ШИФР участника (заполняется ЖЮРИ)
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
Учебный год
1 тур – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ(общее количество баллов – 80)
Класс
На выполнение теоретического тура отводится 2 астрономических часа (120 минут).
ЗАДАНИЕ 1. (за каждый правильный ответ – 1 балл; всего – 20 баллов)
ИНСТРУКЦИЯ: Определитеправильность утверждений (ответ «да» или «нет»).
1. Контрольная часть научного эксперимента состоит в сохранении всех условий, кроме одного, влияние которого исследуется.
2. Термин «экология» в 1866 г. предложил Ф. Мюллер.
3. Функционирование большинства клеток организма не зависит от окружающих условий.
4. Животные взаимодействуют с биотическими компонентами окружающей среды,
а с абиотическими не взаимодействуют.
5. Приспособленность к среде обитания присуща живым организмам с момента появления их на свет.
6. В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.
7. Ксилофаг - организм, обитающий в древесине.
8. Все организмы подчиняются законам термодинамики: они получают, запасают и преобразуют энергию.
9. В листьях утилизируется не только падающий, но и отраженный солнечный свет.
10. Совокупность морфологических, поведенческих и других особенностей данного вида, помогающая ему выживать и размножаться в определенных условиях среды, называется метаболизмом.
11. Способность живых организмов противостоять изменениям и сохранять относительное постоянство внутренней среды называется адаптацией.
12. Все живое на Земле – это солнечная батарея, мощность которой превышает нынешнее энергопотребление человечества по меньшей мере в 100 раз.
13. Организм-паразит не зависит от организма-хозяина и влияет на него.
14. В состоянии анабиоза некоторые организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, в частности, глубокое промерзание при -180ºС.
15. Два вида, обитающие на одной территории, могут иметь одинаковую экологическую нишу.
16. Численность и плотность популяций, для которых характерен изменчивый тип динамики численности, колеблется в пределах двух - трех порядков.
17. Для регуляции численности многих насекомых-ксилофагов большое значение имеют слабоинерционные механизмы, особенно велика роль внутрипопуляционной конкуренции.
18. Стабильный тип динамики численности характерен для r-стратегов.
19. Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов пушных зверьков куницы и выхухоли.
20. Виды-коэдификаторы составляют основу видового богатства и, следовательно, определяют разнообразие связей в сообществе.
ЗАДАНИЕ 2. (Каждый правильный ответ - 1 балл; всего – 30 баллов).
ИНСТРУКЦИЯ: задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа занесите в матрицу ответов.
1. Отличие науки экологии от других видов человеческой деятельности в том, что:
а) ее выводы окончательны; б) она не объясняет законы природы;
в) можно проверить правильность ее утверждений;
г) нельзя доказать ложность ее утверждений.
2.Укажите относительно постоянные свойства среды на протяжении длительных периодов времени в эволюции видов:
а) ветер; б) влажность; в) осадки; г) сила тяготения.
3. Промежуточным хозяином вируса весенне-летнего или клещевого энцефалита является:
а) клещ орнитодорус; б) комар кулекс, в) комар анофелес, г) клещ персулькатус.
4. Бактерии тифа имеют скорость возможного заселения всей поверхности планеты за:
а) 200 дней; б) 2 суток; в) 10 дней; г) 366 дней.
5.Отношения между клевером и бактериями, живущими на его корнях – это отношения:
А) хищник-жертва; Б) паразит-хозяин; В) симбиоза; Г) конкуренции.
6. Отношения симбиоза существуют между человеком и:
А) домовой мышью; Б) пшеницей;
В) растущей во дворе крапивой; Г) синим васильком.
7.Какое приспособление у растений обеспечивает более эффективное и полное поглощение солнечного света?
а) листовая мозаика; б) мелкие листья
в) восковой налёт на листьях г) шипы и колючки
8.Редис в начале лета и в конце лета образует корнеплоды, а в середине лета цветет. Редис – это растение:
А.Короткодневное. Б.Длиннодневное.
В. Фотопериодически нейтральное растение.
Г.Данное явление не относится к явлению периодизма.
9. За свою жизнь самка судака может отложить более миллиона икринок. При этом до следующего размножения доживает в среднем:
А) около 50 тыс.; Б) около 5 тыс.; В) около 500; Г) 2.
10. Примером, иллюстрирующим эффект взаимозаменяемости факторов, открытым Э. Рюмелем в 1930 г., является компенсация:
а. позвоночным животным недостатка двуокиси азота в атмосфере повышенным содержанием протеинов и липидов
б. зеленым растением недостатка света повышенным содержанием диоксида углерода в атмосферном воздухе
в. шляпочным грибом отсутствия почвенной и атмосферной влаги повышением концентрации растворимых солей калия и фосфора
г. бурыми водорослями отсутствия солнечного света повышением содержания растворённого атмосферного азота
11. Несовпадение календарного возраста и возрастного состояния у растений происходит в результате:
а. несовершенства этих организмов;
б. специфики ростовых процессов, отличающих растения от животных;
в. сбоев работы генетических механизмов онтогенеза;
г. определенной экологической стратегии, выработанной ходом эволюции.
12. Понятие «биокосное тело» ввел в науку
А) В.И. Вернадский; Б) А. Гумбольдт; В) В.В. Докучаев; Г) В.И. Сукачев.
13. Природноочаговым заболеванием является
А) аскаридоз; Б) малярия; В) сыпной тиф; Г) чума.
14. Парниковый эффект связан с тем, что углекислый газ поглощает
А) ультрафиолетовое излучение; Б) видимый свет;
В) инфракрасное излучение; Г) радиоволны.
15. Местом обитания растений – галофитов служит:
а) болото; б) прибрежная, затопляемая при разливе, зона пресноводного водоёма;
в) пустыни и полупустыни; г) пойменные луга.
