Приказ министра обороны Российской Федерации 41 страница
При составлении служебного документа, содержащего письменную консультацию, рекомендуется пользоваться простыми предложениями, не употреблять лишних слов, не вносящих ничего нового в смысл фразы, предложения.
После составления документ проверяется на предмет правильности содержания, отсутствия орфографических и стилистических ошибок, подписывается должностным лицом юридической службы.
Информация о служебном документе и лице, обратившемся за письменной консультацией, должна учитываться в специальной тетради, рекомендуется оставлять копию служебного документа. После этого документ передается заинтересованному лицу.
При даче устной консультации должностное лицо юридической службы, ведущее юридическую консультацию, при необходимости сообщает посетителю свои фамилию, имя и отчество, воинское звание и занимаемую должность; внимательно выслушивает посетителя, подробно уясняет суть задаваемого вопроса, определяет характер отношений и закон или иной нормативный правовой акт, которым эти отношения регулируются.
Консультация проводится непосредственно после изучения всех необходимых вопросов, в произвольной форме. В ходе консультации со ссылкой на правовые нормы последовательно дается исчерпывающий ответ по интересующим правовым вопросам. При необходимости краткая информация дается консультируемому под запись. Несекретные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, касающиеся существа вопроса, во время консультации рекомендуется передавать консультируемым для личного прочтения, краткой записи из них, ксерокопирования. Для улучшения качества устной консультации, сокращения сроков ее проведения должностному лицу юридической службы рекомендуется пользоваться ПЭВМ с правовыми информационными системами, при ее отсутствии — картотекой. При отсутствии необходимого нормативного правового акта консультация может быть перенесена на более поздние сроки. Срочные и не сложные по содержанию правовые вопросы могут доводиться должностным лицом посредством телефонной связи.
Информация о консультации записывается в учетную тетрадь. В частности, записываются:
— время и место консультации;
— данные о консультируемом: воинское звание, фамилия, имя, отчество, должность, место службы (работы), рабочий телефон;
— существо вопроса;
— вкратце содержание консультации;
— данные о переносе консультации.
Организация нештатной юридической консультации гарнизона согласно ст. 34 УГ и КС ВС РФ возлагается на помощника начальника гарнизона по правовой работе.
Помощнику начальника гарнизона по правовой работе, организующему работу нештатной юридической консультации, следует определить круг лиц, способных выполнять обязанности консультантов, и предложить их состав в проекте приказа об организации нештатной юридической консультации гарнизона. В этом приказе определяются:
— помещение, имеющее свободный доступ для военнослужащих, лиц гражданского персонала, других граждан;
— время работы консультации;
— ответственное должностное лицо, нештатно выполняющее обязанности руководителя консультации;
— состав консультации, порядок работы каждого из специалистов служб, должностных лиц гарнизона, представителей военной прокуратуры и суда;
— порядок предварительной записи на консультацию;
— источники комплектования необходимой юридической и справочной литературой;
— другие вопросы функционирования юридической консультации.
Данный проект приказа перед подписанием начальником гарнизона должен пройти обязательную процедуру согласования с военным прокурором гарнизона, председателем военного суда гарнизона.
Должностные лица гарнизона, специалисты различных служб в процессе консультации дают информацию обратившимся лицам о практике применения норм законодательства в подведомственной им области деятельности. По данным, полученным в ходе обращения, должностные лица могут принимать решения в пределах их компетенции о разрешении вопросов, послуживших поводом обращения за консультацией.
Должностные лица юридической службы дают консультации и разъяснения по любым вопросам действующего законодательства, устные и письменные справки по законодательству. Кроме этого, они оказывают помощь в составлении заявлений, жалоб и других документов правового характера.
