Подготовка к интернет-экзамену
1. | 1. Термин «экология» ввел в науку в 1869 г.: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | М. Мёбиус | b) | Э. Геккель | c) | А. Тенсли | d) | В. Сукачев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | К абиотическим факторам окружающей среды относят | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | рельеф, климат, температуру, свет, влажность, соленость воды | b) | растительный опад, минеральный состав почвы, влажность | c) | соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет | d) | газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | К биотическим факторам окружающей среды относят | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | растительный опад, минеральный состав почвы, влажность | b) | соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет | c) | гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами | d) | газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | К антропогенным факторам окружающей среды относят | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | соленость воды, минеральный состав почвы и газовый состав атмосферы | b) | растительный опад, останки погибших животных и минеральный состав почвы | c) | гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами | d) | загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Действие экологических факторов на живые организмы в качестве раздражителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | вызывает приспособительные изменения у организмов | b) | обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях | c) | вызывает структурно-функциональные изменения у организмов | d) | свидетельствует об изменениях других факторов среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Действие экологических факторов на живые организмы в качестве ограничителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | вызывает приспособительные изменения у организмов | b) | обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях | c) | вызывает структурно-функциональные изменения у организмов | d) | свидетельствует об изменениях других факторов среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Действие экологических факторов на живые организмы в качестве модификаторов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | вызывает приспособительные изменения у организмов | b) | обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях | c) | вызывает структурно-функциональные изменения у организмов | d) | свидетельствует об изменениях других факторов среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Действие экологических факторов на живые организмы в качестве сигналов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | вызывает приспособительные изменения у организмов | b) | обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях | c) | вызывает структурно-функциональные изменения у организмов | d) | свидетельствует об изменениях других факторов среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | минимальных | b) | максимальных | c) | оптимальных | d) | минимальных и максимальных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Экологические факторы воздействуют на живые организмы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | одновременно и совместно друг с другом | b) | одновременно и изолированно друг от друга | c) | совместно друг с другом, но в определенной последовательности | d) | изолированно друг от друга и в определенной последовательности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях тундры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | недостаток тепла | b) | недостаток влаги и тепла | c) | недостаток пищи и влаги | d) | избыток влаги и недостаток пищи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в условиях пустыни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | избыток тепла | b) | недостаток пищи и влаги | c) | избыток тепла и недостаток пищи | d) | отсутствие почвы и недостаток пищи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Основной фактор, регулирующий сезонные циклы у большинства растений и животных, это изменение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | влажности | b) | температуры и влажности | c) | продолжительности дня и температуры | d) | влажности, температуры и продолжительности дня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняются | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | открывание и закрывание цветков у растений | b) | миграции лососевых рыб на нерест в реки | c) | открывание и закрывание раковин у морских моллюсков | d) | распускание почек и листопад у деревьев и кустарников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Из перечисленных биологических явлений приливно-отливным биоритмам подчиняются | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | открывание и закрывание устьиц на листьях растений | b) | миграции лососевых рыб на нерест в реки | c) | открывание и закрывание раковин у морских моллюсков | d) | распускание почек и листопад у деревьев и кустарников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | открывание и закрывание устьиц на листьях растений | b) | миграции лососевых рыб на нерест в реки | c) | открывание и закрывание раковин у морских моллюсков | d) | изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. | Участок абиотической и биотической среды, соответствующий экологическим потребностям популяции какого-либо вида | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | ареал | b) | экосистема | c) | местообитание | d) | экологическая ниша | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | Численность популяции какого-либо вида из года в год остается постоянной потому, что | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | каждый год гибнет примерно одинаковое число особей | b) | каждый год рождается примерно одинаковое число особей | c) | различные факторы среды противодействуют репродуктивному потенциалу популяции | d) | организмы прекращают размножаться после того, как численность популяции превысит средний уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | Рост численности популяции какого-либо вида может происходить в геометрической прогрессии (экспоненциально) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | только в лаборатории | b) | только при полном отсутствии хищников | c) | когда единственным ограничивающим ресурсом является пища | d) | когда популяция впервые попадает в подходящее местообитание, не занятое другими видами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | По мере увеличения плотности популяции рост ее