Тема 1. объект, предмет и задачи экологии

ББК 20.1

П-77

Рецензенты:

Андросов Г.К. - д.б.н., профессор, зав. кафедрой экологии Брянской госсельхоз академии

Огуреева Г.Н. - д.г.н., профессор кафедры биогеографии географического факультета Московского государственного университета

Прищеп Н.И. ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ. 2005. – 296 с.

Практикум предназначен для изучения экологии студентами непрофильных специальностей высших учебных заведений.

Пособие содержит темы, сгруппированные в соответствии с образовательным стандартом. Каждая из представленных тем включает внеаудиторную (самостоятельную работу) и аудиторную работу студентов, а также методические указания к ней. По каждой из приведенных тем, даны тесты для проверки уровня знаний, указаны темы для индивидуальной работы студентов, приведены вопросы для подготовки к зачетному занятию. В пособие включена справочно-терминологическая информация, которой оперирует экология и справочный материал, который используется студентами при выполнении практических заданий.

Преподавателям, студентам вузов, учителям биологии, естествознания, а также всем тем, кто интересуется проблемами экологии.

© Н.И.Прищеп, 2005

© РИО, 2005

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экология как наука начала активно формироваться в 70-80 годы прошлого столетия. Термин «экология» введен в обращения Э. Геккелем. В вышедшем в свет в 1866 г. труде «Всеобщая морфология организмов» он называл экологией «общую науку об отношениях организмов со средой обитания». К сфере экологии Э. Геккель относил» крайне сложные и запутанные явления, которые определяются отношениями организмов к окружающей среде, к неорганическим и органическим условиям жизни; это так называемая «экономия природы», взаимоотношения между всеми организмами, которые живут совместно на одном и том же месте».

Сегодня известно более 100 определений экологии как науки. Все их разнообразие можно свести к трем основным группам: 1) отношения организма и среды ( классическая экология ); 2) отношения биосистем ( популяция, биоценозов, экосистем) и среды; 3 отношения систем разного рода (био-,эко, техно, соцсистем идр.) и среды. Последнее определение охватывает многочисленное разнообразие направлений в современной экологии.

Изложенное выше указывает на то, что наблюдается определенный разброс мнений во взглядах на экологию. В значительной мере это мешает дать четкое и ясное определение этой науки. До настоящего времени общепринятого устоявшегося определения термина «экология» нет.

По проблемам экологии в настоящее время издано достаточно большое количество учебников. Однако учебная литература необходимая для проведения практических занятий студентов непрофильных специальностей вузов фактически отсутствует, что в известной мере мешает организации полноценного учебного процесса и снижает его эффективность. Задача настоящего учебного пособия состоит в том, чтобы восполнить имеющий пробел, положить начало в создании единой системы учебников для проведения практических занятий по курсу « Экология» для студентов высших учебных заведений.

Тематика практических занятий составлена в соответствии с образовательным стандартом и раскрывает наиболее значимые вопросы общей или классической экологии, экологии человека и социальной, прикладной экологии. К каждой из 10 тем дается перечень практических заданий и тесты. Для освоения обучающимися тестовых заданий составлен объемный информационно- справочный материал. Список литературы, представленный в каждой теме позволяет студентам легко ориентироваться в подготовке к теоретической части занятия.

Для выполнения практической части занятия в приложении представлен справочный материал по здоровью человека, загрязнению окружающей среды, охране природы, международному сотрудничеству в сфере природопользования и охраны окружающей среды и некоторым другим вопросам экологии.

Подготовка к практическим занятиям даст возможность студентам небиологических специальностей в доступной форме при максимально возможном сохранении научного уровня познать основные задачи современной экологии.

Цель учебной дисциплины: овладение обучаемыми основами экологии, умениями применять их в будущей практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

–основные понятия экологии;

–законы и принципы экологии и рационального природопользования;

–характеристику основных природных ресурсов и меры по их рациональному использованию и охране;

–основы экологии человека и социальной экологии;

–причины экологического кризиса и пути выхода из него;

–параметры, характеризующие качество окружающей среды;

–взаимосвязи между проходящими на земле процессами;

–международное сотрудничество в сфере экологии и экологические проблемы глобализации;

–стратегию устойчивого развития;

–экономический механизм природопользования;

–экологическое законодательство; понятие экологического правонарушения и виды ответственности за него.

Подготовка к практическому занятию является процессом творческим и индивидуальным. Однако имеет смысл обратить на ряд принципиальных моментов:

1. Необходимо четкое знание содержания основных понятий, рассматриваемых на практических занятиях, умение формулировать их отличительные признаки и оперировать ими в реальной жизни;

2. Понимание связей и взаимосвязей между этими понятиями;

3. Выявление последствий воздействия факторов среды на отношения, которые складываются в экосистеме.

4. В подготовке логических схем, относящихся к теме занятия;

5. В решении задач, проблемных ситуаций по заданию преподавателя с учетом специфики будущей специальности студентов.

6. В конспектировании материалов по заданию преподавателя;

7. В подготовке к собеседованию по вопросам, обозначенным к теме занятия.

8. В выполнении индивидуальной работы (по согласованию с преподавателем).

При подготовке к практическим занятиям студенты обязаны изучить материал лекций, учебную и научную литературу по проблемам, выносимым на обсуждение. На занятиях студенты должны выступать с докладами, вопросы для которых даны в учебно-методических разработках. Время для выступления с докладами не превышает 10-12 минут. По итогам каждого занятия проводится тестирование студентов. Тест может быть с несколькими правильными ответами.

В ходе изучения дисциплины студенты, под руководством преподавателя, могут выполнять индивидуальную работу по экологическим проблемам места жительства студента, общим проблемам экологии, экологическим проблемам, поднимаемым в российской и зарубежной литературе, подготовить алгоритм взаимоотношений в экосистеме.

Содержание практических занятий

ТЕМА 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ

Задачи занятия: сформировать у студентов знания об экологии как науке, изучающей взаимоотношения организмов с окружающей их средой; об основных последовательно усложняющихся объектах (уровнях) экологического изучения – экосистемах, их своеобразии и значении; о необходимости правильного использования термина «экология»; о важной роли экологических знаний в жизни человека.

Наши рекомендации