В соответствии с требованиями Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации высокая эффективность в деятельности должностных лиц юридической службы в ходе подготовки и проведения юридической консультации достигается в результате:
— чуткого и внимательного отношения к людям, уважения чести и личного достоинства каждого обратившегося за юридической консультацией;
— ведения работы по предложениям, заявлениям и жалобам и делопроизводства по ним в строгом соответствии с требованиями приказа министра обороны Российской Федерации «О работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. № 615;
— анализа и обобщения обращений военнослужащих, лиц гражданского персонала, членов их семей к командованию и в вышестоящие органы военного управления с предложениями, заявлениями и жалобами;
— методического руководства и постоянного контроля за подведомственными подразделениями (должностными лицами) юридической службы;
— умелой организации работы по систематизации приказов и директив министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц;
— ведения регулярной справочной работы по законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, другим нормативным актам;
— своевременного издания справочника (перечня изменений и дополнений в справочник) по приказам и директивам министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц;
— широкого использования в работе ПЭВМ с правовыми информационными системами;
— взаимодействия при решении возникающих вопросов с должностными лицами кадровых, финансовых и квартирно-эксплуатационных органов, вещевой, продовольственной и других служб;
— тесного сотрудничества с органами государственной власти и управления, военной прокуратурой, военными судами, другими государственными и общественными организациями в ходе осуществления мероприятий по обеспечению законности в деятельности органов военного управления, воинской части, защите их прав и законных интересов.
Вариант приказа об организации работы внештатной юридической консультации гарнизона приведен в приложении 10 настоящего издания.
Образец оформления книги учета консультаций приведен в приложении 11 настоящего издания.
Вариант юридической справки, выдаваемой помощником командира воинской части по правовой работе, приведен в приложении 12 настоящего издания.
Глава 18. Правовая работа по соблюдению военнослужащими норм международного гуманитарного права при действии войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях
В современных условиях формирования новой геополитической структуры, на фоне стремительного роста конфликтного потенциала отдельных регионов, обострения существующих и появления новых региональных конфликтов, особую значимость приобретают усилия Российской Федерации совместно с мировым сообществом на прекращение войн и вооруженных конфликтов во всех регионах мира, в том числе и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). В этой обстановке действия войск в вооруженных конфликтах и в миротворческих операциях становятся своеобразной формой оперативного применения вооруженных сил.
В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определена необходимость поддерживать ее суверенитет, обеспечивать целостность и неприкосновенность ее территории как самостоятельно, так и в составе международных организаций, путем широкого участия Российской Федерации в миротворческих операциях.
Организационными документами в области правовой работы по соблюдению военнослужащими Российской Федерации норм международного гуманитарного права при действии войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях являются Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, которая к основным принципам обеспечения национальной безопасности относит соблюдение норм международного права и российских законов в вооруженных конфликтах, а также Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, которая устанавливает положение о соблюдении международных обязательств, содействии достижению целей договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация. Данное положение признано основным принципом политики в области военной безопасности.
В разделе «Основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск» Военной доктрины определено, что Вооруженные Силы применяются «в том числе для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации». Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ устанавливает конкретные цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации при действии войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях. В соответствии с п. 14 Военной доктрины цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации в таких операциях включают:
— разведение противоборствующих сторон;
— стабилизацию обстановки;
— обеспечение условий установления мира.
Миротворческие операции, а также иные действия войск в вооруженных конфликтах предназначены для осуществления следующих функций:
— разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;
— обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта;
— блокировка района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
— создание предпосылок для политического урегулирования конфликта.
Для подготовки и выполнения указанных задач Военная доктрина предусматривает:
— структуру подразделений, входящих в состав миротворческих сил;
— выделение специально назначенных соединений и воинских частей;
— осуществление подготовки и обучения по специальным программам;
— планирование применения тылового и технического обеспечения;
— подготовку тылового и технического обеспечения;
— оперативное управление подчиненными подразделениями;
— оперативное управление тыловым и техническим обеспечением в соответствии со структурными процедурами ООН и СНГ.
В целях поддержания стабильности и обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз воинские контингенты России могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных и национальных группировок в соответствии с международно-правовыми документами.
Участие России в вооруженных конфликтах, в том числе в миротворческих операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, в целом соответствует положениям Устава ООН и международному праву. Действия воинских формирований России в данных операциях включают:
— наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий;
— разъединение конфликтующих сторон;
— разоружение и расформирование их подразделений;
— содействие в решении проблемы беженцев;
— оказание медицинской и иной гуманитарной помощи;
— выполнение милицейских (полицейских) и иных функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека;
— ведение в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.
Выполнение поставленных задач в соответствии с действующим внутренним и международным законодательством находится в прямой зависимости от соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права, а также от организации правового обеспечения в ходе боевых действий. Соблюдение военнослужащими норм международного гуманитарного права возложено на командиров (начальников) всех степеней, на помощников командиров (начальников) соединений (части) по правовой работе (юридических советников).