численности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | не изменяется | b) | замедляется | c) | ускоряется | d) | в одних случаях замедляется, в других — ускоряется | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | В популяции, состоящей из постоянно размножающихся особей, численность будет увеличиваться при следующей возрастной структуре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | одинаковое соотношение младших, средних и старших возрастных групп | b) | младших возрастных групп меньше, чем средних и старших | c) | средних возрастных групп больше, чем младших и старших | d) | младших возрастных групп больше, чем средних и старших | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу конкуренции является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | вороны и синицы | b) | актинии и рака-отшельника | c) | канадской и европейской норок | d) | человека и человеческой аскариды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу хищничества является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | росянки и насекомых | b) | вороны и галки | c) | муравьев и тлей | d) | рыжего и черного тараканов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу паразитизма является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | божьей коровки и муравьев | b) | березы и гриба-трутовика | c) | окуня и карася | d) | клубеньковых бактерий и клевера | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу нейтрализма является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | волка и зайца-русака | b) | лисицы и волка | c) | человека и кишечной палочки | d) | копытных млекопитающих (в саваннах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу комменсализма (нахлебничество и квартирантство) является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | акулы и рыбы-прилипалы | b) | актинии и рака-отшельника | c) | березы и гриба-трутовика | d) | коровы и червя-сосальщика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу симбиоза является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | человека и дизентерийной амебы | b) | копытных млекопитающих (в саваннах) | c) | клубеньковых бактерий и клевера | d) | рыжего и черного тараканов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу мутуализма (сотрудничество или кооперация) является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | актинии и рака-отшельника | b) | жгутиковых простейших и термитов | c) | коровы и червя-сосальщика | d) | копытных млекопитающих (в саванах) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. | Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений двух видов по типу аменсализма является совместное существование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | канадской и европейской норок | b) | березы и гриба-трутовика | c) | жгутиковых простейших и термитов | d) | березы и ели в смешанном лесу | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. | Совокупность популяций разных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющих определенную территорию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | биотоп | b) | биоценоз | c) | экосистема | d) | биогеоценоз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. | Термин «биоценоз» ввел в науку в 1877 г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | А. Тенсли | b) | Э. Геккель | c) | В. Сукачев | d) | М. Мёбиус | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. | Совокупность совместно обитающих на определенной территории популяций растений, животных и микроорганизмов и окружающая их абиотическая среда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | биотоп | b) | сообщество | c) | биоценоз | d) | биогеоценоз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. | Термин «экосистема» ввел в науку в 1935 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | А. Тенсли | b) | Э. Геккель | c) | В. Сукачев | d) | М. Мебиус | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34. | Учение о биогеоценозе разработал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | А. Тенсли | b) | Э. Геккель | c) | В. Сукачев | d) | М. Мёбиус | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35. | Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | солнечный свет | b) | солнечный свет и растительная пища | c) | растительная и животная пища | d) | солнечный свет и минеральные вещества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36. | Первичные продуценты в экосистемах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | высшие растения, способные к фотосинтезу | b) | высшие растения, способные к фотосинтезу, и цианобактерии | c) | все растения, способные к фотосинтезу, за исключением водорослей | d) | все растения, способные к фотосинтезу, цианобактерии и некоторые бактерии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. | Первичные консументы в экосистемах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | растительноядные насекомые | b) | травоядные млекопитающие | c) | все растительноядные животные и паразиты растений | d) | все растительноядные животные, за исключением крупных травоядных млекопитающих | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38. | Вторичные консументы в экосистемах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | все плотоядные животные | b) | плотоядные и всеядные животные | c) | мелкие плотоядные млекопитающие и хищные насекомые | d) | крупные плотоядные млекопитающие и хищные птицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39. | Истинные редуценты в экосистемах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | сапрофитные бактерии | b) | сапрофитные бактерии и некоторые грибы | c) | все бактерии, дождевые черви и почвенные клещи | d) | все бактерии, дождевые черви, почвенные клещи и некоторые грибы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40. | Из общего количества энергии, передающейся в пищевой цепи с одного трофического уровня на другой, примерно 10 % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | изначально поступает от Солнца | b) | превращается в бесполезную теплоту | c) | расходуется в процессе дыхания | d) | идет на построение новых тканей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41. | Правильно составленная пастбищная пищевая цепь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | листья-тля- божья коровка-паук- скворец-ястреб | b) | тля-листья- божья коровка-паук- скворец-ястреб | c) | ястреб-скворец- паук-божья коровка-тля- истья | d) | листья-божья коровка- тля-паук- скворец- ястреб | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42. | Правильно