16. Животное – синантроп это:
а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;
б) дикое животное, не боящееся человека;
в) дикое животное, обитающее вблизи человека;
г) дикое животное, добываемое человеком живым или мертвым ради получения экономической выгоды.
17. Согласно правилу А. Уоллеса биологическое разнообразие увеличивается по мере продвижения:
а) с запада на восток; б) с востока на запад;
в) с севера к экватору; г) от экватора к северу.
18. Число особей вида на единицу площади или на единицу объёма жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие; б) плодовитость;
в) плотность популяции; г) обилие популяции.
19.Как называют привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов:
а) интродукция; б) биологическое загрязнение;
в) эмиссия; г) химическое загрязнение.
20. В экосистеме болота кислорода:
А) выделяется больше, чем поглощается;
Б) выделяется столько же, сколько поглощается;
В) выделяется меньше, чем поглощается;
Г) совсем не выделяется.
21.Каков результат сукцессий?
А.Смена одного сообщества другим.
Б.Поддержание сложной внутренней структуры сообществ.
В.Адаптация сообщества к окружающей среде.
Г. Процесс самовосстановления экосистемы.
22. Экогруппа – объединение из 6–8 человек (родственники, соседи, коллеги, друзья). Участники встречаются раз в неделю, вместе рассматривают конкретные экологические проблемы и обсуждают варианты их решения, которые затем осуществляются на уровне домохозяйства, дома, офиса. Деятельность экогрупп реализует принцип социальной экологии:
а) «природа знает лучше»; б) «после нас хоть потоп»;
в) «мир погубит непрофессионализм»; г) «думать глобально – действовать локально».
23. Твердые бытовые отходы на территории России, как правило:
А. подвергаются тонкой сортировке;
Б. подлежат захоронению на полигонах;
В. перерабатываются промышленными методами;
Г. утилизируются на мусороперерабатывающих заводах.
24. К недостаткам гидроэнергетики относят:
А. большие плотины позволяют подавать регулируемое количество воды в орошаемые районы;
Б. возможность контролировать паводки;
В. затопление значительных территорий;
Г. наличие еще не перекрытых потенциальных створов для гидростанций.
25. В принципы экологического поведения не входит
а)recombination; б)recycle – переработай вторично;
в)reduce – потребляй меньше; г)reuse – повторно используй.
26. По наличию природных малонарушенных экосистем Россия занимает в мире:
а) 200-е место; б) 100-е место; в) 10-е место; г) 1-е место.
27. Более половины территории России являются очень чувствительной к различного рода антропогенным нарушениям ее экосистем, вследствие того, что:
а) она находится на восток от Уральских гор в условиях резко континентального климата
б) она расположена севернее 60 градуса параллели в условиях многолетней мерзлоты;
в) она расположена на больших высотах;
г) она расположена на засоленных почвах в условиях обширных низменностей
28. Какой тип ландшафта практически исчез в результате глобального антропогенного вмешательства в экосистемы планеты:
а) пустыни и полупустыни; б) широколиственные леса;
в) лесостепи и лесотундры; г) степи
29. Диоксины образуюся при сгорании:
А) полиэтилена; Б) поливинилхлорида; В) вискозы; Г) капрона.
30. Об охране лесов размышлял герой пьесы А.П. Чехова:
А) «Вишневый сад»; Б) «Дядя Ваня»; В) «Три сестры»; Г) «Чайка».
ЗАДАНИЕ 3 (2 балла).
Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика, занимающих равные по площади ареалы, причем в первой из них численность составляла 164 зверьков, выжило 82, во второй – соответственно 90 и 56. Запас кормов в популяциях был одинаков, чем можно объяснить различия в показателе смертности?
ЗАДАНИЕ 4.(max - 8 баллов)
ИНСТРУКЦИЯ.Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных.
Правильный ответ – 2 балла. Обоснование верного ответа – ещё два балла.
ЗАДАЧА 4-1. (4 балла)
Общее количество энергии, затрачиваемое организмом в единицу времени для поддержания жизнедеятельности: | |||
а | Возрастает с увеличением массы тела | ||
б | Возрастает с уменьшением массы тела | ||
в | Убывает с увеличением массы тела | ||
г | Убывает с уменьшением массы тела | ||
ОТВЕТ | |||
ЗАДАЧА 4-2. (4 балла)
В крупных городах неоднократно предпринимались попытки уничтожения ворон как «вредных» птиц. С экологической точки зрения наиболее эффективным способом регулирования численности ворон является: | |||
а | отлов и отстрел | ||
б | разведение их естественных врагов – бродячих собак, кошек | ||
в | уничтожение гнезд и кладок | ||
г | ликвидация несанкционированных свалок | ||
ОТВЕТ | |||
ЗАДАНИЕ 5. (10 баллов)
ИНСТРУКЦИЯ.Выберите один правильный вариант ответа из четырёх возможных. Правильный ответ – 2 балла. Обоснование верного ответа – ещё два балла. Обоснование, почему три остальных ответа неверны – каждое обоснование по 2 балла.
Жизненность организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Какой из перечисленных законов соответствует данному утверждению:
А) Закон Бэра – Бабине;
Б) Закон минимума (Либиха);
В) Закон толерантности (Шелфорда);
Г) Закон пирамиды энергий (Р. Линдемана)
ТРИЗ ЗАДАНИЕ – 10 баллов
Некоторые Пресмыкающиеся пермского периода имели на спине «парус» - складку кожи высотой 1 м, поддерживаемую в вертикальном положении выростами позвоночника. Какое значение в жизни животного мог иметь такой «парус»?
ШИФР участника (заполняется ЖЮРИ)