§ 1. Должностные обязанности помощника командира (начальника) соединения (части) по правовой работе по соблюдению норм международного гуманитарного права при действии войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях
В 50-е гг. XX в. в вооруженных силах западных государств начали создаваться юридические группы, которые оказывали командирам правовую помощь. Такая инициатива объясняется тем, что руководства по международному гуманитарному праву не закрепляют сам текст международных соглашений и отражают не в полном объеме их положения. Необходимо заметить, что даже если ограничиться не противоречащими друг другу нормами, право вооруженных конфликтов остается чрезвычайно сложным, детальным и объемным.
Практика подтвердила необходимость более широкого использования военных юристов в случаях участия войск не только в вооруженных конфликтах, но и в миротворческих операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, где нормы по соблюдению военнослужащими международного гуманитарного права в ходе боевых действий мало применимы.
Созданные для применения в международном вооруженном конфликте и закрепленные в международных договорах нормы не охватывают все типы миротворческих операций. Такие операции включают как гуманитарные функции, имеющие целью оказание помощи беженцам, так и военные операции, направляемые на восстановление мира. Поэтому с учетом сложности решаемых задач в ходе осуществления различных миротворческих операций существует необходимость в оказании командирам правовой помощи.
Командир (начальник) для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, в период вооруженных конфликтов в случае необходимости привлекает помощника по правовой работе или другое находящееся в его непосредственном подчинении должностное лицо юридической службы, которые в таких случаях исполняют обязанности юридического советника. Указанное положение вытекает из ст. 82 Дополнительного протокола I кЖеневским конвенциям 1949 г., указывающей, что государства «обеспечивают наличие юридических советников, которые могли бы, когда это необходимо, давать советы военным командирам на соответствующем уровне о применении Конвенции и настоящего Протокола и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по этому вопросу».
Положение о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, введенное в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 100, разработано с учетом предыдущего опыта деятельности юридической службы.
Юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права при действии войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях предназначена для правового обеспечения деятельности органов военного управления, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации в период боевых действий, а также в период нахождения за границей при выполнении миротворческих функций, содействия улучшению их деятельности с помощью правовых средств в указанные периоды. Этот документ четко определяет основные задачи юридической службы по выполнению военными юристами функций юридических советников, которые в соответствии с общепринятыми международными нормами заключаются в следующем:
— в мирное время — участвовать в подготовке личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам международного гуманитарного права (в военно-учебных заведениях и воинских частях);
— в период вооруженных конфликтов (войны) — проводить правовую экспертизу принимаемых соответствующими командирами приказов, решений (т. е. запланированных или уже осуществляемых операций); осуществлять подготовку экспертных заключений по отдельным вопросам (например, выбор оружия); предоставлять необходимые юридические консультации командованию, воинским должностным лицам, военнослужащим.
Раздел 17 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10, регламентирует правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах, а также при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. В нем подробно освещены следующие вопросы:
— обязанности командиров (начальников) всех степеней руководствоваться в служебной деятельности общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта;
— правовое обеспечение при организации и ведении боевых действий;
— правовое обеспечение действий миротворческих сил при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
— изучение норм международного гуманитарного права.
В указанном Наставлении дан подробный перечень основных международных нормативных актов, регламентирующих правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях.
Как справедливо замечает профессор И.Н. Арцибасов[161], если война перестает подчиняться праву, она становится простым насилием, злоупотреблением силой.
В своей работе помощник по правовой работе (юридический советник) осуществляет контрольную функцию по соблюдению командиром (начальником) основополагающих принципов международного гуманитарного права:
а) принципа законности,который заключается в строгом и точном соблюдении норм международного гуманитарного права всеми органами военного управления, военнослужащими и гражданским персоналом;
б) принципа различия,который заключается в проведении при любых обстоятельствах различия между гражданским населением и военнослужащими, а также между гражданскими и военными объектами, что позволяет обеспечить защиту гражданского населения и гражданских объектов при ведении боевых действий и сосредоточить действия войск (сил) только против военных объектов противника;
в) принципа соразмерности,который заключается в том, что войска не должны наносить ущерб гражданским объектам и вызывать потери среди гражданского населения, несоразмерные с преимуществом над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
г) принципа гуманности, которыйзаключается в уважении и защите лиц, которые непосредственно не принимают участия в боевых действиях, включая и лиц из состава вооруженных формирований противника, сложивших оружие или прекративших принимать участие в бою по любой другой причине;
д) принципа военной необходимости,который заключается в выборе любых, но не запрещенных нормами международного гуманитарного права способов выполнения поставленной задачи. Применяя принцип военной необходимости, командир (начальник) должен стремиться свести к минимуму случайные потери и разрушения.