составленная детритная пищевая цепь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | листья- гусеницы- дрозд- ястреб | b) | ястреб- дрозд- гусеницы- листья | c) | листовой опад- дождевой червь- дрозд- ястреб | d) | ястреб- дрозд- дождевой червь- листовой опад | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. | Длина пищевой цепи в экосистемах ограничивается на каждом трофическом уровне | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | количеством пищи | b) | потерей энергии | c) | скоростью накопления органического вещества | d) | скоростью потребления органического вещества | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44. | В природных экосистемах через трофические уровни постоянно осуществляется | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | круговорот веществ и круговорот энергии | b) | круговорот веществ и однонаправленный поток энергии | c) | однонаправленный поток веществ и круговорот энергии | d) | однонаправленный поток веществ и энергии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45. | Различия в биомассе и продуктивности между экосистемами суши и океана | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | биомасса и продуктивность экосистем суши выше, чем у экосистем океана | b) | биомасса и продуктивность экосистем суши ниже, чем у экосистем океана | c) | биомасса экосистем суши выше, чем у экосистем океана, а продуктивность ниже | d) | биомасса экосистем суши ниже, чем у экосистем океана, а продуктивность выше | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46. | Экосистема устойчива, если при уменьшении среднегодового количества осадков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | на 50%, уменьшается биомасса продуцентов на 30%, а первичных консументов – на 20% | b) | на 40%, уменьшается биомасса продуцентов на 20%, а первичных консументов – на 40% | c) | на 60%, уменьшается биомасса продуцентов на 40%, а первичных консументов– на 20%; | d) | на 50%, уменьшается биомасса продуцентов на 25%, а первичных консументов–на 12%. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47. | Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | уменьшается | b) | увеличивается | c) | не изменяется | d) | в одних случаях уменьшается, в других – увеличивается | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. | Правильно составленная первичная экологическая сукцессия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | пожарище- лишайники и водоросли- травы и кустарники- ельник- березняк-дубрава | b) | скалы-лишайники и водоросли- мхи и папоротники- травы и кустарники- березняк- смешанный лес- ельник | c) | вырубка-травы и кустарники - березняк- смешанный лес- ельник | d) | пустошь-мхи и папоротники- травы и кустарники- смешанный лес- березняк-дубрава | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. | Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | пожарище- лишайники и водоросли- травы и кустарники- ельник- березняк- дубрава; | b) | скалы-лишайники и водоросли- мхи и папоротники- травы и кустарники- березняк- смешанный лес- ельник | c) | вырубка-травы и кустарники- березняк- смешанный лес- ельник | d) | пустошь-мхи и папоротники - травы и кустарники- смешанный лес- березняк-дубрава | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50. | Искусственные экосистемы (агроценозы) отличаются от естественных экосистем следующими характеристиками | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | состоят из небольшого числа видов, не способны к саморегуляции, источники энергии- солнечный свет и удобрения, нарушен круговорот веществ | b) | состоят из небольшого числа видов, способны к саморегуляции, источники энергии -солнечный свет и удобрения, осуществляется круговорот веществ | c) | состоят из большого числа видов, не способны к саморегуляции, источники энергии- солнечный свет и удобрения, нарушен круговорот веществ | d) | состоят из небольшого числа видов, не способны к саморегуляции, источники энергии- солнечный свет удобрения, осуществляется круговорот веществ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. | Основателем учения о биосфере является | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а) | Э. Геккель | b) | В. Сукачев | c) | В. Докучаев | d) | В. Вернадский | |||||||||||||||||||||||||
52. | В состав биосферы входят | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) | только живое вещество | b) | только живое и косное вещества | c) | только живое вещество и биокосные тела | d) | живое, косное вещество и биокосные тела | |||||||||||||||||||||||||
53. | Биомасса живого вещества в биосфере в настоящее время составляет, в т: | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) | 1,2- 108 | b) | 2,4- 1012 | c) | 3,2-1020 | d) | 5,4- 1023 | |||||||||||||||||||||||||
54. | Живое вещество распределено в биосфере | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) | равномерно по поверхности суши и в океане | b) | неравномерно по поверхности суши, но равномерно в океане | c) | неравномерно, максимум на приповерхностных участках суши | d) | неравномерно, максимум на приповерхностных участках океана | |||||||||||||||||||||||||
55. | Биогенная миграция в биосфере — это круговорот | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) | энергии, заключенной в живых организмах | b) | элементов, входящих в состав живых организмов | c) | органических веществ, входящих в состав живых организмов | d) | неорганических веществ, входящих в состав живых организмов | |||||||||||||||||||||||||
56. | Согласно учению В.И. Вернадского о биосфере в биогенной миграции принимают участие | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) | микроорганизмы и многоклеточные растения | b) | микроорганизмы и многоклеточные животные | c) | все многоклеточные организмы, за исключением человека | d) | микроорганизмы, все многоклеточные организмы, в том числе и человек | |||||||||||||||||||||||||
57. | Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать | |||||||||||||||||||||||||||||||
а) | образование озоновых дыр | b) | климатические сдвиги, например "парниковый эффект" | c) | усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами | d) | образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа | |||||||||||||||||||||||||
Библиографический список
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996. – 191 с.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990. – Т. 2. – С. 100.
3. Елисеев С. Мозги под крышей. – «Российская Газета», 2011. – №10 (5386). – С. 5.
4. Кавтарадзе Д.Н., Букварёва Е.Н. «Остров»: имитационная игра (настольная модель). – М.: Внешторгиздат, 1989.
