Экономические механизмы защиты окружающей
Природной среды в России
Не только за рубежом, но и в России признается, что экономические методы регулирования охраны окружающей среды более перспективны и актуальны, нежели административно-правовые, поскольку они направлены на стимулирование природоохранной деятельности и формируют такое поведение предпринимателей, в результате которого достигаются стабилизация или улучшение состояния окружающей природной среды.
Одним из главных факторов реализации природно-ресурсной политики России является экономический механизм природопользования, который включает в себя: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, платежи (налоги) за право пользования природными ресурсами (рентные платежи), стимулирование рационального природопользования, финансовое обеспечение работ по охране и воспроизводству природных ресурсов, осуществление инвестиционной политики.
Важнейшим компонентом экономического механизма природопользования являются платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода, как это определено для недр, или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами.
Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют всего около 3% от всех поступающих доходов, что не способно в полной мере компенсировать воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении ставок других налогов (налога на прибыль предприятий, доходы физических лиц. НДС и т.д.), т.к. суммарные налоги, взимаемые с природопользователей по отдельным природным ресурсам, находятся на предельно высоком уровне.
Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей перестройки налоговой системы и позволит обеспечить повышение уровня финансирования программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов.
Экологические механизмы регулирования осуществляются принятой системой платежей и лимитов на природопользование, а также с помощью налоговой политики. Основными элементами этой системы стали следующие:
* разрешения на выбросы, выдаваемые региональными природными комитетами;
* договоры и лицензии на комплексное природопользование (в них устанавливаются допустимые объемы выбросов, планы природоохранных мероприятий, нормативы и порядок расчета и внесения платежей за загрязнение окружающей среды);
* платежи за загрязнение;
* налоги и система налоговых льгот за загрязнение;
* система экологических фондов.
В настоящее время в Российской Федерации приняты следующие виды платежей по отраслям природопользования:
* плата за право пользования недрами, платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
* лесной доход (лесные подати), отчисления на воспроизводство и защиту лесов;
* плата за забор воды промышленными предприятиями;
* земельный налог с землепользователя;
* плата за разрешение на отстрел промысловых животных.
Взаимоотношение плательщиков с природоохранными органами строятся на основе договора и лицензии на право пользования конкретным видом природного ресурса или на комплексное природо-пользование. Эти договора являются юридическим основанием для взимания платежей. В договоре фиксируются размеры разрешенных выбросов, обусловлена величина ставки платежа по каждому ингредиенту, присутствующему в выбросах, определяются платежи за сверхнормативные выбросы и устанавливается порядок и периодичность внесения платежей.
В 1993 году большое распространение получила практика зачета осуществленных предприятием природоохранных инвестиций в счет уплаты платежей. Это тоже регулируется договором, где отмечается, какие именно инвестиции и в каком объеме могут быть зачтены предприятию в счет платежей.
Другой важный вопрос взаимоотношений загрязнителя с природоохранными органами - это мониторинг. В большинстве случаев пока используется форма статистической отчетности и балансы отходов. Как правило, эти документы заполняются расчетным путем. Большинство содержащейся в них информации не контролируется и требует корректировки.
Система платежей за загрязнение окружающей среды складывалась в России поэтапно. С 1 января 1992 года были введены платежи за загрязнение, в том числе:
* платежи за выбросы вредных веществ;
* платежи за сбросы в поверхностные водоемы;
* платежи за размещение твердых отходов.