В мирное время выполнение норм международного гуманитарного права состоит в следующем:
— организовывать распространение среди подчиненного личного состава знаний о международном гуманитарном праве и принимать в нем личное участие, обращая внимание на то, что за грубые (серьезные) нарушения норм международного гуманитарного права законодательством Российской Федерации предусматривается привлечение виновных к уголовной ответственности;
— постоянно поддерживать правопорядок и высокую воинскую дисциплину, гарантирующие соблюдение подчиненными норм международного гуманитарного права в случае вооруженного конфликта;
— привлекать в ходе оперативной (боевой) подготовки помощника командира (начальника) по правовой работе (должностных лиц юридической службы) к выполнению обязанностей, которые возлагаются на юридического советника в период вооруженного конфликта;
— контролировать наличие у военнослужащих удостоверений личности или военных билетов с отметкой о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, опознавательного медальона (жетона), удостоверения о принадлежности к медицинскому персоналу;
— предусматривать систему мер по организации розыска, регистрации и передаче сведений о пропавших без вести;
— организовать обеспечение подчиненных воинских частей (подразделений) необходимыми международными средствами опознавания (отличительными эмблемами, знаками и средствами подачи сигналов опознавания), а также текстами законодательных актов Российской Федерации и международно-правовых документов, определяющих поведение военнослужащих — участников боевых действий;
— контролировать подготовку медицинского персонала и должностных лиц юридической службы по изучению и выполнению норм международного права.
В период вооруженного конфликта выполнение норм международного гуманитарного права состоит в следующем:
— подавать личный пример в соблюдении норм международного гуманитарного права;
— обеспечивать изучение личным составом норм международного гуманитарного права и обязанностей, налагаемых на него этими нормами;
— требовать соблюдения норм международного гуманитарного права и принимать меры по предупреждению их нарушения;
— в случае нарушений норм международного гуманитарного права пресекать их и привлекать к ответственности лиц, совершивших эти нарушения;
— докладывать вышестоящему начальнику о серьезных (грубых) нарушениях международного гуманитарного права;
— оказывать уважение и покровительство национальным обществам Красного Креста (Красного Полумесяца) и другим добровольным обществам помощи, признанным и уполномоченным своим правительством, при условии подчинения личного состава этих обществ военным законам и приказам командования;
— оказывать содействие Международному комитету Красного Креста (Красного Полумесяца) в выполнении им гуманитарных функций в целях обеспечения защиты и оказания помощи жертвам вооруженных конфликтов.
При организации и ведении боевых действий помощник командира (начальника) по правовой работе соединения (части, юридический советник) в необходимых случаях консультирует командира (начальника) при выборе такого варианта решения, который, обеспечивая выполнение поставленной боевой задачи, представляет наименьшую опасность для гражданского населения, гражданских и других объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права.
Принимая решение, командир (начальник) может снять (изменить статус) иммунитет с объектов, пользующихся защитой в соответствии с нормами международного гуманитарного права, или использовать гражданские объекты для выполнения поставленной боевой задачи исключительно в случае военной необходимости, предусмотренной нормами международного гуманитарного права, строго соблюдая такие его принципы, как различие, соразмерность и гуманность.
В 2000 г. юридической службой Министерства обороны Российской Федерации было разработано Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации[162]. Впоследствии оно было утверждено приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 8 августа 2001 г. № 360.