5. Коммонер Б., Замыкающийся круг. – Л., 1974.. С. 32.
6. Лесовская М.И., Колесецкая Г.И. Экологический риск, прогресс и «Мерседес»: методические указания. – Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 48 с.
7. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1993. – С. 95 – 133.
8. Башкатов К.В., Резинкина О.А. Нормы ионизирующих излучений НРБ-96 на примере Красноярского края/ Эколого-экономические проблемы Красноярского края. 7.12.99. – Красноярск, СибГТУ, 2000. – С. 238 – 241.
9. Климова Е.В., Литвинцев К.Ю. Расчёт экономической эффективности комплекса водоохранных мероприятий для Красноярского шинного завода / Эколого-экономические проблемы Красноярского края. 7.12.99. – Красноярск, СибГТУ, 2000. – С. 238 – 241.
10. Надольская И.С., Рудакова Н.В. Расчёт экономической эффективности против шумового мероприятия / Эколого-экономические проблемы Красноярского края. 7.12.99. – Красноярск, СибГТУ, 2000. – С. 251 – 253.
11. Жевелёва Е.М., Прасолова Н.В., Гродзовская Г.А., Филатова Н.В, Царёва Т.И. Имитационные игры в почвоведении. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
12. Химия и жизнь (Солтерсовская химия) / Под ред. Н.П. Тарасовой. – Ч. II. Химические новеллы: Пер. с англ. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1997. – С. 159.
13. Кавтарадзе Д.Н., Букварёва Е.Н. «Остров»: имитационная игра (настольная модель). – М.: Внешторгиздат, 1989.
14. Кенуорси Л. Как убедить предприятия уменьшить количество промышленных отходов: руководство для граждан. – Пер. с англ. Н.П. Тарасовой, А.В. Малкова, В.В. Костикова, Н.А. Черепановой. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1995. – С. 129.
Приложение 1
Образец карточки каталога «Экология в лицах»
Карточка каталога «ЭКОЛОГИЯ В ЛИЦАХ» | Составитель: ________________________________ ____________________________________________ | Дата: ________ | ||||
Персона | ||||||
Коммонер Барри(28 мая 1917 г., Бруклин, США – 30 сентября 2012, США) | ||||||
Краткая биография | Родился в Бруклине в семье эмигрантов из России; племянник переводчика и исследователя классической русской прозы, декана славянского отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки Аврама Ярмолинского (1890–1975). Его отец, Исидор Коммонер (Исаак Коменар, 1883–1971), был портным из Кишинёва, он ослеп, когда его сын был ребёнком); мать, Голда Ярмолинская – домохозяйкой. Барри окончил университет штата Колумбия со степенью бакалавра. В 1938 получил магистерскую степень, в 1941 – докторскую. Во время Второй мировой войны служил на флоте в звании лейтенанта. После войны переехал в Сент-Луис, где в течение 34 лет преподавал физиологию растений в университете. В конце пятидесятых приобрёл известность как противник ядерных испытаний. Написал несколько книг об опасности подобных испытаний для экосистемы Земли. После неудачной попытки баллотироваться в президенты США, Коммонер переехал в Нью-Йорк, где занял должность руководителя Центра Биологии и Природных Систем (Center for the Biology of Natural Systems) при Королевском Колледже (Queens college). | |||||
Научный вклад | Основные труды | |||||
Исходя из представления об экологии как «экономике природы», сформулировал четыре закона экономики природопользования: 1. Всё связано со всем – отражён экологический принцип холизма (целостности), он основан на законе больших чисел. 2. Всё должно куда-то деваться – о необходимости замкнутого круговорота веществ и обеспечения стабильного существования биосферы. 3. Природа знает лучше – сближение с природой означает необходимость осторожного, уважительного и грамотного обращения с природными системами. 4. Ничто не даётся даром – о том, что каждое новое достижение неизбежно сопровождается утратой чего-то прежнего | · Коммонер Барри. Замыкающийся круг. – М.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280 с. · · Коммонер Барри. Технология прибыли. – М.: 1976. – 114 с. | |||||
План уч.-метод. докум. 2016 г., поз. № 11
Составитель: Н. В. Байдакова
КоучБук
по дисциплине «Экология»
Технический редактор Е. В. Румянцева
Подписано в печать 12.10.2015 г. Формат 60´84/16
Гарнитура Times New Roman. Бумага UNION PRINTS
Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 2,44. Уч.-изд. л. 2,6 Т. 30 экз.
Волжский институт строительства и технологий (филиал)
Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета
404111, г.Волжский Волгоградской области, пр.Ленина, 72
Отпечатано в РИО ВИСТех (филиал) ВолгГАСУ
404111, г. Волжский Волгоградской области, пр. Ленина, 72