей среды. Дано
принципиально новое определение государственного экологического
мониторинга. Также впервые даны определения экологическому ауди-
ту, наилучшей существующей технологии и экологической без-
опасности.
Основные принципы охраны окружающей среды, сформули-
рованные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной
деятельности на природную среду, исходя из требований в облас-
ти охраны окружающей среды. При этом снижение негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности должно дости-
гаться на основе использования наилучших существующих техно-
логий с учетом экономических и социальных факторов. Закон тре-
бует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального
подходов к установлению требований в области охраны
окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельно-
сти.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полно-
стью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений,
связанных с охраной окружающей среды, включая:
разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных норма-
тивных документов в области охраны окружающей среды, содер-
жащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже
установленных на федеральном уровне;
организацию и осуществление в порядке, установленном зако-
нодательством Российской Федерации, государственного эколо-
гического мониторинга, формирование и обеспечение функцио-
нирования территориальных систем наблюдения за состоянием
окружающей среды;
государственный экологический контроль за объектами хозяй-
ственной и иной деятельности независимо от форм собственно-
сти, находящимися на территориях субъектов Российской Феде-
рации, за исключением подлежащих федеральному государствен-
ному экологическому контролю.
Существенные изменения претерпел раздел, посвященный ме-
тодам экономического регулирования.
К основным методам экономического регулирования в области
охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окру-
жающей среды» отнесено:
разработка государственных прогнозов социально-экономиче-
ского развития на основе экологических прогнозов;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч-
ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии,
использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а так-
же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-
ющей среды в соответствии с законодательством Российской Фе-
дерации;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной де-
ятельности (в том числе экологического страхования), направлен-
ной на охрану окружающей среды.
Законом ликвидирована система экологических фондов, но со-
хранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду.
Определено, что предпринимательская деятельность, осуществ-
ляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посред-
ством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован меха-
низм добровольного экологического страхования.
В соответствии с требованиями нового закона в России будет
полностью изменена система нормирования в области охраны окру-
жающей среды.
Законом определено, что нормирование в области охраны
окружающей среды заключается в установлении нормативов ка-
чества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а
также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет-
ся в порядке, установленном Правительством Российской Феде-
рации.
К нормативам качества окружающей среды законом отнесены
нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи-
ческими и биологическими показателями ее состояния. В целях
предотвращения негативного воздействия на окружающую среду
хозяйственной и иной деятельности для юридических и физиче-
ских лиц устанавливаются следующие нормативы:
допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
образования отходов производства и потребления и лимиты на
их размещение;
допустимого изъятия компонентов природной среды;
допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Законом вводится добровольная и обязательная экологическая
сертификация как один из элементов осуществления экологиче-
ски безопасной хозяйственной деятельности.
Принципиально изменен раздел, посвященный государствен-
ной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самосто-
ятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую
среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и
иной деятельности, которая может оказать прямое или косвен-
ное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при
разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том
числе предьтнвестиционной, и проектной документации с уча-
стием общественных объединений. Впервые введена норма пра-
ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы
устанавливается Федеральным законом «Об экологической экс-
пертизе».
В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны
окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной де-
ятельности». Она содержит принципиально новые статьи:
«Требования в области охраны окружающей среды при произ-
водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных
средств»;
«Требования в области охраны окружающей среды при разме-
щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих про-
изводств, объектов переработки, транспортировки, хранения и
реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;
«Требования в области охраны окружающей среды при прива-
тизации и национализации имущества».
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме-
нен порядок государственного экологического контроля. Если в
соответствии со старым законом на территории Российской Феде-
рации осуществлялся государственный, производственный и об-
щественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муни-
ципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государ-
ственного экологического контроля. Теперь его проводят специ-
ально уполномоченные федеральные органы исполнительной вла-
сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации, а не только органы государственной власти в области охра-
ны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии Рос-
сии). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному го-
сударственному экологическому контролю, определяется Прави-
тельством Российской Федерации.
Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за
нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность
полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по
проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред
возмещается в соответствии с утвержденными в установленном
порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из
фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде,
причиненного нарушением законодательства в области охраны ок-
ружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.
Также изменен порядок ограничения, приостановления или
прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу-
ществляемой с нарушением законодательства в области охраны
окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред-
писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо-
зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении,
приостановлении или прекращении этой деятельности должны рас-
сматриваться судом или арбитражным судом.
1.2.3. Основные положения Федерального закона
«Об экологической экспертизе»
В современных условиях перехода России к рыночным отноше-
ниям экологическая экспертиза становится основным элементом
принятия решений на любом уровне управления. В первую оче-
редь, это связано с переходом от административных методов регу-
лирования экономики к рыночным, что предусматривает разви-
тие независимой экологической экспертизы как одного из важ-
нейших инструментов в процессе принятия решений.
Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйствен-
ную деятельность без учета существующего и прогнозируемого со-
стояния природной среды, без оценки последствий от хозяйствен-
ной деятельности привела к ухудшению экологической обстанов-
ки и образованию очагов социальной напряженности в местах рас-
положения экологически неблагополучных предприятий. В целях
предотвращения принятия экологически непродуманных решений
на стадии разработки предпроектной и проектной документации в
Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» впер-
вые были сформулированы основы проведения экологической эк-
спертизы в Российской Федерации. Во исполнение этих принци-
пов был разработан и в 1995 г. принят Федеральный закон «Об
экологической экспертизе».
Он регулирует все отношения в области экологической экспер-
тизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — ус-
тановление соответствия намечаемой хозяйственной и иной дея-
тельности экологическим требованиям и определение допустимо-
сти реализации объекта экологической экспертизы в целях пре-
дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой дея-
тельности на окружающую природную среду и связанных с ними
социальных, экономических и иных последствий реализации объек-
та экологической экспертизы». В соответствии с законом на терри-
тории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и обществен-
ная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен
следующим образом:
1) принципы экологической экспертизы;
2) полномочия в области экологической экспертизы федераль-
ных органов государственной власти, субъектов Российской Фе-
дерации, органов местного самоуправления;
3) порядок проведения ГЭЭ, включая:
объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов Рос-
сийской Федерации;
порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ;
права и обязанности эксперта и руководителя;
принятие заключения ГЭЭ;
4) порядок проведения ОЭЭ, включая:
объекты ОЭЭ;
условия проведения ОЭЭ;
отказ в государственной регистрации заявления о проведе-
нии ОЭЭ;
принятие заключения ОЭЭ;
5) права и обязанности заказчиков документации, подлежа-
щей экологической экспертизе;
6) финансирование государственной и общественной экологи-
ческой экспертизы;
7) виды нарушений законодательства Российской Федерации
об экологической экспертизе;
8) порядок разрешения споров в области экологической экс-
пертизы между субъектами Российской Федерации и между муни-
ципальными образованиями.
Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель-
ных условий финансирования и реализации ее объекта. Оно имеет
юридическую силу в течение срока, определенного специально
уполномоченным государственным органом в области экологиче-
ской экспертизы.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установ-
лена ответственность за нарушения законодательства Российской
Федерации в этой области.
Споры в области экологической экспертизы между субъектами
Российской Федерации разрешаются посредством согласования
решений по предметам спора и принятия согласительных доку-
ментов. В случае отсутствия таких решений эти споры разрешаются
в порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации. Споры в области экологической экспертизы между муни-
ципальными образованиями разрешаются в судебном порядке в
соответствии с процессуальным законодательством.