Согласно п. 12 указанного Наставления помощник командира соединения (части) по правовой работе в период вооруженного конфликта исполняет обязанности юридического советника по вопросам применения норм международного гуманитарного права. Он обязан:
— готовить по указанию командира правовые заключения о соответствии нормам международного гуманитарного права разрабатываемых проектов боевых и других документов. При установлении несоответствия этих документов нормам международного гуманитарного права докладывать об этом командиру с представлением при необходимости своего заключения в письменном виде;
— давать рекомендации с соответствующими разъяснениями командованию и другим должностным лицам по вопросам применения норм международного гуманитарного права;
— проводить по указанию командира инструктивные (методические) занятия с офицерским составом, участвовать в проверке знаний норм международного гуманитарного права и умения их применять в боевой обстановке;
— по поручению командира осуществлять контроль за соблюдением воинскими частями (подразделениями) норм международного гуманитарного права; в случае их нарушений немедленно докладывать об этом командиру и по его указанию организовывать проведение административного расследования (разбирательства);
— осуществлять регистрацию и анализ нарушений норм международного гуманитарного права, совершаемых противником;
— осуществлять правовое обеспечение работы командования соединения (воинской части) по вопросам обращения с военнопленными и задержанными гражданскими лицами;
— осуществлять правовое обеспечение рассмотрения поступающих от гражданского населения жалоб и исков, связанных с действиями личного состава при выполнении поставленных задач;
— осуществлять правовое обеспечение взаимодействия командования соединения (воинской части) в районах боевых действий либо на оккупированной территории с местной администрацией, с представителями Международного комитета Красного Креста, национальных обществ Красного Креста (Красного Полумесяца), другими организациями, выполняющими гуманитарные функции в интересах жертв вооруженных конфликтов.
Главные направления правовой работы в рассматриваемой области должны ориентироваться на цели организации, основные, наиболее важные виды ее деятельности. Применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации такие направления должны определяться исходя из социального предназначения Вооруженных Сил, их целей и задач.
Согласно ст. 10 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации и предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Следовательно, одним из главных направлений правовой работы должно быть содействие с помощью правовых средств как деятельности органов военного управления по подготовке к вооруженной защите, так и деятельности по самой вооруженной защите.
Главным в военном деле являются победа в войне (сражении), успешное проведение боевых операций, эффективное выполнение различных боевых задач по уничтожению (поражению) сил и средств противника. На достижение этого результата направлена вся деятельность военной организации, на это в первую очередь должна ориентироваться и правовая работа, организуемая и проводимая в войсках. Поэтому на первое место выдвигается такая разновидность правовой работы, как правовая работа при организации и проведении боевых действий (операций), другими словами, это вопросы, связанные с содействием правовыми средствами успешной подготовке и ведению военных (боевых) действий.
Правовая работа по соблюдению военнослужащими норм международного гуманитарного права при участии войск в вооруженных конфликтах, а также в миротворческих операциях осуществляется в целях соблюдения при этих условиях как законодательства Российской Федерации, так и норм международного гуманитарного права. Она включает в себя целый комплекс мер, направленных на оказание правовой (юридической) помощи органам военного управления, командирам (начальникам), и осуществляется путем проведения правовых экспертиз проектов боевых документов и соответствующих консультаций, контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права непосредственно в ходе боевых действий, а также проведения других мероприятий по предотвращению и пресечению нарушений указанных норм, тесного сотрудничества с местными правоохранительными органами по предупреждению правонарушений и провокаций со стороны местного населения в отношении миротворческих сил.
Данные меры являются эффективными лишь в том случае, когда в повседневной деятельности войск (миротворческих сил) поддерживается правопорядок и воинская дисциплина, осуществляется ежедневное изучение военнослужащими как боевых и общевоинских уставов, так и норм международного гуманитарного права, а также соблюдается порядок их применения при ведении боевых действий.
Так, в свое время первым шагом по выполнению международных обязательств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям, стало издание уставов Вооруженных Сил, а также приказа министра обороны СССР «Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним» от 16 февраля 1990 г. № 75, объявляющего названные документы и содержащего требования по их исполнению в войсках и силах флота. Приложение к приказу министра обороны СССР «Руководство по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права» 1990 г. № 75 является документом, определяющим реализацию норм международного гуманитарного права в практической деятельности войск и сил[163]. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ содержит положения, согласно которым международные договоры Российской Федерации наряду с законодательством Российской Федерации составляют правовую основу воинской обязанности и военной службы. Статья 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 14 декабря 1993 г. № 2140, обязывает военнослужащих знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, военнопленными и гражданским населением в районе боевых действий.